Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Директор Театра на Бронной Елена Мироненко: «Сейчас время сильных женщин»

Фестиваль «Энергия» запомнился иркутянам не только встречами с известными деятелями культуры. 18 и 19 ноября московский Театр на Бронной представил на сцене драмтеатра имени Н.П. Охлопкова спектакль «Таня» по пьесе Алексея Арбузова. Билеты на постановку Константина Богомолова разобрали сразу же после поступления в продажу. Об особенностях театральной сферы журналисту IRK.ru рассказала директор Театра на Бронной Елена Мироненко.

– Елена, почему именно «Таню» привезли в Иркутск?

– Сейчас время сильных женщин, которые могут добиваться невероятных результатов. Но в спектакле «Таня», помимо истории сильной женщины, также отражен и сибирский характер. Ведь в пьесе Арбузова часть действий происходит на золотых приисках Красноярского края. Так что эта пьеса написана как будто специально для сибиряков.

– Вы были министром культуры Красноярского края. Есть ли, на ваш взгляд, особенности управления в этой сфере именно в Сибири?

– У сибирских регионов есть жесткая специфика – морозы, огромные расстояния между населенными пунктами и низкая плотность населения, что влияет на обслуживание и пропускную способность самих учреждений. Это сказывается в целом на всей отрасли, ведь содержать в состоянии низких температур сельские клубы, библиотеки, дома культуры сложнее. Здания сильно изнашиваются и даже горят, когда на сеть идет нагрузка от обогревателей, соответственно, требуется больше средств на их обслуживание.
А вообще, независимо от региона, руководителям в сфере культуры важно сохранять принципиальность. Если ты задал высокую планку и хочешь, чтобы в регионе было все самое лучшее, нельзя сворачивать с пути. Когда я была министром культуры Красноярского края, то для развития отрасли использовала разные инструменты. Например, мы приглашали бизнес-тренера для работников сферы культуры – он рассказывал о менеджменте, стратегическом планировании, клиентоориентированности.

Поначалу все думали, что я сошла с ума: мол, зачем библиотекарям стратегическое планирование, если у них четкое муниципальное задание? Но я считаю, что у каждого руководителя и специалиста должны быть мечты и цели, превосходящие любые задания. И только так можно добиться развития своего учреждения. Наши проекты транслировались на другие города, и мне было радостно делиться идеями с коллегами министрами. Чем лучше будет для культуры страны, тем счастливее я.

Елена Мироненко
Елена Мироненко

– Вы родились в Минусинске, учились в Санкт-Петербурге.
Работали в Красноярске, сейчас в Москве. В чем, на ваш взгляд, отличие столичной сферы культуры и региональной?

– Исключительно в бюджете. Например, возможность привлекать лучших артистов, сценографов, художников по свету имеют, в большинстве случаев, только московские театры. И в этом плане я немного переживаю за региональные театры, так как разница большая, как бы ее не пытались сократить.

– А какие трудности, помимо бюджета, у театральной отрасли в регионах?

– Большая сложность работы региональных театров, да и столичных, в том, что их менеджмент слишком медленно обновляется. Не хватает нового видения, свежей волны. Может быть, это жестоко прозвучит, но необходимо обновление менеджмента не только в театрах, но и в целом в сфере культуры. Большая часть руководителей, десятками лет находящихся у руля, не готовит себе смену и не допускает такой возможности в принципе. А если не давать шанс поколению 30-40 летних, то они так и состарятся, не дождавшись смены руководства. Конечно, есть кадровый голод, ведь директоров театров, художественных руководителей готовить сложно. И мало кто из столичных выпускников театральных вузов готов ехать работать в регионы, и тем более, в отдаленные северные территории.

– В регионах большинство театров – это классические репертуарные. Налагает ли это определенные рамки на их развитие в творческом плане?

– Чаще всего они работают с одним и тем же репертуаром на протяжении 10-20 лет. В лучшем случае – 2-3 премьеры в год. И дело даже не в том, что не хватает ресурсов. Есть постановки, не требующие больших финансовых вложений. Например, наша «Таня»: из декораций там только «черный кабинет», немного мебели, простые костюмы. Если в классический драматический театр придет новый человек, он должен понимать, что придется поменять репертуар, а это в среднем 15-20 новых спектаклей. Что достаточно длительно и трудоемко.
Я вижу, что в Иркутске уже происходят изменения. И фестиваль «Энергия» тому лучшее подтверждение. То, что организаторы пригласили в Иркутск Театр на Бронной как лидера театральной индустрии — большой шаг вперед.

– А что участие в фестивале «Энергия» дает вашему театру?

– Мы открыты всему новому, а участие в фестивале – это полезное сотрудничество. К тому же с иркутянами мы еще не работали, понимаем, что в городе заждались событий такого формата. Ну и, конечно же, все в нашем коллективе мечтали увидеть Байкал. Думаю, что после заряда энергией «священного озера» наши артисты вернутся к московскому зрителю с новыми силами.

– С чем, кроме Байкала, у вас ассоциируется Иркутск?

– Тальцы, омуль и Ангара – в Иркутске я всегда останавливаюсь в одной гостинице с видом на реку. Люблю широкие реки, так как выросла на Енисее и помню романтичную легенду о том, как Ангара убежала к Енисею, Байкал пытался ее остановить и так появился Шаман-камень. Ну и так как у меня в бэкграунде есть геологическая составляющая (я была директором Музея геологии Центральной Сибири GEOS), привезу отсюда чароит — иркутский камень-оберег.

– Самый известный театральный иркутянин – это Иван Вырыпаев. Как вы относитесь к его творчеству?

– А как можно относиться к творчеству талантливого человека?
Я помню его спектакли, на нескольких была. Он также работал с красноярскими театрами, когда я была министром.

— Полтора года назад в Театре на Бронной перешли на срочные контракты. Я правильно понимаю, что это как в спорте: место в составе нужно заслужить?

–Да, у артистов, сотрудников художественно-постановочной и административной части контракты заключены до конца сезона, потом их можно либо продлить, либо нет. Это порождает высокую конкуренцию, а значит, и качество работы. Так как все понимают, что никто не вечен на своей должности. Включая, кстати, и меня, и худрука театра Константина Богомолова – мы находимся на срочных контрактах с Департаментом культуры Москвы. Конечно, есть социальные гарантии перед людьми, которые уже давно служат в театре, например, это Вера Майорова, Людмила Хмельницкая, Иван Шабалтас, Виктор Лакирев и другие. Они интенсивно играют не только у нас, но и в других постановках Константина Богомолова на иных сценах.

— Сейчас время всеобщей инклюзивности, превосходством внутреннего над внешним, размытости гендерных, расовых и возрастных особенностей. Это внедряется и в искусство. Вы можете предположить, что в вашем театре Джульетту сыграет актриса с лишним весом, например?

– Я не верю в систему типажей, когда артист до конца жизни становится заложником одного образа. У нас в этом плане полная свобода. Например, та же Аня Патокина, которая как раз играет главную роль в спектакле «Таня», совершенно блестяще играет мужскую роль в постановке Олега Долина «Женщина-змея».
Причем между репетициями полчаса и это фантастика, насколько она многофункциональна как актриса. И в этом главное конкурентное преимущество нашей труппы: у нас практически любой артист готов сыграть любую роль.

– Мешает ли востребованность артиста в кино его театральной деятельности?

– Наоборот. Это же прекрасно! Это даже помогает театру. Чем более узнаваем артист, тем лучше идут продажи. Мы нацелены не только на творческое развитие театра, но и на укрепление экономической составляющей, повышение зарплат, усиление материально-технической базы (у нас сейчас самое современное видео, световое и звуковое оборудование, а этим мало кто может похвастаться даже в Москве).

– Что нового готовите сейчас?

– В минувшем сезоне у нас вышло шесть премьер, в этом планируем девять, одну из которых поставит Андрей Прикотенко. 20 и 21 декабря Роман Самгин представит спектакль «Без вины виноватые», а чуть позже Кирилл Вытоптов — «Богатых невест». В ноябре, через несколько дней после возвращения из Иркутска, у нас также намечена премьера «Комедии двенадцатой ночи» в постановке Олега Долина.

– В чем сильные стороны Константина Богомолова как режиссера?

– Наверное, я не совсем объективно могу оценить его значимость, так как мы работаем в одной команде и слишком близко находимся. Ведь «большое видится на расстоянии». Могу сказать, что он феноменален с точки зрения своей амплитуды, проявляет себя не только как театральный режиссер. Константин Юрьевич прекрасно работает с текстом, может сыграть любую роль, пробует разные жанры. В прошлом году выпустил оперу «Кармен» и балет «Ромео и Джульетта», работает в киноиндустрии, снимает сериалы, клипы, сейчас начал заниматься фотографией. Его сила в том, что он не сковывает себя в рамками. Дает свободу самому себе и поэтому может дать ее другим.

Элина Халтанова, IRK.ru

Фото Маргариты Романовой и Максима Чернышева

Элина Халтанова, IRK.ru

  • _opanas_ 29 ноября 2022 в 09:42

    миф и подмена понятий. Сильных женщин не существует. Существуют женщины с раскуроченной психикой.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля