В январе на сайте вышел материал «Почему Иркутск стоит в пробках и как c ними бороться: мнения мэрии, полиции и иркутян», в котором мы попытались (и уже не в первый раз) разобраться, можно ли избавиться от пробок и сделать город более удобным как для автомобилистов, так и для пешеходов. Оказалось, что в ближайшее время – нет: «улицы узкие», «инфраструктура развивается с опозданием», «водители пренебрегают правилами ПДД» — пояснили эксперты. Но решение есть, хотя и временное: улучшить ситуацию можно, перестроив существующие участки дорог.
И вот в прошлом году мэрия после рекомендаций ГИБДД попыталась разгрузить перекресток Седова — Тимирязева — Ленина. Но изменениями остались довольны не все — в большей степени пешеходы. Работы на этом перекрестке начались неожиданно. Иркутяне несколько дней недоумевали, что за строительство развернули прямо посередине дороги. После обращения жителей в администрацию мэрия собрала СМИ, чтобы рассказать о причинах предстоящих изменений на этом участке дороги.
— Заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильной дороги по улице Красноармейской с подрядной организацией «Строительные технологии». В рамках этого контракта будет переустроен перекресток Седова – Тимирязева, в котором обеспечат безопасность дорожного движения, так как, по информации ГИБДД, этот участок очень аварийный. Основной очаг аварийности был на пересечении Тимирязева и Красноармейской. Теперь будет изменено направление движения, и с Тимирязева машины будут поворачивать на Лапина. На Красноармейской — в обратном направлении, — пояснил начальник департамента дорожной деятельности и транспорта администрации города Денис Комаров.
Работы длились почти два месяца и завершись 21 ноября. К любым переменам нужно привыкнуть, и изменение схем организации движения на данном участке — не исключение. Нововведения на этом перекрестке затронули как автомобилистов, так и пешеходов. Начнем с последних и проверим, насколько теперь им удобно переходить здесь дорогу: возможно, чтобы избавиться от заторов, позаботились об автомобилистах за счет комфорта пешеходов.
Итак, регулируемый пешеходный переход через улицу 3-го Июля к 130-му кварталу перенесли ближе к улице Красноармейская, раньше он располагался на углу Тимирязева и Ленина, что было очень удобно: можно было сразу попасть с Ленина в 130-й квартал. Теперь иркутяне переходят дорогу через островок безопасности: сначала они пересекают Тимирязева, останавливаются на том самом островке и далее – переходят улицу Седова.
С островка безопасности можно перейти к Крестовоздвиженской церкви — здесь обустроили нерегулируемый пешеходный переход. По классике жанра: убрали часть ограждения, оборудовали съезд — и, по мнению, чиновников и дорожников, все готово. Вот только буквально в полуметре от этого места, прямо на тротуаре, стоит фонарный столб, и нужно буквально протиснуться между забором и столбом, чтобы пройти к Тимирязева, с той же детской коляской это невозможно сделать. Весной, конечно, ситуация улучшится, так как снег растает, и тротуар станет положенной СНИПами ширины.
На островке безопасности, как правило, скапливается много людей, а летом будет еще больше. Съезд, ограниченный бордюрами, неширокий, поэтому, когда загорается зеленый свет, пешеходы, толкаясь, сбиваются в кучу и спешат к 130 кварталу.
На Тимирязева, как, собственно, на всем перекрестке, установили «умные» светофоры. Говорят, они способны следить за трафиком и подстраиваться под дорожную ситуацию и самостоятельно менять продолжительность красного или зеленого сигнала, так как обладают искусственным интеллектом и специальными датчиками. Однако те иркутяне, которые здесь ходят регулярно, в один голос заявляют, что на этом здесь всегда одна и та же картина: 15 секунд дается пешеходам, чтобы перейти сначала одну дорогу, затем еще 15 секунд – на вторую; у водителей есть по две минуты соответственно – независимо от времени суток. Причем перебежать сразу от Тимирязева к 130 кварталу не получится, и дело не во времени, а в том, что пока вы переходите, например, Тимирязева, по Седова идет транспортный поток, и наоборот. И если в теплое время года можно и подождать пять минут, то зимой, в тридцатиградусный мороз, это очень долго.
Несмотря на то, что времени пешеходам дается немного, водители так и норовят проскочить на мигающий оранжевый свет и даже захватить драгоценные минуты зеленого сигнала, останавливаясь буквально в метре от спешащих людей.
На этой стороне улицы при обустройстве перехода также убрали ограждение, оборудовали съезды и решили, что этого достаточно, а как идти пешеходам дальше — это забота самих пешеходов. Все дело в том, что беспрепятственно, например, с той же коляской, можно пройти только по тротуару, свернув сразу налево или направо, а вот прямо, чтобы выйти на центральный бульвар квартала, — нет, из-за высоких бордюров. Благодаря снежной зиме, появились импровизированные ступеньки, то ли «заботливо» сделанные коммунальщиками (хотя лучше бы снег почистили), то ли протоптанные людьми.
К слову, в декабре и январе в течение нескольких дней после снегопадов переходить дорогу (от островка к 130 кварталу) было сложно — дорожники, расчищая проезжую часть, оставляли горы снега вдоль тротуаров. И без того узкие проходы возле светофоров чистили плохо: снег сгребали по бокам, оставляя пешеходам узкую дорожку.
Изменения для пешеходов на этом перекрестке напоминают те, что произошли несколько лет назад возле Историко-мемориального комплекса «Иерусалимская гора», в прошлом — ЦПКиО. Тогда убрали пешеходный переход через улицу 25-го Октября, чтобы увеличить пропускную способность этого участка, хотя пешеходам было гораздо удобнее и быстрее пересекать проезжую часть именно на этом участке. Теперь, чтобы перейти дорогу с одной стороны улицы на другую, нужно преодолеть три дороги и два светофора. Зато водители радуются: пробок стало меньше. Яркий пример того, что наш город не для людей, а для машин.
Что изменилось для автомобилистов?
Стал ли перекресток более удобным для водителей, мы попросили рассказать председателя Союза автомобилистов Сибири Алексея Шабанова. По словам эксперта, изменения, которые произошли в рамках реконструкции этого участка дороги, правильные.
Так, например, островки безопасности позволяют более четко регулировать потоки движения транспорта по Тимирязева, Седова и Ленина. Изменилась и схема движения: запретили поворот налево с Красного Восстания на Ленина, и улица 3 Июля на всем ее протяжении стала односторонней и трехполосной. Это решение увеличило пропускную способность перекрестка, так как на 3 Июля выезжают с двух дорог несколько потоков: с Ленина — три полосы и с Тимирязева — две полосы.
— Многим не нравится, что запретили поворот налево с улицы Красного Восстания, так как теперь тем, кому нужно попасть на Ленина, нужно делать круг. Мы не можем ориентироваться на людей, которым раз в неделю необходимо здесь проехать, — говорит Алексей.
Изменили также направление движения машин на Красноармейской и Лапина. Раньше, когда с Тимирязева поворачивали на Красноармейскую, часто происходили аварии, так как для этого маневра водителям нужно было пересечь три полосы. Были случаи, когда первый ряд пропускает авто, второй притормаживает, а третий как ехал, так и едет — в результате ДТП, из-за которого образуется пробка. Сейчас водители поворачивают с Тимирязева на Лапина, что более удобно и безопасно.
Алексей Шабанов согласен: пешеходам стало менее удобно переходить дорогу на перекрестке, так как островок безопасности увеличил время, которое для этого нужно. Учесть интересы всех участников движения в этом случае у властей не получилось, но это было невозможно: для этого нужно больше денег и компетенций, которых, по его мнению, у властей нет.
— Всем не угодишь, но здесь власти попытались найти компромисс. Улучшения есть, то, что сделали, работает — ДТП и заторов на этом участке дороги стало меньше. Как у автомобилиста, к проделанной работе у меня вопросов нет. В идеале с перекрестка надо было убрать пешеходов совсем, а для них построить либо надземный, либо подземный переход, но технической возможности, как сказали инженеры, для этого нет: центр города весь в подземных и наземных коммуникациях, да и близко к дороге стоят жилые дома.
Алексей уверен: разгрузить дороги Иркутска и справиться с заторами помогут двухуровневые развязки. «Иркутск, по сути, уже является городом-миллионником, так как здесь фактически живет население, прописанное в разных районах области. Количество транспорта со временем будет только увеличиваться, а не уменьшаться; да и пересадить водителей на общественный транспорт у чиновников не получится — никто из владельцев авто не будет ездить на автобусе», — поясняет он.
Иногда, по словам эксперта, чиновники принимают неправильные решения в своем желании сделать город более удобным. В качестве примеров он приводит ремонт дорог на улицах Горной и Безбокова, а также в микрорайоне Солнечный, где проезжую часть заузили, расширив тротуары и обустроив велосипедные дорожки. «Зимой, после снегопадов и несвоевременной уборки снега, они фактически превращаются в однополосные дороги с двусторонним движением, что ведет к заторам, — объясняет он. — Но в этом случае, на перекрестке Тимирязева, Седова и Ленина, все сделали правильно, дорожная ситуация действительно здесь улучшилась».
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Ну, вот как-то в других странах научились людей пересаживать на общественный транспорт, а у нас видите ли это нереально. Просто общественный транспорт должен быть комфортным, доступным и покрывать весь город, чтобы я, условно, из конца Новоленино смог доехать до Юбилейного или до Синюшки без…