Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Теггинг – это бунтарский язык». Какую философию несут надписи на городских улицах

«Теггинг – это бунтарский язык». Какую философию несут надписи на городских улицах

Иркутяне настолько привыкли к рисункам и надписям на улицах, что теги уже стали частью городского ландшафта. Почему антивандальные меры пока не помогают, какие нормы чести есть у уличных художников и какая ответственность грозит за современную «наскальную живопись»? Об этом — в материале IRK.ru.

Официальное определение теггинга звучит так: «вид граффити, представляющий подпись автора на поверхности в общественном месте». Когда-то теги служили отметками банд Нью-Йорка, которые «метили» свои территории. Расцвет теггинга произошел в 60-70-х годах в США, в Россию это явление пришло в нулевых.

Теггинг – это не просто рисунок, это высказывание, для которого необходим зритель. Поэтому теги чаще всего появляются в центре города: на улицах Карла Маркса, Ленина, Свердлова, Дзержинского. «Холстом» для райтеров (так называют тех, кто оставляет подписи на улицах) служат фасады зданий, ограждения из профлиста, коммунальная инфраструктура, остановочные пункты.

По словам иркутского уличного художника, пожелавшего остаться анонимным, сейчас идет возрождение культуры граффити. Но в сообществе уличных художников теги без идейного посыла не одобряют.

– Я рисую с 2011 года. К 2014-му примерно волна утихла, – рассказал художник. – Но в последнее время современное поколение подростков возродило это движение. Для чего это делают? Теггинг – это разновидность граффити. Например, если хочется «застолбить стену», на которой потом ты разместишь рисунок, то можно оставить тег – никто ее не заберет. А если кто-то закрасит, то может и по лицу получить… Таких в тусовке не уважают. Еще можно «забомбить» район – поставить подпись, чтобы остальные художники видели, что ты здесь был. Для уличных художников тег – это способ подписать работу, а для тех, кто просто оставляет автографы на заборах, по моему мнению, бессмысленный акт вандализма…

Футбольная живопись

Почему же таких актов вандализма на улицах становится слишком много? Художники поясняют: чем больше вводится запретов в этой культуре, тем больше появляется надписей. Среди тех, кто оставляет теги, большинство — молодежь и подростки.

В граффити фанаты выражают любовь к футбольному клубу
В граффити фанаты выражают любовь к футбольному клубу

Для кого-то из райтеров теги — реклама своей деятельности: ночного клуба, художественного объединения или даже спортивной организации. Один из часто встречающихся тегов на иркутских улицах – знак местных футбольных фанатов. Аббревиатура «ФКБИ» расшифровывается как «Футбольный клуб „Байкал“ (Иркутск)». Помимо простых тегов, иркутские ультрас расписывали стены полноценными граффити. В некоторых случаях болельщики согласовывали свои работы – например, граффити на стадионе «Локомотив» на улице Боткина.

– Сложные работы мы создавали самостоятельно: в нашем сообществе были профессиональные художники, которые придумывали эскиз и реализовывали его. Работы наших художников высоко котировались в стране. Масштабные рисунки требовали более детальной подготовки, а вот для оперативности можно быстро нанести тег, – рассказал нам представитель футбольного сообщества болельщиков. – Вообще граффити – это часть фанатской культуры и своего рода пропаганда и агитация нашего движения, а также нашего любимого футбольного клуба. Но все-таки я бы не объединял эти субкультуры. Для нас, в первую очередь, важно было выразить любовь к клубу и оказать ему всестороннюю поддержку, а не просто заявить о себе.

«Чистые здания трогают только новички. И выхватывают за это»

По словам админа сообщества Вконтакте «Иркутское грофитэ», у каждого райтера своя цель. Кто-то рисует потому, что хочет известности среди своих коллег или же простых горожан, кто-то – ради адреналина, а кому-то просто нравится заниматься этим.

– Но есть и те, кто увидел в какой-нибудь социальной сети (например в тик-токе) теггинг и начал рисовать на стенах просто потому, что считают это крутым. Таких художники-граффитчики не очень любят, – говорит представитель сообщества. – У нас есть свои правила: чистые здания мало кто трогает. Разве что новички – но они быстро выхватывают за это от самих райтеров. Про исторические здания я вообще молчу! Трогают их только совсем неадекватные, кто даже не состоит в культуре.

За такое горе-художников не уважают даже в сообществе

За такое горе-художников не уважают даже в сообществе

Многие из уличных художников понимают, что они занимаются вандализмом и что большинству горожан это не нравится.

– В основном людское недовольство просто вызывает смех, поскольку люди в комментариях обещают оторвать руки, ноги, – говорит админ «Иркутского грофитэ». – Конечно многих ребят ловили сотрудники полиции, если кто-то говорит, что ни разу не попался, это больше похоже на выдумку.

Тут стоит вспомнить недавнюю историю. В феврале 2023 года молодой иркутянин, не стесняясь свидетелей, разрисовал козырек здания на улице Горького. Вандала тогда сняли на видео, а полиция по просьбе администрации города разыскала его. Молодого человека обязали убрать нанесенный им тег.

Эта история про преступление и мгновенное наказание – положительный пример того, как вандалов привлекают к ответственности. Но чаще всего райтеры орудуют ночью, накинув капюшон и скрыв лицо. Опознать их на записи видеокамер практически невозможно. Поэтому надписи на городских улицах появляются каждый день.

Не борьба, а профилактика

Для борьбы с тегами во многих городах при покраске городских объектов используют антивандальное покрытие. Специальное средство призвано защитить стены от нежелательных рисунков, а если их все же удастся нанести, то, по крайней мере, краску можно будет легко смыть. В Иркутске антивандальное покрытие применяли, но в благополучный исход вмешался главный враг нашего благоустройства — мороз.

— Мы пробовали наносить антивандальную краску зимой на разных поверхностях: стекло, пластик, камень. Получилось не совсем удачно, потому что были низкие температуры, — отметила заместитель мэра-председатель комитета по управлению Правобережным округом Иркутска Елена Торохова. — Планируем повторить это в мае, в частности, покрыть этим средством все туристические стенды по маршруту «Зеленой линии».

Порой наглость райтеров не имеет границ. Надписи на муниципальных объектах обязаны убирать городские власти, а на частных — собственники зданий
Порой наглость райтеров не имеет границ. Надписи на муниципальных объектах обязаны убирать городские власти, а на частных — собственники зданий

В городской администрации пояснили, что нанесение надписей на городские объекты запрещены согласно правилам благоустройства. За нарушение предусмотрена административная ответственность: для физических лиц от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических – до 55 тысяч рублей. Чаще всего рисунки квалифицируются как повреждение чужого имущества, мелкое хулиганство или вандализм. Но в системе наказания есть нюанс.

— Из-за постановления Правительства об ограничении привлечения к административной ответственности мы выносим только предупреждения, — отметила Елена Торохова. — Так что приходится обходиться профилактикой. В прошлом году на площадке Общественной палаты провели встречу с молодежью – представителями художественного сообщества, где присутствовали в том числе и бывшие райтеры. Эти ребята раньше занимались теггингом, а потом стали просто уличными художниками. Мы спросили, как мы можем помочь легализовать их художественные высказывания. Основная часть, процентов 90 сказали, что им нужна площадка, где можно было бы рисовать официально. Также ребята попросили организовать творческие кружки, чтобы их научили рисовать.

В последнее время такие кружки появляются при частных художественных школах. Например, курсы граффити около года назад запустили в Арт-центре «Палитра», сейчас подобный проект планируют открыть в магазине для художников «Арт Премьер».

Чтобы сохранить эстетичный вид городских улиц, власти, в свою очередь, предлагают размещать в популярных местах красивую художественную роспись. Удачный опыт уже есть: на здании бывшего кинотеатра «Гигант» на Карла Маркса, принадлежащего министерству культуры региона, художники нарисовали тематический рисунок. И его до сих пор его не трогают, хотя до этого вся стена этого здания была разрисована.

Художественная роспись на здании бывшего кинотеатра «Гигант» - работа компании «ПРОАРТ»
Среди работ уличных художников много интересных рисунков

Художественная роспись на здании бывшего кинотеатра «Гигант» - работа компании «ПРОАРТ»

Среди работ уличных художников много интересных рисунков

– Администрация предоставляет места, где уличным художникам можно себя проявить. Например, в рамках фестиваля «Голос улиц» было создано немало арт-объектов, которые украсили город, — рассказывает Елена Торохова. — Сейчас согласовали нанесение граффити на стену дома по адресу Карла Маркса, 32/1, где постоянно изрисовывают арку. Это интересное здание с историей: дом построили для работников завода тяжелого машиностроения. На дом нанесут изображение заводчан, трудившихся в годы Великой Отечественной войны в тылу. Художники взялись за эту работу безвозмездно — граффити станет подарком Иркутску ко Дню города.

«Теги — это напоминание благополучным о неблагополучии»

Один из проектов иркутской художницы Екатерины Лазаревой называется «Репродукции и теги». Автор изучает теггинг, уличные объявления и границы между классическим музейным и уличным сором и рассматривает рисунки и надписи на улицах как послание горожанам.

– Для меня теги – это элемент исследования, процесс, длящийся несколько десятилетий, – отмечает Екатерина. – Мне интересно наблюдать за ним. Если представить, что сейчас все люди из Иркутска испарились бы и появились инопланетяне, то они бы изучали наш быт и культуру по тегам и уличным объявлениям в том числе.

Несколько работ Екатерины, созданных при сотрудничестве с администрацией, украшают улицы Иркутска. Для создания этих картин ей порой приходилось закрашивать чужие надписи.

– Иногда в отместку поверх моих работ появлялись теги, – вспоминает художница. – Но иногда работа нравилась и её «принимали» и прощали мне перекрытие их рисунков.

Несколько работ Екатерины украшают иркутские улицы
Кот Амур на улице Ленина (бывшая Амурская) — один из любимых рисунков горожан

Несколько работ Екатерины украшают иркутские улицы

Кот Амур на улице Ленина (бывшая Амурская) — один из любимых рисунков горожан

– Можно ли сказать, что райтеры – это нереализовавшие себя художники?

– Райтеры рисуют теги не потому, что не могут реализоваться где-то ещё, а потому, что они выбирают такой путь реализации. Это субкультура, как раньше были готы. Они ведь тоже могли бы ходить по цветочным магазинам, но выбирали кладбище. А теггинг – это метки для своих, оставленные своими. Пока есть подростки, стены и баллончики краски, будут и теги. Это бунтарский язык, который хочет показать неблагополучие благополучным и специально ищет видные места, чтобы там остаться. Как напоминание, что кто-то в мире страдает и хочет, чтобы его страдание заметили. Очень подростковая история.

Элина Халтанова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой, а также из сообщества ВК «Иркутск Ultras» и личной страницы ВК Екатерины Лазаревой

Элина Халтанова, IRK.ru

  • Олег Демьянов 25 мая 2023 в 13:59

    Это не бунтарство неблагополучных, ибо краски стоят денег, это корявые понты, за которые нужно карать (часов 50 обязательных работ - самое то). Не умеете в прекрасное - уйдите в тихий уголок, где ваши художества не портят внешний вид зданий, у нас что - заброшек мало? Есть настоящие художники,…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля