Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Медицина становится ближе». Как цифровизация системы здравоохранения помогает пациентам

Еще 10-15 лет назад жителям Иркутской области нужно было пройти настоящий квест, чтобы попасть на прием к врачу – дозвониться до регистратуры поликлиники, получить талон или несколько долгих часов просидеть в очереди у кабинета доктора. Сейчас ситуация изменилась. В регионе внедрили Единое информационное пространство, а за последние три года Иркутская область в рейтинге так называемой цифровой зрелости среди субъектов России поднялась с 80-го места на 25-е. Что это значит для региона и какая работа за этим стоит, выясняла журналист IRK.ru.

15-16 февраля 2024 года в Иркутске прошла областная конференция «Цифровая трансформация здравоохранения Иркутской области». IT-специалисты больниц региона, представители областного минздрава и ПАО «Ростелеком» собрались, чтобы сверить часы и обсудить особенности работы Единого медицинского информационного пространства, которое формируется в регионе с 2022 года системой ЕЦП.МИС.

Конференция «Цифровая трансформация здравоохранения Иркутской области»
Конференция «Цифровая трансформация здравоохранения Иркутской области»

— Конференция состоялась уже во второй раз, мы пригласили специалистов, которые работают непосредственно в медицинских организациях, чтобы дать им ответы на вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации программного обеспечения, — рассказала руководитель группы прикладных проектов Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Татьяна Волгина. – Медицинская информационная система (МИС) дублирует все этапы лечения пациента, начиная с записи на прием к врачу и заканчивая выписным эпикризом или результатами лабораторных анализов. Этот процесс очень сложный, поэтому обязательно нужна обратная связь. Специалисты на местах - это то главное звено, та база, на которую мы должны ориентироваться и поддерживать, сопровождать. Кроме того, цифровизация здравоохранения не заканчивается, новые решения будут внедряться с каждым годом.

Сегодня в медицинской информационной системе работают свыше 10 тысяч пользователей из 93 учреждений здравоохранения. При этом ранее в регионе использовали несколько разных аналогичных программ, это было неудобно для врачей и пациентов.

По словам экспертов, в прошлом году доля дистанционных записей на прием к врачу выросла с 10% до 64%. Система не только контролирует расписание, но и анализирует загруженность врачей и отсутствие специалистов в клинике. В 2023 году в Единой медицинской информационной системе Иркутской области внедрен модуль «Взаимодействие с ЕГИСЗ. Витрина данных». Он обеспечивает актуальное состояние данных в витрине федеральной электронной регистратуры (ФЭР), бронирование талона, запись на прием и отмену записи со стороны Госуслуг.

Записаться на прием к доктору теперь можно несколькими способами: через Госуслуги, колл-центр, инфоматы, региональный портал медицинских услуг или мобильное приложение «К врачу». Также с 35,9% до 80,50% за прошлый год выросла доля жителей региона, которым доступны электронные медицинские документы в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Госуслугах. Документы можно скачать и отправить через электронную почту или мессенджеры.

Татьяна Волгина
Татьяна Волгина

Татьяна Волгина отметила, что данные, загруженные в медицинскую информационную систему, хранятся в облачном сервисе – даже при технических сбоях информация не исчезнет. МИС - это инструмент, который облегчает жизнь врачам и пациентам, открывает новые возможности. Например, начала работать платформа телемедицины и дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента.

— В регионе довольно значительное количество населенных пунктов, где есть только фельдшерско-акушерский пункт и фельдшер. Нет профильных специалистов, к ним нужно ехать, а это бывает неудобно и затратно, — прокомментировала Татьяна Волгина. – На помощь приходит телемедицина: пациент может прийти в ФАП и с помощью системы получить консультацию специалиста в режиме онлайн, задать вопросы и получить рекомендации. Конечно, это не отменяет очных визитов к врачу, но востребовано как первичная или предварительная консультация.

Кроме того, «Ростелеком» совместно с дочерней компанией «РТК Радиология» внедряет в Иркутской области модуль анализа флюорограмм. С помощью искусственного интеллекта модуль оценивает снимки, которые поступают из больниц в центральный архив медицинских изображений, созданный в 2020 году. Как рассказал руководитель проектов «РТК Радиология» Павел Угрюмов, система придумана в помощь врачам: при постановке диагноза доктор может воспользоваться результатами, предоставленными нейросетью. Искусственный интеллект выявляет признаки восьми видов патологий органов грудной клетки, в том числе туберкулеза, пневмонии и рака легких. Модуль «подсвечивает» отклонения от нормы, показывает врачу, на что нужно обратить более пристальное внимание. Это позволяет сократить время исследования и повысить качество диагностики.

Участники получили ответы на вопросы
Участники получили ответы на вопросы

— В планах внедрить еще два модуля, в работе которых задействован искусственный интеллект, — на анализ маммографии и компьютерной томографии легких, - поделилась Татьяна Волгина. – Мы готовы предоставить региону такую возможность, тем более соответствующее оборудование в больницах региона уже подключено к центральному архиву медицинских изображений. МИС разрабатывается и дорабатывается по федеральным требованиям. Все цифровые ресурсы – это помощь врачам и пациентам, за этим стоит большая совместная работа с областным минздравом и правительством региона. С нашей стороны - постоянная техническая поддержка, консультации, обсуждения предложений по развитию.

Новые функции системы в 2024 году коснутся формирования электронных личных медицинских книжек и наполнения электронных медицинских карт данными из частных клиник, развития централизованной подсистемы диспансерного наблюдения.

— Мы планируем обеспечить в «ЕЦП.МИС» формирование 15 новых видов структурированных электронных медицинских документов. В плане также — обеспечение информационного взаимодействия с Федеральным регистром лиц, больных хроническими вирусными гепатитами, ведение регионального регистра вирусных гепатитов и другие разработки, — прокомментировал заместитель генерального директора по производству компании «РТ МИС» Павел Лебедев. – Мы видим активное развитие информационной системы в Иркутской области, видим заинтересованность правительства региона, медицинских работников, пациентов. В этом году планируется активное развитие диспансерного наблюдения для маломобильных граждан: пациент поступает на диспансерное наблюдение, за ним закрепляют лечащего врача, который в дальнейшем наблюдает пациента удаленно.

— «ЕЦП.МИС» воплотил в себе передовую архитектуру информационных систем. Платформа обладает интуитивно понятным интерфейсом и обширным набором функциональных возможностей. Врачи, безусловно, оценят эти достоинства и получат значительное удобство в работе, – уверен директор Иркутского филиала «Ростелекома» Юрий Тиман.

Участников конференции приветствовал первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников. Он отметил, что задача мероприятия — это обмен опытом, повышение ключевых компетенций и обсуждение аспектов развития единого цифрового пространства для того, чтобы жители получали качественные услуги.

— По итогам 2023 года Иркутская область переместилась в рейтинге цифровой зрелости субъектов РФ в сфере здравоохранения на 25 место. В 2020-2021 годах регион находился на 80 позиции. Это итог интенсивной и кропотливой работы органов власти и медицинских учреждений. Конференция принесла пользу непосредственным участникам процесса: они обменялись опытом, повысили ключевые компетенции, обсудили аспекты развития единого цифрового контура здравоохранения региона, – отметил зампред.

Доступность электронных сервисов в медицине и формирование единого цифрового контура здравоохранения реализуются в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Екатерина Емелина, IRK.ru

Фото Кристины Рейн

16+

Екатерина Емелина, IRK.ru

  • Ольга Гордеева 21 февраля 2024 в 09:50 (изменено)

    Да, ко многим врачам по-прежнему сложно попасть. Хорошо хоть есть прием «по записи», и прием «без записи», и то не ко всем врачам. Так вот, когда невозможно записаться, приходишь без записи, часа за два до приема, и ты уже не первая…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля