С июля 2021 года Владимир Читоркин возглавлял министерство лесного комплекса Иркутской области. В январе 2023 года он был назначен на должность заместителя председателя областного правительства. В новой должности Владимир Викторович координирует и контролирует деятельность минлеса, министерства сельского хозяйства и службы ветеринарии Иркутской области.
Владимир Викторович, в этом году Иркутская область проходит пожароопасный сезон с меньшими потерями. Благодаря чему это стало возможным?
— Действительно, количество лесных пожаров в этом сезоне почти в два раза меньше по сравнению даже с предыдущим годом: в 2022 году общая площадь возгораний составила 192 тысячи гектаров, в 2023-м — 11,2 тысячи гектаров (377 пожаров). Но лесопожарный сезон еще не закончился, поэтому пока подводим промежуточные итоги, тем более существует вероятность возникновения пожаров в сентябре, согласно предварительным прогнозам, в южных территориях.
Первое, что позволило нам выйти на такие показатели, — это создание единой системы управления лесопожарными формированиями, которая объединила наземные силы пожаротушения и парашютно-десантную пожарную службу. Единый лесопожарный центр, по сути, юридически объединил силы двух структур, теперь мы можем оперативно привлекать их к работе, избегая бюрократических проволочек.
Кроме этого, в 2023 году было увеличено финансирование охраны лесов от пожаров до 1,9 миллиарда рублей, в 2022 году сумма была меньше на 240 миллионов рублей — и, что важно, деньги мы получили до начала лесопожарного сезона, это позволило нам заранее подготовиться к работе. Это дало нам возможность увеличить численность парашютно-десантной пожарной службы ОГАУ «Иркутская база авиационной и наземной охраны лесов» на 30% (с 310 до 440 человек). Также с 2019 года в рамках реализации проекта «Экология» было приобретено 255 единиц лесопожарной техники и 35 единиц оборудования на общую сумму больше девятисот миллионов рублей.
Также в северных территориях Иркутской области были созданы четыре новых авиаотделения — два в Катангском районе, по одному в Мамско-Чуйском и Бодайбинском районах, что важно — с полным циклом выполнения лесоавиационных работ.
В каких районах области больше всего произошло пожаров на данный момент, и чем они вызваны — антропогенными факторами или чаще всего дело все-таки в погодных условиях — сильном ветре, аномальной жаре и грозах?
— В этом году наибольшее количество пожаров произошло в Нижнеудинском (33 пожара), Чунском (33 пожара), Тулунском (26 пожаров), Бодайбинском (25 пожаров), Братском (24 пожара) и Усольском (24 пожара) районах. По состоянию на 18 августа 2023 на землях лесного фонда в Иркутской области ликвидировано 377 лесных пожаров.
Что касается причин возникновения лесных пожаров, то весной (с апреля до конца мая) — это поджоги сухой травы и неосторожное обращение с огнем; так, по вине человека в этот период произошло 206 пожаров. Летом же преимущественно причиной становятся грозы, и чаще всего они происходят в тайге в труднодоступных территориях (111 пожаров).
Какими силами в этом году тушат лесные пожары? Ранее вы говорили о нехватке кадров для борьбы с лесными пожарами, между тем, мы помогаем в тушении лесных пожаров другим регионам страны, например, недавно отправили 54 специалиста в Якутию.
— Нехватка кадров есть, но увеличение финансирования отчасти решило, в том числе и кадровый вопрос. Более того, дооснащение лесопожарных формирований новой техникой позволило обеспечить ликвидацию 330 лесных пожаров в первые сутки, а это 87,5% от общего количества лесных пожаров.
Область обеспечена всем необходимым: оснащенность лесопожарных формирований Иркутской области техникой (вездеходы для заброски людей и техники в труднодоступные районы, бульдозеры, гусеничные машины, автобусы, малые лесопатрульные комплексы) составляет 91,5% от норматива. Общий состав лесопожарных формирований Иркутской области насчитывает почти две тысячи человек, в том числе 1 469 лесных пожарных, 440 парашютистов и десантников-пожарных и 25 летчиков-наблюдателей. Также для авиационного мониторинга и тушения задействованы 30 воздушных судов — легкомоторные, Ан-2 и Ан-26, вертолеты МИ-8. Кроме этого, привлекаем к работе и лесопожарные формирования лесопользователей, а это порядка трех тысяч человек и почти две тысячи единиц техники.
В Якутии была крайне сложная обстановка с лесными пожарами, конечно, мы не могли остаться в стороне и направили туда десантников-пожарных — все они с большим опытом работы и необходимыми навыками в охране лесов от пожаров и собственно пожаротушении.
Каким образом осуществляется мониторинг пожарной опасности и самих лесных пожаров?
— На территории Иркутской области действует четыре вида мониторинга пожарной опасности в лесах: авиационный осуществляется по 21 утвержденному маршруту протяженностью 12 тысяч километров; наземный — по 555 маршрутам патрулирования общей протяженностью 60,4 тысячи километров; космический ведется в круглосуточном режиме с помощью федеральной спутниковой системы дистанционного мониторинга; видеомониторинг.
Также в 2023 году мы закупили 12 беспилотных летательных аппаратов, с помощью которых осуществляется автоматизированный видеомониторинг в наземной зоне обнаружения и тушения лесных пожаров с точным определением координат, моментальным оповещением и возможностью передачи данных в Региональную диспетчерскую службу министерства.
Какая работа ведется по восстановлению леса после пожаров и в целом по лесовосстановлению в Иркутской области – достаточно ли сейчас принимаемых мер?
— Главная наша задача — восстановить все вырубленные и погибшие деревья в соотношении 1:1, и мы на данный момент успешно с ней справляемся. При этом надо понимать, что в текущем году мы восстанавливаем то, что было уничтожено в предыдущем; однако есть участки, на которых в течение многих лет лес не восстанавливали — ни после пожаров, ни после рубок — мы и на этих территориях также проводим мероприятия по лесовосстановлению.
На 2023 год в рамках национального проекта «Экология» запланировано лесовосстановление на площади 176,4 тысячи гектаров.
Лесовосстановлением занимаются лесопользователи – это их обязанность, согласно договору аренды лесного участка. Правительство Иркутской области берет на себя восстановление лесов после пожаров. Так, в прошлом году искусственное лесовосстановление провели на площади порядка 145 тысячи гектаров. Кроме этого, деревья высадили на местах гарей площадью 38 гектаров на территории Иркутского, Братского, Падунского, Тайшетского лесничеств; и на эти цели из федерального бюджета было направлено 43,2 миллиона рублей. Помимо этого, происходит естественный процесс лесовосстановления.
Давайте поговорим о незаконных рубках и контрабанде леса. В начале 2023 года была информация, что Рослесинфорг ведет дистанционный мониторинг лесов Иркутской области, охватывая 34 лесничества с общей площадью 37 миллионов гектаров. Мониторинг осуществляет и Иркутская база авиационной охраны лесов, патрулируя территории. Однако, несмотря на это, то и дело появляется информация о незаконных рубках и контрабанде древесины. С чем это связано и достаточно ли мер принимается для борьбы с «черными лесорубами»?
— Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины когда-то действительно были большими проблемами не только для нашего лесного региона, но и всей страны, они наносили огромный ущерб экономике. Но нам удалось взять ситуацию под контроль — была проделана огромная работа в этом направлении.
За последние пять лет число случаев незаконных рубок снизилось в шесть раз: если в 2019 году их было 2,2 тысячи на площади пять тысяч гектаров, то в 2023 году (по состоянию на 15 августа) — 371 случай на площади 213 гектаров. Конечно, случаи есть и сейчас, но большинство нарушений в основном носят, есть так можно сказать, «бытовой» характер.
Борьба с незаконными рубками находится на особом контроле у областного Правительства, минлеса и может быть эффективной только во взаимодействии с правоохранительными органами.
В рамках усиления борьбы с «черными лесорубами» сотрудники лесничеств регулярно патрулируют леса — ежедневно на дежурстве находятся около 150 лесничих. В составе патрульных групп они смотрят за обстановкой в лесу, фиксируют все нарушения, в том числе связанные с незаконными рубками леса, и передают сведения в полицию.
По информации МВД России по Иркутской области, с 2019 по 2023 год на территории области пресечена деятельность трех преступных сообществ, 32 организованных преступных групп, в отношении которых в суд направлено 309 уголовных дел, всего привлечено к уголовной ответственности более двух тысяч человек, а к реальному сроку приговорены 269 виновных лиц. В 2023 году к уголовной ответственности за вырубку деревьев привлекли 166 человек.
Однако закон нарушают не только сторонние лица, но и сотрудники лесничеств — и мы эту проблему не замалчиваем. Так, в отношении семи работников в 2022 году возбуждено 29 уголовных дел за взятки, мошенничество, незаконную рубку, превышение должностных полномочий. В этом году мы пересматриваем кадровый состав «проблемных лесничеств» и приняли меры по усилению контроля в соответствующих районах области.
В прошлом году по моему поручению министерство провело служебные проверки в отношении сорока пяти работников лесничеств, в том числе их начальников. Были выявлены случаи превышения должностных полномочий, а также нарушения при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования. Кроме этого, установлены факты ненадлежащего исполнения обязанностей при патрулировании лесов. Всем этим сотрудникам были объявлены дисциплинарные взыскания.
Журналист задала Владимиру Читоркину вопросы, которые прислали в редакцию читатели IRK.ru.
Согласно требованиям Лесного кодекса РФ, для ведения законной деятельности на землях лесного фонда, связанной с добычей полезных ископаемых, заготовкой древесины и их транспортировкой в другие регионы России, необходимо подготовить проект освоения лесов с положительной госэкспертизой от министерства лесного комплекса Иркутской области. При этом экспертизу ведомство должно подготовить в срок до десяти календарных дней. Однако IRK.ru известна проблема затягивания сроков выдачи такой экспертизы. Как Правительство Иркутской области может повлиять на решение данной проблемы?
— Все лесопользователи должны составлять проекты освоения лесов; при этом на каждый проект необходимо получить положительное заключение госэкспертизы. И если ранее заявление на проведение экспертизы подавалось в бумажном виде, то с первого марта 2023 года — в электронном виде через сайт «Госуслуги». Согласно новым правилам, срок предоставления государственной услуги составляет до десяти дней, в случае аренды участка для заготовки древесины — 15 дней.
Действительно, в переходный период были сложности и нарушения по срокам в связи с отсутствием необходимого программного обеспечения. Минлес Иркутской области провел служебные проверки, виновные сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности, проведены необходимые организационно-штатные мероприятия и усилено материально-техническое оснащение. В настоящее время ситуация стабилизировалась, все вопросы решены, лесопользователи направляют заявления в штатном режиме и в установленные сроки получают результат.
Насколько законными являются требования о проведении мероприятий, выходящих за рамки лесного и природоохранного законодательства, при получении положительного заключения госэкспертизы на проект освоения лесов? Например, предоставлять договоры на вывоз и утилизацию мусора, сточных вод, мойку техники на землях лесного фонда, справку от лесопользователя о наличии противопожарного инвентаря?
— Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений утверждены приказом Минприроды России. Проект основывается на разрешенных лесохозяйственным регламентом определенного лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по охране объектов животного мира и водных объектов. Важно: проверка мероприятий, включенных в проект, основывается исключительно на требованиях состава проектов освоения лесов.
Ряд разрешенных видов использования лесов предусматривает наличие мероприятий по рекультивации нарушенных земель, при этом удаление всех видов отходов на арендуемом лесном участке является неотъемлемой частью технического этапа рекультивации земель. Отмечу, что большая часть лесного фонда в нашем регионе входит в Байкальскую природную территорию, где, в соответствии с Федеральным законом об охране озера Байкал, действует особый режим хозяйственной и иной деятельности. Поэтому обеспечение предупреждения лесных пожаров является ключевой задачей всех лесопользователей, и лесное законодательство, действительно, обязывает всех лиц, использующих леса, иметь противопожарное снаряжение и инвентарь.
Однако отсутствие договоров на обращение с отходами и документов, подтверждающих наличие противопожарного инвентаря, не является основанием для отрицательного заключения, и требование об их наличии носит исключительно рекомендательный характер. Если лесопользователи считают, что в том или ином требовании или рекомендации нарушаются их права, то они вправе обратиться в прокуратуру или суд.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Не замалчиваем проблемы и не сидим, сложа руки