Троицкая церковь
Церковь Троицы Живоначальной (Троицкая церковь), которая является частью храмового комплекса, находится недалеко от Глазковского моста, на углу улиц 5-й Армии и Чкалова. Рядом с ней стоит церковь Григория Неокесарийского и приходской дом (здание, предназначенное для проживания священнослужителей и церковнослужителей храма со своими семьями. — Прим. ред.).
Территория храма обнесена забором и имеет три входа. Возле главного нас встретил настоятель отец Димитрий, который провел экскурсию и рассказал о малоизвестных фактах, связанных со строительством и историей храмового комплекса.
Территория вокруг храма большая и ухоженная. Площадь перед зданием и все дорожки выложены тротуарной плиткой, посередине разбита клумба, вокруг подрастают молодые ели и высажены цветы. В тени деревьев стоят скамеечки, на которых можно посидеть и отдохнуть, полюбоваться старинным видом.
За садом следят сами священнослужители, и время от времени им помогают прихожане — когда нужно подстричь газон или провести другие работы. Сегодня прихожанка Елена, которая помогает еще и в свечной лавке, пропалывает высаженные недавно цветы.
— Был проект реставрации архитектора Галины Оранской, которая, к слову, спасла многие храмы в нашем городе, и долгое время нельзя было ничего вокруг высаживать, все должно было быть строго в соответствии с этим проектом, — вспоминает настоятель Димитрий. — Было прописано, где и какие должны быть положены полы. Но проект реконструкции храма был дорогостоящий, своими силами мы бы никогда не смогли его реализовать, пришлось отказаться от него.
Настоятель рассказал о непростой истории этого места. Изначально на месте каменной церкви стоял небольшой деревянный храм апостолов Петра и Павла, точная дата постройки которого неизвестна. Одноэтажную трехпрестольную Троицкую церковь на его месте построили в 1778 году, и с того момента здание храма существенно не перестраивалось.
Сразу же после революции стали закрываться храмы, священники подвергались репрессиям. Благодаря старосте, Троицкий храм дольше других сопротивлялся новому режиму, и в его стенах продолжали проводить службы вплоть до 1930-го года. После того как и эти храмы все-таки закрыли, с них сняли кресты, разобрали ограду, уничтожили иконы и иконостасы, а всех священнослужителей вместе с семьями отправили в ссылку. А в самом здании устроили рабочее общежитие.
— Здесь все было уничтожено. До такой степени возненавидели все церковное, что пытались все стереть. А так как храм противился до последнего и его не могли закрыть благодаря стойкости старосты храма, то на него был обрушен сильный гнев той власти, — рассказывает Димитрий.
Во время Великой Отечественной войны давление ослабло, и некогда отнятые здания планировали вернуть епархии, но потом опять начались репрессии. В 1949-м году провели полную перепланировку здания и здесь открылся планетарий. Восстановление храма началось в 1984 году. За работу взялся профессиональный каменщик О. П. Кикас. На тот момент здание находилось в плачевном состоянии: фундамент слабый, на фасаде появились трещины, в стене с восточной стороны сгнил лиственничный кругляк, который выполнял роль сейсмопояса. Реставрация старинного храма затянулась почти на 20 лет, так как не хватало кирпича для работ, и его доставали, где придется.
И только в конце 90-х годов отнятые здания передали Иркутской епархии, и в 1998 году в Троицкой церкви впервые за много десятков лет провели молебен. Первым ее настоятелем стал Димитрий Кулев, а после его смерти это место занял отец Димитрий.
Троицкий храм построен в стиле барокко, для которого характерны монументальность и сложные формы. Одноэтажная церковь имеет трехчастную планировочную структуру в виде креста и пятиярусную колокольню. Главный Троицкий придел построен восьмериком (восьмиугольное сооружение или его часть. — Прим. ред.). Привлекают внимание оформление наличников, карнизы с зубчиками, «сухариками» (прямоугольными выступами) и «лопатками» (плоскими выступами с низким подъемом над основным уровнем стены) с профилированными, то есть заглубленными, панно различных геометрических форм.
Троицкая церковь является трехпридельным храмом: в ней есть придел Святой Троицы, придел Рождества Божьей Матери и Петропавловский придел, и каждый из них имеет свой вход. Обходим здание вокруг. Раньше, когда прихожан было много, например, в праздники или в воскресенья, благодаря трем приделам проходило несколько служб одновременно. Сейчас открыт только один — главный — вход, остальные являются эвакуационными.
Над каждым входом есть изображение, соответствующее приделу, иконы были написаны в 2018 году, так как оригинальные настенные росписи были закрашены, а фрески уничтожены после установления советской власти. Поднимаемся на паперть — крыльцо храма. Над дверями висит икона с изображением Святой Троицы, которой и посвящен этот храм. Попадаем в притвор. В старые времена в этом помещении находились те, кто готовился к крещению. Сейчас же в притворе стоит ящик для сбора пожертвований, здесь же можно оставить верхнюю одежду. Из притвора ведут несколько дверей — на колокольню, в церковную лавку и библиотеку для прихожан.
В церковной библиотеке прохладно. На высоких стеллажах хранятся сотни книг — «История христианства и православия», жития святых. Для записи в библиотеку необходимо завести читательский формуляр. Рядом на небольшом столе лежит летопись строительства храма с 1715 года — толстая книга в самодельной обложке, в которой собрана вся история прихода. В ней бережно хранятся старые газетные вырезки разного времени о жизни церкви, архивные черно-белые фотографии и душевные письма священнослужителей, которые по разным причинам уехали служить в другие приходы. «Вот так выглядел храм до реставрации, когда здесь работал планетарий, а здесь запечатлена западная сторона храма, смотрите, сколько вокруг было деревьев — все вырубили», — поясняет настоятель, листая страницы летописи.
Настоятель показывает фотографии, на которых видно, как храм выглядел в советское время. Белые своды церкви потемнели, внутри храма обустроили пять этажей, поставили перегородки. Храм был закрыт и разорен. После 30-го года здесь располагались коммунальные квартиры и различные учреждения. А вот в 60-е годы храм отреставрировали.
Проходим дальше — в приделы Божьей Матери и Петра и Павла. Прямоугольное, вытянутое помещение храма имеет сводчатый потолок. Здесь можно поставить свечи за здравие или за упокой. По словам настоятеля, все иконы были уничтожены, и все, что сейчас здесь есть, привезли из Крестовоздвиженского храма, где находился главный музейный склад, куда привозили вещи, в том числе иконы, из разрушенных церквей.
Несколько икон привлекают внимание: они написаны на оцинкованных металлических листах. На одной из них зияет отверстие от пули — память о страшных событиях начала 20-го века. Также в этом помещении проходят занятия воскресной школы, дети показывают кукольные спектакли, по случаю разных праздников собираются прихожане.
По обе стороны от входа в следующем приделе находятся фарфоровые иконостасы, которые в 2018 году изготовили специально для этого храма в Санкт-Петербурге.
В основном зал (Троицкий придел) проходят службы. Здесь скоро появится главный фарфоровый иконостас, который представляет собой перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения. В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата, вокруг рядами располагаются иконы, а по бокам две двери. Сейчас на месте будущего иконостаса стоят иконы, на которых изображен образ Господа Иисуса Христа в разном возрасте. За ними находится священное место — алтарь, где стоит стол, покрытый антиминсом (платком), лежат крест, Евангелие и дарохранительница — специальный сосуд для хранения освященной просфоры (богослужебный литургический хлеб. — Прим. ред.).
Высота потолка помещения 20 метров. Сейчас в храме идут работы по росписи стен по специально разработанному проекту и с благословения митрополита Максимилиана. Установлены леса, работает иркутский иконописец.
Настоятель вспоминает, что очень долго этот придел находился в ужасном состоянии, его открыли только в 2013-м году и сразу начали проводить службы. «После того, как здание передали епархии, начались работы по восстановлению храма. Поставили леса и демонтировали внутри все перегородки, чтобы вернуть этому помещению первозданный вид», — говорит настоятель.
Слева стоит крест, который написали художники Яна и Василий Лисицины, и поминальный столик и икона, возле которого молятся и ставят свечи об упокоении души усопшего. Справа — клирос (место в храме, где находятся певчие. — Прим. ред.).
В Троицком храме богослужения проходят ежедневно. Вот сейчас началась вечерняя служба. Певчие заняли свои места за клиросом. Священник читает молитву, а хор ее поет — как правило, это «Символ веры» и «Отче наш». Как пояснил настоятель, церковное пение является выражением духовных переживаний, и традиция петь службу берет свое начало с самого основания церкви. Я вслушивалась в песнь, понимая только отдельные слова. Но прихожане, которые регулярно ходят на службы, знают молитвы наизусть и подпевают певчим.
Прихожан немного. Одни пришли заранее в ожидании службы, другие пришли помолиться, задерживаются, чтобы послушать красивые голоса певчих, и спешат по своим делам. По словам настоятеля, среди них есть те, кто регулярно посещают храм, а есть и те, кто время от времени заходят помолиться или послушать службу. Костяк церкви составляют около 300 человек, в основном это пожилые люди. Остальные прихожане не завязаны только на этом храме, многие из них посещают и другие церкви: Спасский, Харлампиевский храмы, Собор Богоявления Господня, Крестовоздвиженскую церковь.
По лестнице, ведущей на колокольню, поднимаемся на своего рода балкон Троицкого придела, который пришлось заново отстраивать при реконструкции храма после того, как церковь передали епархии. Здесь находится второй клирос, за которым певчие и чтецы занимают место в дни праздников, когда на службу приходит много человек. Отсюда хорошо видно помещение придела и слышно клирос: голоса певчих разносятся по всему зданию, устремляясь вверх, под самый купол и выше…
А дальше поднимаемся по крутой лестнице на колокольню. На каждом из пролетов находятся небольшие помещения, которые были обустроены при советской власти для госнужд. А раньше в колокольном своде были только арочные слуховые окна. Вот здесь находился архив госуниверситета, а здесь, возможно, вели прием чиновники. Когда храм вернули епархии, в одном из помещений находилась мастерская реставратора. «Когда-нибудь картонные перегородки уберут и здесь будет так, как должно быть», — задумчиво поясняет Димитрий.
Останавливаемся на предпоследнем пролете. В 2003 году колокольня накренилась вбок, возможно, из-за капитальной перепланировки, которую провели в советское время, а может быть, это последствие удара молнии в купол колокольни в 1808 году. На ее спасение из Москвы выделили деньги.
— По всему периметру колокольни кирпичную кладку укрепили по кругу бетоном, — говорит настоятель и показывает место, где хорошо видна толщина стены до ее усиления. — После того, как укрепили колокольню, на оставшиеся деньги восстановили и купол храма.
Во время ремонта колокольни лестницу закрыли дверью, которая поднималась и опускалась благодаря самодельному подъемнику из ведра с камнями и веревки.
Поднимаемся выше. Еще один пролет — и мы на колокольне. Отсюда открывается великолепный вид на город. Настоятель вспоминает: колокольня выглядела ужасно, когда здание вернули епархии, а все звонницы (арочный проем. — Прим. ред.) были заколочены. Сейчас потихоньку идут работы по восстановлению первоначального облика башни.
Несколько колоколов висят в линию. Только два из них древние — первый и последний, остальные изготовили и установили в 1998-м году. Старинные колокола были безжалостно уничтожены в годы репрессий, как и все остальное в этом храме.
Церковь Григория Неокесарийского
На территории храмового комплекса находится также церковь Григория Неокесарийского, о существовании которой многие горожане даже и не знают. Церковь возвели по проекту иркутского архитектора А. И. Лосева. К слову, это было первое в Иркутске строение с ротондальной основой (круглое здание, как правило, окруженное колоннами и увенчанное куполом. — Прим. ред.).
В 17-18 веках территорию от современного Глазковского и до Академического моста сильно топило. Троицкий храм также страдал от постоянных подтоплений, поэтому рядом в 1821-м году (год окончания строительства) построили храм во имя Григория Неокесарийского, дабы обратиться к святому Григорию с молитвами о том, чтобы отвести воду от этого места. Со временем храм стал сиропитательным домом для пожилых и одиноких священников. В советское время внутри него был организован склад кинотехникума, потом здание перестроили, поставили перегородки и организовали коммунальные квартиры. Сейчас здание находится в запустении.
Настоятель открывает дверь и спешит включить свет, чтобы не запнуться и не удариться: в небольшом помещении при входе лежат доски и кирпичи. Осторожно пробираемся через строительный мусор и оказываемся в полностью разрушенном помещении, в котором когда-то висели иконы, стояли лампады, служили панихиды и проводили крещения. Отец Димитрий показывает места, где появились трещины после нескольких последних землетрясений, и теперь нужно укреплять арочные проемы.
Как только храм вернули епархии, внутри здания разобрали перегородки, оставшиеся с тех времен, когда здесь были коммунальные квартиры. Вот тут, показывает настоятель, был коридор, тут — жилые помещения, а здесь — туалет.
На противоположной стороне храма пылятся вещи, оставленные много лет назад реставраторами — старенький телевизор, самовар, табурет. Стоят оконные рамы, которые когда-то в спешке установили в Троицкой церкви и также быстро демонтировали, так как выбивались из единого архитектурного ансамбля.
— Конечно, хотелось бы восстановить здание и сделать его главным крещальным и отпевательным храмом в городе. Но прежде чем приступить к реставрационным работам, нужно подготовить проект стоимостью несколько миллионов рублей, своими силами мы сделать это не сможем, — говорит настоятель.
На территории храма есть дом, построенный в 1890-м году, в котором жили дьяконы с семьями. После того, как церковь закрыли и вместе со всеми постройками передали в ведение города, и в этом здании организовали коммунальные квартиры. В конце 2000-х годов это строение также вернули епархии, сейчас здесь идет ремонт.
Через дорогу от церкви, на улице Чкалова, находится общеобразовательная школа, которая до 30-х годов принадлежала храму. У учреждения интересная история появления: после смерти любимой дочери иркутский купец в память о ней на ее приданое возвел церковно-приходскую школу. После того как храм закрыли, здание также передали в ведение города, с тех пор здесь размещается общеобразовательная школа.
Вечером Троицкая церковь красиво освещается так, что ее видно с высоты птичьего полета. Да, она не так популярна среди прихожан, но при этом не менее красива, чем другие старинные каменные храмы города.
Реквизиты для пожертвований
Сейчас открыт сбор пожертвований на реставрацию храмов. Банковские реквизиты для пожертвований:
ИНН/КПП 3808049059/380801001
ОКАТО 25401370000 ОКВЭД 91.31
ОГРН 1033800001058
р/с 40703810218350101542
Байкальский Банк ПАО Сбербанк Иркутска
БИК 042520607
к/с 30101810900000000607
В назначении платежа нужно указать «добровольные пожертвования».
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой из архива IRK.ru
Анастасия Маркова, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Олег Власевский, ты ошибаешься и полностью не неправ. Дремучий ты Олег))) Мракобесие как ты выразился и темнота была как раз у власти. Ненависть к святому это и есть темнота и мракобесие! Другими словами этот беспредел Советской власти по другому не назовешь. Стрелять в иконы это вверх беспредела!…