Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«У нас есть свой собственный странный русский мир». Никита Михалков представил в Иркутске спектакль «12»

Никита Михалков с артистами Центра театра и кино представил в Иркутске спектакль «12». Показы состоялись 12 и 13 апреля в Музыкальном театре имени Н.М. Загурского. О спектакле и встрече с оскароносным режиссером – в репортаже журналиста IRK.ru.

Со спектаклем «12» артисты Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова объездили практически всю страну. За несколько дней до иркутских показов спектакль успешно прошел в Красноярске. Визит мэтра отечественного кинематографа в Сибирь состоялся согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России – в рамках федеральной программы «Большие гастроли», реализуемой Росконцертом.

«12» — постановка относительно молодая. Премьера прошла в 2021 году в Большом театре. Для Никиты Михалкова это знаковый спектакль. В 2007 году он снял одноименный фильм – ремейк американской драмы «12 разгневанных мужчин» по пьесе Реджинальда Роуза. Российская версия собрала звездный актерский состав (сам Никита Сергеевич снялся в роли восьмого присяжного) и, кстати, выдвигалась на премию «Оскар».

Стоит упомянуть, что впервые за эту пьесу Михалков взялся, будучи еще студентом Щукинского училища – поставил по ней дипломный спектакль. И вот спустя несколько десятилетий история о 12 присяжных вновь на театральной сцене. Актуальность поднятых в спектакле проблем не умаляется с течением времени, в чем иркутские зрители убедились 12 и 13 апреля.

Несмотря на то, что активной рекламы спектакля не было, билеты раскупили довольно быстро: зал был полон оба дня. Все-таки такие гости, как Никита Михалков, заезжают к нам нечасто — иркутский зритель больше привык к антрепризным гастролям с полузабытыми сериальными актерами.

Значимость и звездность персоны Михалкова способствовали переводу спектакля из разряда культурных событий в разряд светских. 12 апреля в зале были замечены первые лица региона, журналисты, представители бизнеса, творческая интеллигенция. Большинство дам соблюли театральный дресс-код и выглядели очень торжественно: в фойе даже была замечена женщина в босоножках — несмотря на то, что в этот день в Иркутске выпал снег.

В здании усиленно следили за безопасностью: на каждом этаже стояли полицейские и охранники. Столько крепких ребят наш Музыкальный театр давно не видел.

По техническим причинам (из-за замены оборудования для показа) начало спектакля задержали. В 18:34 раздался голос Михалкова, приглашающий к просмотру. Открылся занавес, и зрители увидели натянутую сетку, отгораживающую зал от сцены. С одной стороны, она создавала ощущение замкнутого пространства для действующих лиц, а с другой – ощущение киноэкрана для зрителей. На сцену вышли актеры, а как только Никита Сергеевич занял место во главе стола, в зале раздались аплодисменты. А потом — тишина.

Никита Михалков
По ходу развития сюжета присяжные не раз меняли свое мнение

Никита Михалков

По ходу развития сюжета присяжные не раз меняли свое мнение

«12» — это история о 12 присяжных, которые выносят вердикт чеченскому мальчику Умару, обвиняемому в убийстве приемного отца – русского офицера. Большинство голосует за то, что подсудимый виновен, так как дело кажется ясным. Все спешат покинуть школьный спортзал, где им пришлось собраться, и убежать по своим делам. Лишь один присяжный, усомнившись в обвинениях, голосует против. С этого и начинается трехчасовая психологическая игра. Каждый пропускает дело чеченского мальчика сквозь призму личной истории.

— Наш спектакль — это испытание и для актёров, и для зрителей, которые отвыкли от честного разговора. Но опыт показывает, что именно это делает постановку очень нужной, ведь проблемы, затронутые в этой истории — общечеловеческие, волнующие нашу страну и наших граждан, — отмечает сам Никита Михалков. — В этом спектакле каждый находит что-то свое: и человек на пятом ярусе, и человек в директорской ложе.

«12» — это почти библейская притча (в количестве присяжных можно увидеть отсылку к апостолам) о совести, сострадании, справедливости, спасении, о противоречивости людской натуры и всего нашего жизнеустройства. Есть в ней и пафос, свойственный творчеству Михалкова, и стыдливая откровенность, и даже крепкое словцо, вполне уместно вкроенное в канву повествования.

Никита Михалков исполнил роль восьмого присяжного
Зрители отметили высокое мастерство актеров, в числе которых Народный артист РФ Николай Бурляев
В спектакле занят детский ансамбль абхазского танца «АМЦАБЗ»
На экране периодически показывали кадры из фильма «12»

Никита Михалков исполнил роль восьмого присяжного

Зрители отметили высокое мастерство актеров, в числе которых Народный артист РФ Николай Бурляев

В спектакле занят детский ансамбль абхазского танца «АМЦАБЗ»

На экране периодически показывали кадры из фильма «12»

После окончания спектакля режиссер традиционно поблагодарил зрителей за тишину, отметив, что ее, в отличие от аплодисментов, подделать невозможно.

— Мы сыграли больше 70 спектаклей от Владивостока до Астрахани. И зрительская реакция везде примерно одинаковая: мы получили эту тишину везде, — сказал Никита Михалков. — Опыт показывает, что этот спектакль нужен стране, люди воспринимают его с огромным вниманием и благодарностью.

Невозможно не отметить высокое актерское мастерство труппы Центра театра и кино. Помимо самого Никиты Михалкова, в спектакле сыграли народный артист России Николай Бурляев, народный артист России Сергей Степанченко, заслуженный артист России Владимир Долинский, Гия Перадзе, Игорь Сергеев, Сергей Радченко, Александр Ведменский, Владимир Кочетков, Александр Кижаев, Рамиз Кялбиев, Антон Ромм, Евгений Дубовской, Павел Ильин.

— Николая Петровича Бурляева я знаю с юности, мы вместе учились, — рассказал режиссер. — Большинство актеров – выпускники моей Академии, куда берут актеров, уже имеющих театральное образование. Они очень хорошо технически оснащены, как актеры, мы понимаем друг друга с полувзгляда. У меня лучшая труппа в стране, высококлассная команда. Это не голословное заявление: если вы посмотрите наш спектакль «Метаморфозы», то увидите, что они могут все – от буффонады до мелодрамы и трагедии.

Никита Михалков особо отметил, что эти гастроли были бы невозможны без поддержки «Росконцерта», Министерства культуры РФ, руководства региона и партнеров. А также он отдельно поблагодарил технический персонал своей команды.

— Наш спектакль очень сложен с технической точки зрения, я восхищаюсь своими сотрудниками, которые за ночь разбирают оборудование, декорации, чтобы перевезти в другой город, и за ночь все это собирают обратно, — сказал режиссер.

Одним показом спектакля визит мэтра отечественного кино не ограничился: Никита Михалков встретился с губернатором региона Игорем Кобзевым, побывал в Тальцах, а также ответил на вопросы местных СМИ. Первый вопрос журналисты задали об учителе Никиты Сергеевича Михаиле Ромме, который родился в Иркутске.

— Я не знал, что Михаил Ильич отсюда, поэтому не связывал свой визит с его личностью, — отметил Никита Михалков. — Он был гениальным педагогом и человеком потрясающего остроумия. Наш курс был последним, который Михаил Ильич выпускал. Помню, однажды он подошел к аудитории, взялся за ручку двери и сказал: «Господи, когда все это закончится?» (смеется).

Половина вопросов журналистов касалась серьезных культурных тем, ведь когда еще представится возможность побеседовать о кино с лауреатом Каннского и Венецианского фестивалей и обладателем «Оскара» ? Один из вопросов был о поиске нового героя в современном кинематографе: кто он, герой нашего времени, и каким он будет в ближайшем будущем?

— Принципиально нового героя не предвидится, — ответил Никита Михалков. — Если освободить великое советское кино от идеологической направленности, в нем можно отыскать центрального персонажа, способного сострадать, жертвовать и требовать справедливости. Да, мы все разные, но в массе своей мы все равно остаемся фольклорным народом, который читает сказки про Конька-Горбунка, ковер-самолет, скатерть-самобранку. У нас есть свой собственный странный русский мир, который воспитывает в человеке понятие сострадания, жертвенности и справедливости. Наша студия «ТРИТЭ» снимала такие картины, как «Легенда No17», «Движение вверх», «Солнечный удар», «Утомленные солнцем», «Чемпион мира». Эти картины «советские», совпадающие с менталитетом российского зрителя. Они пользуются успехом, потому что в центре — тот самый герой, которого ждет аудитория. И это не новый герой, несмотря на меняющиеся технологии.

Также аудиторию заинтересовал взгляд Никиты Михалкова на проблему функции современного искусства: будучи ранее ориентированным на воспитание людей, сейчас оно все больше уходит в сферу развлечения

— Русское искусство всегда базировалось на великой русской литературе, а наша литература — это поиски смыслов, — отметил режиссер. — Я с трудом представляю себе, чтобы я кого-то воспитывал, это не входит в мои обязанности и компетенции. Но влияние искусства имеет большое значение. Однажды после показа спектакля «12» в Крыму Владыка Крымский Тихон сказал: «У меня было ощущение, что эта постановка была обращена лично ко мне. Сегодня я вынес жесткое решение в отношении одного человека. Я имел на это право. Но, посмотрев спектакль, я решил смягчить это решение». Это и есть то самое влияние искусства, являющееся самым ценным. Может быть, кто-то еще из зрителей поступит так же. Но это не первостепенная задача для меня, как для автора, просто когда ты искренен и занимаешься поисками смыслов, кто-то может пойти за тобой.

Элина Халтанова, IRK.ru. Фото автора и Анастасии Токарской

  • delumv 24 апреля 2024 в 16:04

    Это не тот ли самый, который под надуманным предлогом принудил всех платить дань с покупки цифровой техники, чтобы класть её себе в карман?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля