На какие только уловки не идут мошенники! Схем для «развода» много, так сказать, для каждого своя, но результат один — доверчивые покупатели остаются порой и без денег, и без машин. Иркутяне поделились своим печальным опытом.
— Решил приобрести автомобиль из заграницы, найдя подходящую машину по объявлению. Связался с продавцом — компанией, которая реализовывала авто по доверенности. Прислали документы, фото салона, под капотом — вплоть до дверной ручки. Все устроило. Перевел аванс в размере 10%. Авто пришло, расплатился, спустя время выяснил, что это машина — «распил», и качество обратной сборки оказалось ужасным, — рассказывает Николай.
— Покупали машину с японского аукциона в компании, которая специализируется на доставке автомобилей и таможенном оформлении грузов из Японии. Машину выбрали, подписали договор, внесли всю сумму. Нам подтвердили, что авто прибыло во Владивосток, но оттуда мы его так и не дождались. Фирма подала на банкротство, активов нет. Поэтому даже через суд мы не смогли вернуть деньги, — делится Елена.
— Купил авто по договору купли-продажи, выяснилось, что оно находится под арестом, — вспоминает Иван.
— Купили машину из-за границы. Поставили на учет без проблем. А через пять лет, когда решили продать машину, выяснилось, что она с перебитыми номерами. Машина оказалась краденой. Купили авто за 700 тысяч рублей, а продали в итоге за 120 тысяч, — рассказывает Виктория.
— Выбрал машину по частному объявлению. Приехал, посмотрел, все понравилось. Продавец подготовил договор купли-продажи. При прочтении заметил, что VIN-код и год выпуска, указанные в договоре, отличались на одну цифру. Спросил — сказали, что торопились, ошиблись, и предложили перенести сделку на завтра, чтобы не спеша подготовить все бумаги. Вечером объявление сняли с продажи. При этом, когда заказывал отчет по машине, все было хорошо: и пробег, и своевременное прохождение ТО, и отсутствие обременений. Будьте внимательны! — советует Владимир.
— Нашел подходящую машину в Санкт-Петербурге с пробегом 70 тысяч километров. Продавец прислал фотографии — авто в идеальном состоянии. Машину в Иркутск отправляют после полной оплаты. За пять тысяч я нанял автоподборщика, чтобы он посмотрел авто. Оказалось, что пробег у нее 240 километров, и всю ржавчину продавец замаскировал краской, — вспоминает Алексей.
— Решила купить авто у «перекупов», приехала смотреть, выяснилось, что машина с проблемами. Вернулась на следующий день со знакомым механиком, который, осмотрев машину, выяснил, что требуется серьезный ремонт, чтобы на ней ездить. Да и с документами была проблема, — говорит Ольга.
Таких историй множество. Как избежать подобных проблем, рассказали эксперты.
«Без посредников купить можно, но надо быть бдительными»
Найти на вторичном рынке исправный автомобиль по низкой цене – предел мечтаний. Для этого необходимо выбирать только те автомобили, которые выставляют на продажу сами собственники напрямую, без посредников-перекупщиков. Но всегда ли собственник транспортного средства ведет честную игру или и здесь могут быть подводные камни? О том, на что обращать внимание при покупке авто в России и за рубежом, рассказал официальный представитель японских тюнинг-компаний Сергей Усатов.
По словам Сергея, существует два вида рисков при покупке машины в России: юридический и технический. К первым относится приобретение автомобиля с ограничениями. Например, из-за долгов по алиментам или кредитам на недвижимость может быть наложен арест, или авто куплено в кредит, который еще не погашен. Иногда на продажу выставляют автомобили, оформленные в лизинг, и в этом случае собственниками являются юридические лица, у которых также могут возникнуть финансовые проблемы.
Проверить все эти моменты просто, отмечает эксперт. Если вы ищете авто на специализированном сайте, то лучше заказать полный отчет по VIN-номеру или госномеру – его стоимость около 100 рублей, и в нем будет информация о владельцах, пробеге, ДТП и возможных ограничениях. Бесплатно проверить можно по VIN-номеру через сайт ГИБДД или через сервис проверки на сайте Госуслуги.
«Надо понимать: от хороших авто редко избавляются, не считая случаев, когда продают машину, чтобы купить другую — выше классом или свежее».
Нельзя забывать и о технических рисках. Найдя нужную машину, многие покупатели едут вместе с продавцом проверять в автосервисе подвеску, двигатель, коробку и не особенно обращают внимание на состояние кузова. Между тем, все названные выше механизмы можно заменить, а вот кузов — нет. Если в ДТП пострадали сменные части (задний или передний бампер, двери) — ничего страшного, хуже, если в аварии при сильном ударе пострадала задняя часть автомобиля (к примеру, заднее крыло — как правило, оно является монолитной частью кузова), так как в 90% случаях ее ремонтируют на скорую руку, для продажи. В итоге — эти части авто быстро окисляются, ржавеют, теряют прочность и за несколько лет эксплуатации в наших условиях приходят в негодность.
— Проще всего взять толщиномер — прибор, который измеряет толщину слоя лака, краски. Если есть большие перепады толщины краски в разных частях кузова, то очевидно — машину ремонтировали, и серьезно; также это позволяет оценить, где были повреждения у авто и какие могут быть последствия во время эксплуатации, — советует Сергей.
По словам Сергея, сегодня с корейских аукционов можно приобрести практически любые леворульные машины, не обязательно только «корейцев», но и «немцев» — BMW или Audi. И сейчас для этого благоприятный момент, так как ввозная пошлина рассчитывается в евро, и стоимость авто ниже из-за курса рубля. В этом случае, как правило, по техническому состоянию авто меньше вопросов, так как, если это проверенный аукцион, то в аукционном листе описано техническое состояние транспортного средства. В любом случае, лучше полностью переводить аукционный лист.
Но и здесь мошенники не дремлют. Есть компании, которые обещают привезти машину, купленную на зарубежном аукционе, берут предоплату и пропадают. У знакомого эксперта, рассказывает он, взяли предоплату в районе 300 тысяч рублей за несуществующий автомобиль, даже скинули аукционный лист, но покупатель не проверил, действительно ли авто продается в данный момент. Совет здесь один: обращаться только к проверенным продавцам — компаниям, которые работают не один год, о которых есть отзывы в интернете, и проверять самостоятельно через базу аукционов, доступен ли тот или иной автомобиль, продан он или нет.
Но будьте готовы к тому, что, пока машина дойдет до России, пройдет «растаможку», минует два, а то и три-пять месяцев. За это время может измениться курс рубля, да и стоимость «растаможки» возрастет в разы. К тому же, добавляет эксперт, в современных реалиях, при введении санкций, вывоз авто из «недружественных» стран могут запретить в любой момент.
— Часто висят на сайтах объявления — авто под заказ по цене, значительно ниже рыночной. Но хорошая машина не может стоить дешево или дешевле, чем продают аналогичные авто в России. Автомобили без пробега по РФ всегда выходили дороже. А если действительно предлагают на выгодных условиях, то, скорее всего, без учета пошлины, оплаты доставки или услуг брокера, — резюмирует Сергей.
«Мошенников стало больше»
Если вы сомневаетесь, что в своем желании сэкономить сможете купить хороший автомобиль напрямую у продавца, минуя автоцентр, можете обратиться к специалистам — автоподборщикам, которые проверяют как юридическую чистоту авто, так и его техническое состояние. Один из них — автоблогер Максим Федурин.
За последние полгода с автомобильным рынком произошло множество изменений, включая взлеты и падения цен. И в этих условиях, поясняет Максим, прогнозировать что-либо сложно, но ситуация на сегодняшний день достаточно ясна: иностранные автозаводы остановили конвейеры в России из-за санкций, поставки автомобилей прекратились и вряд ли возобновятся в обозримом будущем. Соответственно, люди начали искать альтернативные варианты приобретения машин. В связи с падением курса доллара значительно увеличился спрос на покупку автомобилей из заграницы, в основном из Японии, ОАЭ и Кореи.
Покупка автомобилей напрямую с японских аукционов — не редкость для нашего региона. 7 сентября 2022 года курс японской валюты достиг рекордно низкого с 1998 года уровня. Конечно, этот факт делает покупку японского авто еще более привлекательной для российского покупателя, однако и здесь достаточно подводных камней.
Во-первых, это процесс достаточно продолжительный. В среднем, от начала покупки на аукционе до «растаможки» проходит не один месяц. За это время конечная стоимость авто может измениться в зависимости от курса иены и евро («растаможка» зависит от курса именно последней валюты). Во-вторых, это покупка «кота в мешке». Конечно, есть информация о состоянии кузова и салона, но при этом многие моменты остаются скрытыми. И потом, при получении автомобиля, можно столкнуться с тем, что, например, крашеные элементы не обозначены в аукционном листе, есть ржавчина на кузове, сколы, царапины на пластике в салоне и т.д.
В-третьих, на фоне значительно возросшего спроса увеличилось количество мошенников, предлагающих приобрести авто с аукциона Японии по заманчивым ценам. Схема такого обмана предельно проста: посредники собирают предоплату за покупку автомобиля, а затем просто перестают выходить на связь. То же касается не только Японии, но и других стран. «Был бы спрос, а мошенники подстроятся под любой способ ввоза авто», — уверен Максим.
Что касается автомобилей из Южной Кореи и ОАЭ (в основном, из Дубая), то тут ситуация несколько иная. Автомобили оттуда везут леворульные, стоимость их, как правило, выше двух миллионов рублей (дешевле везти просто невыгодно). Срок доставки — тоже порядка двух месяцев. Однако при покупке автомобиля из Эмиратов нужно быть внимательным к комплектации. В большинстве своем они ориентированы на жаркий климат и предусматривают слабую печку и отсутствие подогревов, да и почти все масла и спецжидкости надо менять на соответствующие нашим условиям эксплуатации. А это тоже предполагает дополнительные расходы, которые многие не учитывают. Поэтому при покупке машины в ОАЭ лучше выбирать экземпляры, сделанные для Канады или Америки. Они больше подходят российскому климату.
Из Кореи чаще везут три модели – Kia Carnival, Sorento и Grand Starex (естественно, есть и множество других вариантов). Но, к примеру, новый Carnival начали продавать в России только с 2021 года, и в достаточном количестве таких машин просто нет. А вот более компактный Kia Sportage не слишком выгодно ввозить из Южной Кореи: цены на эту модель в России ниже. Важным фактором в пользу выбора автомобиля, произведенного для азиатского рынка, является более высокое качество сборки и отделочных материалов. Например, на Toyota Camry V70 для корейского рынка устанавливают те же моторы, что и на Lexus ES 250, и 8-ступенчатую автоматическую коробку, тогда как для России коробки на ней остались 6-ступенчатыми. Все эти нюансы нужно знать, чтобы приобрести хорошее авто.
Покупка автомобиля из-за рубежа — мероприятие достаточно сложное, требующее определенных знаний и опыта. Существует множество фирм, которые помогают в организации этого процесса. Однако, прежде чем заключать договор либо отправлять деньги, нужно убедиться в том, что вы не имеете дело с мошенниками. Изучите отзывы в интернете, внимательно читайте условия договора и помните, что подозрительно низкая цена на автомобиль с наибольшей вероятностью будет таить в себе подвох.
Что касается покупки беспробежных автомобилей из наличия на Дальнем Востоке, здесь тоже достаточно много нюансов, предупреждает Максим. Многие ошибочно полагают, что машины проверять вообще необязательно, главное — наличие аукционного листа у продавца, и можно смело брать машину. Но это не так. Итак, подводные камни подобных сделок:
- для машин, которые ввозились в РФ не в самом презентабельном виде, продавцы довольно часто попросту подделывают аукционные листы;
- часто продавцы корректируют пробег;
- автомобили-«утопленники» — таких в Японии достаточно много, они не участвуют в аукционах, но в РФ ввозятся регулярно;
- автомобили с техническими проблемами: неработающий двигатель, «пинающаяся коробка» и т.д. — такие моменты в аукционном листе написаны по-японски;
- автомобили с оценкой R (битый авто) — здесь нужно рассматривать индивидуально: иногда машина с оценкой «4» может быть хуже той, что заходила на аукцион с R;
- если же беспробежный автомобиль приобретается, например, в Иркутске, есть вероятность повреждений (ремонтов), возникших при транспортировке.
«Хорошее авто не может стоить копейки»
«Хотите гарантий — идите в автоцентр», — говорят дилеры. Здесь с вами заключат договор, в котором будут обозначены сроки, риски, сумма — подводных камней нет. Тем более, что в условиях дефицита «свежих» авто многие автоцентры стали предлагать своим клиентам подержанные авто, но с сохранением прежних гарантий, обозначенных в договоре. Машины везут, как правило, из Казахстана, Южной Кореи, ОАЭ, Японии, реже — из США и стран Европы. На эти государства приходится до 90% импорта автомобилей в Россию.
Как рассказал IRK.ru представитель одного из дилерских центров в Иркутске, опасностей и рисков покупки авто из другой страны много. Самое безобидное — вы можете получить автомобиль со значительной задержкой по срокам. Далее — получение автомобиля в состоянии, отличном от обещанного: это может быть отсутствие важных для вас опций, наличие повреждений кузова или салона. Покупка автомобиля у частных лиц может обернуться потерей как автомобиля, так и денег: всей суммы стоимости автомобиля или предоплаты. Ну и самое неприятное — вместе с долгожданным автомобилем вы обретете проблемы с законом, так как машина может быть угнанной, на нее может быть наложен арест.
— Здесь все зависит от того, каким образом вы оформили свои договорённости. Названные выше риски очень велики. Поэтому стоит уделять огромное внимание заключаемым договорам и подписываемым документам, условиям их расторжения и условиям возврата денег. И если вы попадаете в подобную ситуацию и договориться с продавцом не получается, обращайтесь в суд, — советует дилер.
Купить дешевле хорошую машину, особенно премиального сегмента, с рук можно, но таких случаев мало.
— Разница в цене, действительно, может быть, и даже существенная. Но! На мой взгляд, полученная выгода не покрывает возможные риски. На самом деле процесс очень сложный и трудоемкий, требующий большого количества времени. Ведь к стоимости автомобиля, указанной в любой из стран, необходимо прибавить стоимость доставки, страховки, таможенного оформления. В России она, в зависимости от года выпуска автомобиля, может достигать 48%, — рассказывает дилер.
Конечно, отмечает эксперт, при обращении к дилерам тоже существуют различные риски, обусловленные большим количеством факторов, но рискуют дилеры, а не клиент — именно поэтому у дилеров автомобили дороже.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Иллюстрации Семена Степанова
Анастасия Маркова, IRK.ru
Это не для иркутян. У них средняя з/п 100000 рублей. Они авто поедут покупать в автосалон.