Людмила Георгиевна Корнюшина, заместитель председателя Иркутского областного суда, председатель экзаменационной комиссии Иркутской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи:
Традиционно профессия судьи считается мужской, и раньше в судах работали в основном мужчины. Как вы думаете, почему сейчас эта профессия актуальна среди женщин?
Основное наполнение судебной системы женщиной-судьей началось еще с военных времен. Ничего больше не оставалось, кроме как привлекать женщин на должность судьи. Даже тех, которые практически не имели образования. Выходит, что тогда это было веление времени и необходимость. В последнее время — престиж судейской профессии и, возможно, материальная составляющая.
Вы начали работать в суде в достаточно юном возрасте. Как вы выбрали свою профессию?
В то время профессия юриста считалась модной, особенно прокурора или следователя. Конечно, судьей я не мечтала стать, потому что для меня судьи представлялись какими-то недостигаемыми небожителями, но юристом я быть хотела однозначно.
Я начала работать в суде в 1976 году, сразу после школы. Мне не удалось поступить в университет: не хватило одного балла. Шла расстроенная по улице Желябова со сквера имени Кирова. Проходя мимо здания, где в то время располагались Октябрьский, Кировский и Иркутский районный суды, увидела объявление «В Кировский районный суд требуется секретарь-машинистка». Пишущую машинку сроду не видела, но мне очень хотелось работать в суде. Повезло: меня сразу взяли на работу. Машинистка, которая увольнялась, пообещала за два дня научить меня печатать. Еще я взяла машинку напрокат и работала день и ночь, не было ни одного живого пальца. Там я проработала год.
Потом в Октябрьский районный суд требовался секретарь судебного заседания. Я пошла к председателю, меня взяли. Сначала работала секретарем в отделе делопроизводства, потом секретарем судебного заседания, после этого — судебным исполнителем. Работала и училась в Иркутском государственном университете имени Жданова на вечернем факультете.
Когда участвовала в заседании в качестве секретаря, мне нравилось наблюдать за работой судьи, прокурора, адвоката. Пыталась почувствовать эмоциональную составляющую их процессуальных действий. Затем ушла в адвокатуру и проработала там шесть лет. Сложнейшее занятие, но эти годы дали мне силы, возможности и понимание, где мое место. Из адвокатуры я ушла в прокуратуру, проработала там три года. Мне нужно было обязательно посмотреть, что чувствует прокурор, и что чувствует человек, когда звучит прокурорская речь.
Перестройка после адвокатуры — но она имеет свои позитивные моменты: становление характера, понимание долга. Понимание того, что чувствуют стороны процесса. Кроме того, эти годы научили меня трудолюбию, скрупулезному подходу ко всем делам. После этого меня пригласили работать судьей.
Какие у вас были трудности в работе?
В начале был страх, что я не оправдаю ожиданий, не смогу, недостаточно знаний для этой профессии. Но я уже понимала специфику работы, делопроизводство, процессуальные действия сторон в процессе. Еще из сложностей: когда я пришла в суд, девять судей ушли, и нас осталось пять человек. Кроме того, у меня была специализация по уголовным делам, но тогда сложилась ситуация, что нельзя было специализироваться только в одном направлении. Утром с девяти до десяти часов я рассматривала дела об административных нарушениях, с десяти до тринадцати — гражданские дела, с четырнадцати до бесконечности — уголовные.
У меня не было каких-то действительно серьезных затруднений, которые ставили бы меня в положение, что я не справляюсь. Единственное, нагрузка не позволяла иметь свободное время в принципе — отпуска, выходные.
В 1997 году я перешла на работу в Иркутский областной суд в уголовную коллегию. Сложно было, когда руководитель предложил мне возглавить административную группу, так как я уже продолжительное время специализировалась на рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке. А затем, когда я привыкла, было трудно вернуться к уголовным делам.
Что касается рассмотрения уголовных дел — это трудно всегда. Нет ни одного дела, которое не представляло бы сложности в эмоциональном плане и из-за высокой степени ответственности за принимаемое решение. Здесь мне помогает тот опыт, который был приобретен в начале моей трудовой деятельности: и в адвокатуре, и в прокуратуре.
Сейчас вы заместитель председателя Иркутского областного суда. Скажите, как вы справляетесь с такой ответственностью?
Работая в системе столько лет, я справляюсь благодаря тому, что планирую свой день. С утра — самые значимые дела, процессуальные и правовые вопросы, обеспечиваю судьям возможность спокойно работать. Затем занимаюсь жалобами, документами, вопросами сотрудников, распределением помощи. Бывают совещания, задания руководителя, телефонные звонки. Ближе к вечеру интересуюсь, как рассматривали в течение дня дела. Были ли какие-то трудности, препятствия к рассмотрению, кто явился, а кто нет, и какой итог. На вечер остается почта и мелкие моменты. Кроме того, мне автоматически распределяется часть дел — их тоже нужно рассматривать, и так проходит рабочий день.
Я уже не работаю до полуночи, однако все еще редчайший случай — уйти домой в 18:00. Однажды я вернулась в 17:00, а муж спросил «Что случилось? Тебя выгнали с работы?».
Есть ли у вас какие-либо увлечения, то, чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
При моей занятости глубоко увлекаться чем-то сложно. Начав работать сразу после школы, я очень мало времени уделяла своим детям. Сейчас, когда появилось свободное время, я приняла решение все его посвящать своим внукам. У меня их трое, все детство они проводили у меня. Мы ходили в походы, путешествовали, отдыхали, строили планы.
Мое маленькое увлечение — выращивать цветы: розы, лилии. Еще я выращиваю помидоры. Немножко вышиваю, люблю готовить. Много стряпаю, пеку торты. Люблю слушать классическую музыку, посещать выставки, театры.
Как проходит экзаменационная комиссия?
Я работаю в экзаменационной комиссии с 2004 года. С 2012 года являюсь переизбирающимся председателем.
Существует график проведения заседаний, за десять дней до него все кандидаты извещаются. Проверяют все документы. Экзаменационная комиссия смотрит на возраст кандидата, его стаж, образование. Важно, чтобы у него был опыт работы по юридической профессии, в системе: не только теоретическая база, но и практическая.
Кандидатам предоставляется время для подготовки не менее трех часов. При этом можно пользоваться некомментированными кодексами, Конституцией РФ. В списке вопросов — материалы по теории права, по конституционному, гражданскому, трудовому, налоговому, уголовному праву.
Обращаете ли вы внимание на какие-то личные качества кандидатов?
Здесь более важно качество подготовки. Но экзаменационная комиссия также оценивает способность кандидата справляться со стрессом. Бывают ситуации, что от волнения кандидат не может доступно изложить материал. Это может означать, что человек не стрессоустойчив, и ему будет очень сложно в судейской профессии.
То есть важны ответственность, стрессоустойчивость, пунктуальность, практичность. Кандидат должен понимать, что у него не будет свободного времени, он должен быть готов к большим перегрузкам.
Несмотря на это, большинство судей в последнее время — женщины.
Да, даже если смотреть на статистику экзаменационной комиссии. В 2013—2017 годах — 29% мужчин, остальные женщины. 2018—2019 — уже 22% мужчин. В 2020—2022 — всего 17% мужчин.
Мужчины, конечно, великолепные судьи. На мой взгляд, женщины более усидчивые, более логичные, старательные, трудолюбивые. Мужчины — более стрессоустойчивые в принятии решений, последовательные, мужественные, смелые. У них нет эмоционального глубокого переживания, которое присуще женщинам-судьям при принятии решений. Мне кажется, что женщины эмоционально переживают, особенно при принятии решений по делам в отношении несовершеннолетних, либо где потерпевшими являются дети.
И все-таки в суде нет случайных людей, здесь работают фанаты. Работают, осознавая сложности. Несмотря на все трудности, за последние два года моей работы в экзаменационной комиссии на должность были назначены 50 человек. Мне отрадно видеть грамотных молодых судей, которые увлечены своей работой и преданы служебной системе, стоят на защите прав и свобод граждан Иркутской области.
Современные судьи и судьи старой формации не слишком отличаются друг от друга. Судья — это всегда тот человек, который находится на пике ответственности. Кроме того, это человек, который должен обладать скромностью, объективностью, терпением, быть дисциплинированным, глубоко нравственным и высоко профессиональным специалистом. Мне представляется, что этими качествами обладают люди, которые называются судьями.
Марина Леонидовна Демина, психолог Управления судебного департамента:
Расскажите о своей работе.
В управлении судебного департамента я провожу психологическое обследование для кандидатов на должность судьи. В результатах отражаются сильные и слабые стороны кандидатов. Заключение носит рекомендательный характер.
Каков, на ваш взгляд, портрет современного судьи?
Профессиональная деятельность судьи сложна и многогранна. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит роль лидера, он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства. Поэтому кандидат на должность судьи должен обладать определенными качествами: целеустремленность, ответственность, самоконтроль, эмоциональная сдержанность, требовательность к поведению и высказываниям участвующих лиц, и в то же время терпимость, тактичность. Кроме того, особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные.
Судья решает разнообразные задачи. Поэтому он должен быть эрудированным, знать законы, уметь оформлять документацию. Кандидаты на эту должность должны оперативно обрабатывать информацию, иметь хорошо развитую память. Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью. Он должен уметь вести диалог.
Важен также характер взаимоотношений судьи со своими коллегами. В данном случае оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Судья не подавляет самостоятельного мнения других членов суда, не нарушает их равноправности.
В ходе беседы многие кандидаты говорят, что захотели стать судьей еще в старших классах школы. Их увлекает предмет «Обществознание», передачи и фильмы про юристов. Интерес укрепляется во время учебы в вузе и прохождения практики.
Почему раньше судьями работали только мужчины и зачем женщины сейчас идут в эту профессию?
Массовый приход женщин в юридическую профессию в России совпадает с глобальными трендами последнего времени. Ярче всего этот тренд проявляется в тех странах, где произошел значительный рост числа юристов в целом. Наиболее часто считается, что это связано с престижем юридической профессии и уровнем дохода. Среди других факторов — политика набора в судейский корпус и специфика самой судейской работы, в частности, ее высокая нагрузка, рутинность.
Есть ли у женщин какие-либо преимущества в профессии судьи, какие женские качества играют положительную роль в данной работе?
Женщины более предрасположены к выполнению шаблонной работы, терпимы к окружающим, сдержанны. Также женщины настойчивые, целеустремленные, внимательные. Они обладают способностью сосредотачиваться на длительное время, силой воли, умеют владеть собой. Женщины умеют делать несколько дел одновременно и сохранять в оперативной памяти большой объем информации, а мужчинам более свойственно останавливаться на работе над одной задачей. Однако при этом женщинам может мешать излишняя эмоциональность.
При этом практически у всех кандидатов в судьи женского пола имеются и мужские качества характера, мужской стиль поведения — стремление к доминированию, высокая стрессоустойчивость, конкурентоспособность. У них выше выносливость, продуктивность.
На такой работе важно уметь отдыхать. Для продуктивной профессиональной деятельности, так как судьи работают с большим объемом информации, им необходимы любые физические нагрузки: ходьба, бег, плавание. То есть нужно переключаться и чередовать физическую и интеллектуальную нагрузку.
Почему в целом женщины сейчас выбирают неженские профессии?
Женщины устраиваются на работы, которые раньше были от них закрыты. На мой взгляд, сам выбор «мужских» профессий не означает стремления доминировать. Считаю, что привести женщину в считавшуюся раньше мужской профессию может как искренняя увлеченность, так и экономическая необходимость.
Каков процент мужчин и женщин среди просто судей и среди руководителей?
В Иркутской области за 2022 год 92,5% кандидатов в судьи — женщины, 7,5% — мужчины. Среди кандидатов на должность руководителей 76,9% женщины и 23,2% — мужчины.
Ольга Фонарёва, IRK.ru
А с чего это вдруг судья - неженская профессия?