Андрей Всеволодович, чем занимается ваш институт, какие научные задачи стоят перед ним?
— Нашему институту более 60 лет, он проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по нескольким направлениям. Во-первых, это все, что связано с физикой Солнца – его строение, активность, структура магнитных полей, солнечные вспышки и корональные выбросы массы, механизмы радиоизлучения и методы диагностики корональной плазмы, мониторинг активных процессов на Солнце как источников возмущений в гелиосфере, магнитосфере, ионосфере и атмосфере Земли. Также наши ученые разрабатывают новые методы для исследования в области астрофизики и физики Солнца.
Второе направление – это изучение околоземного космического пространства, ведь сейчас это активная техногенная сфера, и мы должны понимать, как предотвратить опасности, которые могут там возникнуть из-за солнечной активности. Следующее направление связано с проблемой астероидно-кометной опасности и экологии космоса. Наши ученые развивают оптические и радиофизические методы, позволяющие фиксировать и оценивать опасность «космических гостей» и космического мусора. Кроме того, мы занимаемся анализом и прогнозированием состояния климатической системы Земли: разрабатываем модели физических механизмов изменения климата с учетом солнечной активности, изучаем погодообразующие и климатообразующие факторы, смотрим, как влияют гелиосферные и геосферные факторы на атмосферу и стратосферно-тропосферный обмен.
Какие проекты институт реализует сейчас?
— Все, что я перечислил, — составляющие так называемого государственного задания – исследования по этим направлениям ведутся многие годы. Но основной проект на сегодня, проект номер один, это Национальный гелиогеофизический комплекс РАН. Несколько дней назад министр высшего образования и науки Валерий Фальков побывал на трех объектах комплекса и высоко оценил и то, что уже сделано, и замысел комплекса в полном объеме. НГК РАН нужен, чтобы исследовать и сами процессы на Солнце, и весь путь, который проходит, например, солнечный ветер от Солнца до Земли, и те последствия для человека и техники, которые возникают в результате активности Солнца. Это, конечно, и фундаментальная наука, и, безусловно, прикладная, ведь основная цель – получить прогноз, позволяющий предотвратить катастрофические последствия для человека и техники, которые могут возникнуть в результате солнечных вспышек и выбросов корональной массы. Чтобы решить эту сложнейшую и амбициозную задачу, нужны инструменты, которые и вошли в состав НГК РАН.
Что это за инструменты?
— Первый этап реализации проекта (он уже успешно завершен) – это проектирование и строительство комплекса оптических инструментов в Торах (Бурятия), многоволнового радиогелиографа (урочище Бадары, Бурятия) – его планируется сдать в конце этого года, и проектирование КСТ-3 (крупного солнечного телескопа с зеркалом диаметром три метра). Мы уже получили положительное заключение Главгосэкспертизы и разрешение на строительство, первые работы по строительству телескопа начнутся до конца 2023 года. Второй этап включает возведение лидара и комплекса радаров на Малом Море (местность Харикта), нагревного стенда под Ангарском (в Одинске) и центра обработки данных в Иркутске.
Научным руководителем проекта и его идейным вдохновителем стал академик Гелий Александрович Жеребцов, он «пробивал» проект 17 лет, объяснял, убеждал, рассказывал и просвещал. И добился в результате федерального финансирования. Все инструменты комплекса являются уникальными и фактически не имеют полных аналогов, поэтому строить их – дело непростое и ответственное, но оно того стоит: на объектах Национального гелиогеофизического комплекса РАН уже сейчас ученые получают уникальные научные данные.
Вернемся к выставке. Для института это первая городская фотовыставка, на которой широкой публике вы представили многочисленные, сложные и красивые научные инструменты. Что она для вас значит?
— Замечательный фотограф Евгений Козырев, давний друг нашего института, не просто запечатлел наши научные инструменты, а показал, что сложное оборудование может восприниматься как арт-объект. Для коллектива института эта выставка очень значима. Во-первых, подобный выход «в люди» случился впервые, и мы очень признательны IRK.ru за эту возможность. Во-вторых, с помощью этой выставки мы хотели привлечь внимание широкой публики к тому, чем мы занимаемся, и самое главное – заинтересовать молодежь, ведь институт с завершением проекта НГК РАН встанет перед необходимостью практически в два раза увеличить штат.
Что институт делает уже сейчас, чтобы решить эту непростую задачу?
— Не только сейчас, а уже давно и постоянно. Мы больше 15 лет проводим научно-практическую конференцию для школьников «Человек и космос». Ее участники представляют проекты, над которыми трудились полгода под двойным руководством – школьных педагогов и ученых института. Несколько победителей конференции прошлых лет уже работают в институте, кто-то даже защитил диссертацию. Этой весной наши коллеги выступили с лекциями на субботней школе физики, чтобы повысить у школьников интерес к естественным наукам вообще и к физике в частности. Этот образовательный проект организован ИСЗФ СО РАН, Научно-исследовательским институтом прикладной физики Иркутского государственного университета и Иркутским планетарием. Проект получился интересным, важным, надеюсь, он получит продолжение.
У нас есть собственная магистратура – только шесть научных институтов страны добились такого права, и мы в том числе. Сейчас как раз идет набор в магистратуру, так что до 18 августа еще есть время подать документы. Магистратура у нас заточена под нужды института, преподают там наши ученые, никаких общих дисциплин нет, только все необходимое, плюс практика на новейших инструментах и уникальная возможность собрать материал для дальнейших исследований.
Следующий этап – аспирантура, она тоже в институте своя, по завершении аспирант должен написать диссертационное сочинение и защититься. Диссертационный совет в институте тоже свой, то есть весь цикл – от магистратуры до кандидатской в самом институте. Мы понимаем, что никто не приведет нам готовых специалистов, поэтому прикладываем много усилий, чтобы воспитать их самим. Совсем недавно, в связи с заявлениями об отмене Болонской системы в Российской Федерации, мы прошли конкурсный отбор и получили право на право обучать по программам специалитета. Это запасной вариант, если магистратуру все-таки отменят. По действующему законодательству такое право имеют только вузы, теперь к ним прибавились четыре научные организации, в том числе и мы.
Кстати, министр высшего образования и науки Валерий Фальков дал высокую оценку нашим усилиям по подготовке кадров и пообещал подумать, как решить квартирный вопрос для молодых ученых. Мы уверены, что молодежь к нам обязательно придет, потому что перспективы для научных исследований у нас действительно уникальные.
Лада Степанова, специально для IRK.ru
Лада Степанова, специально для IRK.ru