Помните, кому принадлежит фраза: «Чума на оба ваши дома!»? Ее бросил, умирая от шпаги Тибальта, несчастный Меркуцио, еще одна жертва распрей Монтекки и Капулетти. В пьесе Горина вражда двух семей, пролившая немало крови, достала даже местные власти. После смерти Ромео и Джульетты веронский Герцог решил помирить два клана, приказав им заключить брак между представителями семей.
Капулетти и Монтекки не горят желанием породниться, однако ослушаться того, чей род намного знатнее, не могут. Для брака с врагом главы кланов выбирают из числа родни тех, кого не жалко: Монтекки – хромого прохиндея Антонио, Капулетти – беременную, но незамужнюю племянницу Розалину. Им, в общем-то, нечего терять.
Казалось бы, все в выигрыше… Но это только начало истории – абсурдной, смешной, горькой, трогательной и обнажающе нежной.
– Эта пьеса лежала у меня в портфеле лет 15-20, она просто ждала своего часа, – рассказывал режиссер Геннадий Гущин. – Особенность драматургии Горина в том, что он берет какую-то знакомую историю и обрабатывает ее, выводя на первый план актуальные глубокие смыслы. Надеюсь, наш зритель их считает. В спектакле много сценических боев, ведь это история вражды кланов, а там всегда кровь, ненависть, скрещение шпаг.
Стоит напомнить, что в нашем драмтеатре уже много лет с большим успехом идет первоисточник: премьера постановки «Ромео и Джульетта» состоялась 28 мая 2008 года. Это был молодежный проект «R&J»: актеров выбирали методом кастинга, а необычный «рокерский» формат и наличие современных двойников главных героев сделали спектакль одним из самых любимых у иркутской публики. Однако не стоит воспринимать «Чума на оба ваши дома!» как продолжение «Ромео и Джульетты».
– Ромео и Джульетта – это дети, которые воспринимали мир наивно, эмоционально, – отмечает исполнитель роли Антонио Сергей Дубянский. – А тут совсем другие герои. Это девушка не самых высоких нравственных правил и мужчина еще хуже (смеется). Но они принимают взвешенные решения, согласны нести ответственность за свои поступки. Этим самым вырастая над обществом, в котором погрязли. В общем, это «Ромео и Джульетта» для взрослых.
То, что это совсем другая история, можно проследить по актерскому составу. Романтический красавец Артем Фальковский, воплощающий образ трогательного юного Ромео в шекспировской постановке, в «Чуме» отодвинут на второй план, он – Валентин, брат Тибальда. Харизматичный Меркуцио Николай Стрельченко в премьерной постановке – смиренный Герцог, а Монтекки Евгений Солонинкин здесь играет и вовсе своего противника – Капулетти. Лишь Евгения Гайдукова, играющая в «Ромео и Джульетта» леди Капулетти, в фантазии Горина также играет мать Джульетты. В «Чуме» она раскрыта как коварная, властная женщина.
– Я опять играю мразь, – смеясь, говорит Евгения Гайдукова о своей роли. – Но мы, актеры, должны быть адвокатами своих персонажей. Моя героиня ведет себя так не потому, что она злая, а потому, что в этом есть логика и некий смысл. Многие взрослые так ведут себя в жизни, желая лучшей доли для себя и своих близких. Но спектакль, в первую очередь, о любви. Дайте возможность обстоятельствам не мешать настоящей любви!
Неидеальные, ущербные, никому не нужные аутсайдеры Антонио и Розалина внезапно оказываются чуть ли не единственными героями, способными на чистое и светлое чувство. Двое против всех: они разглядели друг в друге то, что не видели окружающие. И в эти чувства верится гораздо больше, чем в парадную, зыбкую, нервную связь Ромео и Джульетты.
В фильме «Квартета И» «О чем говорят мужчины» один из героев рассуждает так: «Получается, хорошо, что Ромео и Джульетта умерли? А выдержала бы ее любовь, если бы она узнала, что он говорит „звОнит“. Или что он носки по всей квартире разбрасывает?». Легко любить в юности, идеализируя партнера, не замечая шероховатостей. И совсем иное – когда зрелая любовь возникает из руин, из бессмысленности, из грязи. Не благодаря, а вопреки.
«Чума на оба ваши дома!» – как раз о том, как принимать чужие недостатки, сглаживать острые углы шуткой и любить, даже когда все вокруг друг друга ненавидят. А что подумают люди — все равно…
Элина Халтанова, IRK.ru
Фото Анастасии Токарской
Элина Халтанова, IRK.ru
Один дяденька в 1994 г. решил дописать Шекспира. По-моему изначально идея так себе, не говоря уж о постановке…