Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Я сразу решила, что должна помочь в тылу». Истории иркутянок, которые помогают солдатам в СВО

С началом специальной военной операции активная деятельность развернулась не только на фронте. Пока мужчины воюют, женщины работают в тылу: собирают гуманитарную помощь, шьют и вяжут вещи для бойцов, ухаживают за раненными. Об иркутянках, которые помогают солдатам – в материале IRK.ru.

«Сила тыла»: главное — не паниковать

«Доброго дня, товарищи тыловики», - так Алина Швецова приветствует участников канала «Сила тыла» в мессенджере. Алина – директор одноименного благотворительного фонда, каждый месяц она возит гуманитарный груз на Донбасс.

– В 2014 году мы помогали беженцам, но тогда это было в частном порядке. Я родом из Гусиноозерска (республика Бурятия). В феврале 2022 года, когда началась СВО, ребята-танкисты оттуда поехали на фронт в числе первых. Это мои одноклассники, знакомые. Мы поддерживаем связь, так что вести об этом сразу распространились. Мы начали собирать гуманитарную помощь для них. Когда все приобрело более серьезный масштаб, я искала, к какой бы организации примкнуть. Пробовала работать с общественной организацией «Золотые Руки ангела», шить для бойцов носилки. Но этого казалось недостаточно. У меня много знакомых, есть организаторские навыки. Поэтому, когда подруга сказала мне, что пара носилок в месяц – не мой масштаб, я взялась за доставку гуманитарного груза на Донбасс.

Сначала были отправки от организации «Золотые Руки ангела», потом Алина связалась с несколькими подразделениями, узнала, что им требуется. Вокруг нее собралась целая команда – так появился фонд «Сила тыла».

Помощь фронту — это не просто собрать то, что принесут, и отправить куда-то в неизвестном направлении. Алина Швецова придерживается такого принципа: груз только по запросу солдат. Сначала волонтеры приезжают на место, знакомятся с подшефными частями, запрашивают список необходимого, удостоверяются, что это действительно необходимо.

– Парни лишнего не просят, – говорит Алина. – Главное — не паниковать, и не набирать то, что не пригодится. Часто женщины хотят помочь хоть чем-нибудь и закупают вещи, не анализируя, нужно ли это на фронте и в каком количестве необходимо. Например, окопные свечи изначально никто у нас не просил, поэтому в ноябре и в декабре я увозила их «на пробу». И повторно их никто не заказал. «Прикольная штука, но сильно ей не обогреешься», – говорили ребята. Я понимаю, что такие свечи легко делать, производством можно занять всех, кто переживает за парней, чтобы люди чувствовали себя полезными… Это тоже нужно. Но когда собираются сотни тысяч на парафин – это просто расход ресурсов. Уж лучше на эти средства купить коптер. Да и коптеры с тепловизорами нужны не всем, только артиллерии, танкистам, пехоте. А в тыловых частях такая дорогая техника – просто игрушка.

За плечами у Алины уже несколько поездок на Донбасс
За плечами у Алины уже несколько поездок на Донбасс

В сборе помощи для бойцов есть много нюансов: например, одежды лучше привезти больше, но по меньшей стоимости, чтобы средства расходовались эффективно. Фонд «Сила тыла» зарегистрирован официально, организаторы делают закупки, имеют на руках финансовые документы, отчеты. Финансирование осуществляется за счет неравнодушных предпринимателей, небольших компаний, простых граждан. Руководство фонда предоставляет всем отчетные документы. Для «Силы тыла» важно вести бухгалтерию, иметь официальную регистрацию фонда, ведь на частных сборах могут наживаться мошенники.

– Осенью в Ростове в интернет-сообществе был сбор в группе в мессенджере. Тогда собирали средства, закупили вещи и отправили видеоотчет, - рассказывает Алина Швецова. – Все знают, что номер части называть нельзя, так что на видео и шевроны, и лица замазывают. Но в том видео, если приглядеться, можно было увидеть натовские нашивки! То есть, собирали средства другой стороне! С этим неприятно сталкиваться.

На критику того, что всем необходимым солдат должно обеспечивать государство, Алина отвечает так:

– Приведу простейшую аналогию. Представьте, семья ужинает дома. И супруге стало плохо, например, она подавилась и задыхается. Муж ведь не скажет: «Дорогая, я позвонил в скорую, сейчас приедут, будем ждать». Он начнет оказывать первую помощь, - замечает директор «Силы тыла». – Для того, чтобы наладить огромное производство, нужно провести огромную работу. Минобороны ведь не будет закупать расходники на рынке. Все, что положено по уставу, у ребят есть: форма, оружие, продовольствие, медикаменты, одежда. Но согласно законодательству, все это выделяется в определенном количестве. Предположим, что у человека что-то сгорело, быстро привезти ему замену не могут. Вот тут-то и пригодится наша помощь. Много частных случаев, где нужно помочь.

Алина уже несколько раз ездила на Донбасс. К возможной опасности относится спокойно.

- Ну как ощущения? Война… - говорит женщина. – Вот у нас в городе машины ездят, люди ходят. А там – половина города – «зеленые». Легковая машина, а за ней – КАМаз, Урал, военная техника колоннами, танки, БМП, вертолеты… В самом Луганске, в Ростове - все нормально, а вот в зоне, близкой к передовой – надел бронежилет, каску и вперед…

Кстати, в самом Луганске с «тыловиками» однажды случилась удивительная история. Фонд не занимается адресными посылками, это слишком сложно – найти нужного бойца, доставить… Тем более, что сейчас работает полевая почта и отправить посылку можно по отработанному алгоритму. Однажды на сортировку (у фонда есть свой офис-склад) обратились мама и жена бойцов, просили передать рации и гостинцы из дома, дали контакты. Сильно упрашивали, и рации на целое подразделение – это очень важно, поэтому Алина согласилась отвезти. Женщины дали контакты солдат.

– Поехали мы с Ростова, загрузились в битком забитую «Газель», наши ростовские волонтеры ехали на легковой машине – там же у них были рации, – рассказывает Алина. – Мы должны были встретиться на точке, которую заранее обговорили — рядом с воинской частью. Луганск огромный - российские симки там не работают, связи нет. Мы проехали без очереди КПП в Каменск-Шахтинском, отъехали несколько километров к Луганску, смотрим — второй машины нет, а ведь рации остались там… В общем, наши волонтеры потерялись. Мы встретились с теми, кому нужно было передать посылку, а волонтеров все нет… Думаю: выйду на связь, найдемся. Дали мужчинам номер и марку машины. Только выехали на связь, приходит смс от военных: «Рации нашлись!». Оказалось, что парни на Урале на обратном пути заехали в киоск, а там стояла машина с нашими потерявшимися. Они узнали их по номерам! Вот так на просторах Луганска случайно встретились!

Несмотря на то, что волонтерская деятельность занимает большое количество времени, Алина говорит, что ее жизнь на самом деле не особо поменялось. Она – председатель садоводства, привыкла организовывать людей и жить в таком режиме.

– Семья меня поддерживает. Бабушка, сестры, зятья, дальние родственники - у нас большая команда единомышленников, – отмечает Алина. – Сын мужа даже планирует как-нибудь поехать со мной на Донбасс. Муж по мобилизации уже не подходит, к тому же, он инженер на авиазаводе. Дочь и сестра тоже работают там. Так мы всей семьей вносим вклад в победу. Мой распорядок дня выстроен максимально эффективно. Я психолог, у меня есть частные клиенты, к тому же, я бесплатно веду прием жен и матерей военнослужащих и мобилизованных. У нас в фонде вся команда спокойно выполняет свою работу, никто не работает на эмоциях, все действия согласованы.

«Вязаная помощь» Осинского района

С началом частичной мобилизации активная волонтерская деятельность развернулась и в сельских территориях региона. В Осинском районе женщины сразу же объединились для того, чтобы вязать носки, варежки, шапки и манишки для мобилизованных мужчин. Проект назвали «Вязаная помощь». Среди вязальщиц – 85-летняя Александра Владимировна Куцек из села Рассвет, уроженка Ленинградской области, дитя войны.

– Наша гордость, – так пишут про бабушку Александру в чате «Вязаная помощь» Осинского района.

85-летняя Александра Владимировна Куцек вяжет носки для бойцов
85-летняя Александра Владимировна Куцек вяжет носки для бойцов

А организовала «Вязаную помощь» жительница села Бильчир Надежда Махутова. До этого активной волонтерской деятельностью она не занималась.

– Однажды, когда жила в Улан-Удэ, участвовала в поисках пропавшего ребенка – но там весь город был задействован, – вспоминает Надежда. – Когда началась мобилизация, я сразу задумалась, как можно помочь? В сети наткнулась на информацию о фонде «Золотые руки ангела», которые шьют и вяжут для солдат. Вязать я умею, поэтому кинула клич в местных сообществах в вайбере. В каждом селе района нашлись инициативные лидеры, которые взяли на себя организацию процесса. В Осе вязальщиц координирует Анна Замагина, в своих близлежащих селах я сама. Связанные вещи увозим в Иркутск, а далее их отправляют на фронт.

Часть продукции отправили непосредственно своим, осинским ребятам, часть – передали в фонд «Золотые руки ангела». Самые активными вязальщицами оказались женщины из поселка Приморский – они создали больше носков, варежек и балаклав, чем все остальные жительницы района.

– В каждом селе нас поддержали, – рассказывает Надежда Махутова. – В местных магазинах стоят коробки добра, куда можно положить пряжу. Например, в Усть-Алтане пункт «Вязаной помощи» разместили прямо в сельской администрации. Туда можно было принести пряжу или уже связанные изделия, да и сами сотрудники скидывались и покупали материал для этой корзины. А в магазине «Школьник» продавцы сами координировали работу пункта сбора.

В местных магазинах разместили точки сбора, куда каждый желающий может принести носки для солдат
Надежда Махутова — основательница «Вязанной помощи»

В местных магазинах разместили точки сбора, куда каждый желающий может принести носки для солдат

Надежда Махутова — основательница «Вязанной помощи»

В вязании для солдат на передовой есть свои нюансы. Для того, чтобы бойцам было комфортно, пряжа не должна быть слишком толстой. Особенно сейчас – там климат другой и слишком теплые носки не нужны. Но вот длина поголенка (верхняя часть носка) должны быть повыше – под берцы. Также осинские женщины вяжут короткие следки – они пригождаются в госпиталях: бывает, что раненным сложно надеть длинные носки.

– Я по прежнему живу обычной жизнью: работаю в магазине, с супругом воспитываем троих детей. Семья нормально реагирует на мою волонтерскую деятельность, – улыбается Надежда. – У нас в районе все дружные, а «Вязаная помощь» еще сильнее сплотила нас. Когда вяжешь для фронта, думаешь о том, что каждым своим действием приближаешь миг победы…

Помочь вернуться к полноценной жизни: о работе волонтеров военного госпиталя

Осенью 2022 года жительницы Иркутской области обратились к губернатору региона Игорю Кобзеву и депутату Законодательного собрания Наталье Дикусаровой с просьбой организовать курсы сестринского дела. Проект удалось реализовать совместно с минздравом Иркутской области. Занятия проводятся с октября на базе средних медучреждений региона и нескольких районных больниц. Набор осуществляется в группы по 12 человек.

Выпускники курсов в Иркутске начали работать в ноябре: именно тогда в иркутский военный госпиталь прибыли первые раненные в составе 87 человек. Это уроженцы разных уголков страны, среди них есть и иркутские ребята. Все медицинские процедуры выполняет медперсонал, волонтеры же помогают в уходовых процедурах: в основном, это помощь в быту и во время прогулок.

– Все-таки женщинам судьбой предопределено проявлять милосердие, ухаживать и заботиться о тех, кто нуждается в этом, – отмечает Наталья Дикусарова. – Наша задача – создать условия, при которых ребята смогут вернуться в полноценную нормальную жизнь, быстрее поправить здоровье. К реабилитации раненных мы привлекли тренера по физической культуре, психологов и массажистов.

Наталья Игоревна сама работает в качестве волонтера в военном госпитале. Депутат признается: эмоционально поначалу было непросто.

– Для всех нас это был первый опыт подобной работы, – отмечает Наталья Дикусарова. – Здесь необходимо полное погружение в деятельность. Психологически было непросто, ведь ребята приехали с места боевых действий. Самое главное - надо было поддержать парней морально, показать раненным, что они не остаются один на один со своими проблемами. Им у нас должно быть комфортно. Мы много разговариваем, передаём письма, открытки от местных жителей. Иркутяне поддерживают гуманитарной помощью, один из городских техникумов, например, постоянно передаёт в госпиталь пирожки и булочки. Туда часто приезжает губернатор, он дал поручение отремонтировать палаты. Также с министерством обороны решается вопрос о капитальном ремонте иркутского военного госпиталя.

Волонтеры военного госпиталя с губернатором региона Игорем Кобзевым
Волонтеры военного госпиталя с губернатором региона Игорем Кобзевым

За все время существования курсы прошли 170 человек. Учеба продолжается и сейчас, группы в Иркутске набирают раз в две недели, география расширяется: сестринское дело изучают в Иркутске, Ангарске, Тайшете, Качуге и Братске. Все, кто прошел обучение на курсах сестринского дела, будут готовы помогать в госпитале в дальнейшем.

На обучение приходят женщины разного возраста и профессий: есть и студентки, и женщины постарше, жены врачей и мобилизованных. Все они не могли оставаться в стороне, поэтому примкнули к волонтерской деятельности.

– Считаю это своим гражданским долгом, – говорит иркутянка Жанна Белоцерковская, волонтер военного госпиталя. – Когда объявили о начале специальной военной операции, я сразу сказала себе: я должна чем-нибудь помочь в тылу. На призыв о помощи в госпитале откликнулась, не раздумывая.

Жанна Белоцерковская работает в кадрах и воспитывает двух сыновей. В госпиталь женщина приходит после рабочего дня. Дети ее поддерживают: старший сын очень гордится, говорит: «У меня великая мама». Сама Жанна признается: помимо непосредственно ухода за раненными, волонтерам важно найти с ними общий язык, разговаривать.

– Парни все открыты к разговору, мы с ними сроднились, – говорит женщина. – С некоторыми сохранили связь даже после их выписки. Очень много слов благодарности звучит от ребят в адрес Игоря Кобзева, редко встретишь человека, так переживающего за наших ребят.

IRK.ru

IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля