В Татарстане Альбина Асылгараева – популярная телеведущая. Девушка работает в местной телекомпании «Эфир», а также является пресс-секретарем нескольких организаций и блогером.
Тур на Байкал вместе с подругой, которую тоже зовут Альбина, она купила задолго до самой поездки, еще летом 2023 года. Девушки провели несколько дней на Ольхоне, а также успели погулять по Иркутску.
— Что я знала об Иркутске раньше? Для меня особенно ценно, что здесь жил писатель Валентин Распутин, — рассказывает Альбина. — А еще мне очень хотелось увидеть Ангару, она фигурирует во многих произведениях деревенской прозы, которую я люблю. Было ощущение, что я с Ангарой уже знакома – многие события из любимых книг происходили там. Помимо произведений Валентина Григорьевича, это также роман «Зулейха открывает глаза» писательницы из Казани Гузель Яхиной. По книге сняли фильм, для этого под Казанью, в Лаишевском районе построили деревню Семрук. В романе эта деревня стояла на Ангаре – ее в кино «изображает» Камское море. Когда я была в этом месте, чувствовала, как будто я действительно на Ангаре!
— Что удалось посмотреть в Иркутске?
— К сожалению, музей Распутина был закрыт — мы оказались в городе в понедельник. Успели погулять по центру, посетить галерею Бронштейна. Как турист, я очарована Иркутском и Байкалом. Как журналист, понимаю, что в городе много болевых точек. Например, заметно, что в центре мало современных зданий, а в общественно-культурной жизни не хватает ярких событий: ради интереса мы открыли афишу мероприятий в городе и не нашли ничего интересного. Еще поразили… бомжи прямо в центре города! Если честно, то я роющегося в мусорке человека не видела лет десять. Аналогичный эффект произвели полусгнившие деревянные бараки в центре. В Казани к тысячелетию города подобные дома снесли: на эти цели выделялись огромные деньги.
Мне показалось, что у иркутской деревянной архитектуры есть что-то общее с нашей: красивые кружевные дома здесь похожи на татарские, у нас в Казани тоже есть такие, только это новоделы. Еще интересно, что у вас двойные названия улиц: например, улица Чудотворская (бывшая Бограда). Такого я нигде не видела!
Чувствуется, что Иркутск — это маленький город, в котором творилась большая история России. Столько событий тут происходило! До этого я, конечно, слышала, что в Сибирь ссылали, но после того, как мы побывали в Музее декабристов, где хорошие музейные работники провели интересную экскурсию, стало намного понятнее.
— Часто спорят о сервисе на Байкале: кто доволен им, кто-то возмущается. Как вам?
— Удивило, что на острове Ольхон совсем недавно провели свет, и работает всего один супермаркет. До поездки я думала, что на Байкале топовый сервис, ведь соцсети завалены красивыми фото. Но оказалось, что топовость сервиса здесь выражена в другом: «буханки» без ручек (я на таком транспорте ни разу не ездила), простая музыка, упор на природу и естественность… В таком максимальном погружении в жизнь людей Прибайкалья и заключается особая ценность.
Еще я заметила, что люди из сферы сервиса здесь, как бы сказать… Не церемонятся! В хорошем смысле. Мы в Казани избалованы, сервис в ресторанах и кафе на таком же высоком уровне, как и в Москве. Блюда приносят быстро, очень внимательны, при малейшем проступке сразу исправляются. В Иркутске обслуживание дольше, люди не пытаются тебе угодить, они транслируют такой девиз: «Это просто моя работа, я не собираюсь под кого-то подстраиваться».
Например, мы катались на хивусе и у водителя была специфическая музыка… Если бы я возила туристов, среди которых подавляющее большинство – женщины, я бы составила соответствующий плейлист. Но этот водитель слушал шансон, какие-то песни с матами и просто кайфовал. Суровый сибиряк! В этом отношении к жизни проявляется аутентичность народа.
— Один из самых частых вопросов, который волнует туристов из западной части страны, это стоимость отдыха на Байкале. Во сколько вам обошлась поездка?
— Мы брали авторский тур, до этого мы с этим же организатором ездили в Мурманск и на Кавказ. По нашим подсчетам, чтобы побывать на Байкале, нужно около 100 тысяч. Это без учета покупки сувениров: цены на них неприятно удивили. Серебряное кольцо за 9 тысяч рублей – все-таки это очень дорого!
Я люблю вкусно поесть и часто еда в путешествиях — основная часть расходов. В этом туре нас кормили хорошо, даже не пришлось тратиться. В обычной жизни я не ем пельмени, а на Байкале — с удовольствием. Это незабываемые впечатления: ты сидишь на льду, который трещит, как будто стрелы вылетают из тетивы, и ешь домашние пельмени, приготовленные на костре. В голове мысль: даже если я провалюсь под лед, это самые вкусные пельмени в моей жизни! Также мы попробовали буузы из баранины, говядины и конины — эти понравились больше всего.
— Помимо кухни, что из бурятской культуры запомнилось?
— По пути с Ольхона мы заехали в «Золотую Орду», побывали в бурятской юрте, послушали горловое пение. Это было моей мечтой! Удивила роль женщин в бурятской культуре, судя по рассказам, все держалось на них. Они даже могли собирать юрту! Мне показалось, что буряты доброжелательные, с юмором, отзывчивые, готовые прийти на помощь друг другу. Возможно, это связано с тяжелыми природными условиями, в которых жил народ.
Во время поездки слышала, что местные буддисты верят в то, что после смерти можно переродиться. А меня так впечатлил лед Байкала, что я сказала: «Хочу, чтобы меня заковали в эти льды и оставили здесь». Я очень впечатлительная. Мы такие маленькие, а мир такой большой… Ради таких эмоций я и путешествую.
Элина Халтанова, IRK.ru, фото из архива Альбины Асылгараевой
А чего так возбудились? От стыда за малую родину? человек высказал свое мнение. Вы не согласны, что у нас соотношение цена-качество туров ни в какие рамки не лезет? За что 100тысяч за несколько дней? За чашку пельменей на льду и шансон в хивусе? Центр у нас - бомжатник откровенный. И не только…