В каждом крупном городе есть своя главная улица, и в Иркутске — это Карла Маркса, протянувшаяся на 2,1 километра. На ней расположены дома, построенные более ста лет назад и сохранившие свой исторический облик.
За последние десять лет улица претерпела немало изменений, которые подверглись жесткой критике со стороны иркутян. Например, были вырублены деревья, благодаря которым улица когда-то напоминала зеленый бульвар. Все попытки привести ее в порядок не увенчались успехом: тротуарная плитка проседала и разрушалась на глазах, а несуразные деревянные клумбы, в которые высадили саженцы деревьев, быстро потеряли внешний вид.
Летом 2022 года был капитально отремонтирован участок Карла Маркса в границах улицы Ленина и бульвара Гагарина. В течение нескольких месяцев — с мая по октябрь — горожане с любопытством наблюдали за работами, пытаясь угадать, что здесь сделают и как будет выглядеть улица после преображения. И вот в конце октября, нанеся последние штрихи, рабочие предоставили плоды своих усилий на суд иркутянам.
— А здесь что-то изменилось? — писали в соцсетях одни.
— Что за фонари — прошлый век! — комментировали вторые.
— Наконец-то здесь стало приятно гулять! — восхищались третьи.
Вместе с автором проекта по капремонту улицы Сергеем Демковым мы прогулялись по Карла Маркса. Встретились мы, и, как оказалось, неслучайно, возле памятника писателю Александру Вампилову. Как вспоминает Сергей, вокруг памятника до благоустройства была абсолютно неуместная клумба с цветами.
В соответствии с концепцией автора памятника, московского скульптора Михаила Переяславца, с которым Демков был знаком лично, вокруг Вампилова должен быть тротуар или газон, но не городские цветы. Поэтому, приступив к работам, первым делом убрали клумбу и подготовили территорию для посадки газона в следующем году; постамент и газон будут находиться на одном уровне, — так, как и задумано.
Напротив памятника драматургу, а также возле здания ИГУ установили по две скамейки — их дизайн, количество, как и расположение, неслучайны. Архитектор поясняет: на широких скамейках можно сидеть с любой стороны и наблюдать за проезжающими машинами или прогуливающимися горожанами; а две скамьи рядом будут располагать к общению незнакомых людей.
— У скамеек нет налета историзма, мы установили очень практичные конструкции, чтобы по необходимости их можно было заменить на другие, — поясняет Сергей.
Некоторые критикуют город за вырубленные на Карла Маркса деревья, но, как отмечает Сергей, это была необходимая мера: часть тополей засохла, часть оказалась серьезно больной. Взамен здесь высадили восьмилетние липы, и через два-три года на них появятся зеленые пышные кроны.
Частый вопрос к архитектору – почему деревья высадили в гранитные кольца? Он убежден: если бы деревья высадили без них, то половины из саженцев уже не было бы, так как снег на пешеходной дорожке убирают «бобкеты», которые ездят быстро и могут повредить растения. «В сущности, это защита от человека и от техники», — добавляет он. Кольца симметрично стоят вдоль тротуара и выглядят, как мне кажется, вполне симпатично.
— На улице мало использовано архитектурных приемов. Поэтому основания под деревья разбавляют и дополняют сдержанную зону променада, — поясняет Демков. — Возле исторических зданий деревьев нет. Сделано это для того, чтобы не закрывать привычный вид на них.
Кому-то может показаться узкой зона променада из-за оформленных в кольца деревьев. Как пояснил архитектор, исторически вдоль тротуара на Карла Маркса всегда были деревья. И со временем, когда саженцы подрастут, улица опять будет напоминать зеленый бульвар.
Тротуар вымощен гранитной плиткой, а часть – полоска шириной 50 сантиметров – уложена брусчаткой более темного цвета. По замыслу автора проекта, зимой, когда снег будут счищать с основной части тротуара, здесь будет оставаться снежная полоса, отделяя променад от дороги. И даже собранные здесь кучи снега будут хорошо смотреться. «Надеюсь, сработает этот прием, и здесь будет так, как мы задумали», — отмечает Сергей.
Отдельного внимания заслуживают новые фонари. Опорная часть светильника сделана из чугуна и украшена растительным орнаментом, похожим на тот, что был на фонарях середины прошлого века, а верхняя часть изготовлена из стали, и ее можно со временем заменить. А светильники напоминают те, что были здесь в 70-х годах прошлого века, и это тоже неслучайно.
— На этой улице у фонарей удивительная жизнь. Опоры были установлены в 50-х годах 20 века, а сам светильник, верхняя часть, менялся каждые 20-25 лет: сначала был шар, потом консоль, затем светильники в виде полудуг. И мы решили, что историю фонаря, его меняющуюся эклектичность, надо сохранить, — рассказывает архитектор.
Чтобы свет от фонарей не падал в окна жилых домов, плафоны развернули в сторону дороги. Как отмечает архитектор, некоторые горожане жалуются на недостаточное освещение тротуара вечером. Но, на его взгляд, на исторических улицах излишняя иллюминация скорее вредит, чем приносит пользу. Тем более, здесь допоздна работают рестораны, кафе и магазины со своим освещением — этого достаточно для такой улицы, отмечает он.
Ближе к улице Ленина, где с незапамятных времен иркутские художники продавали картины, расставляя их на земле, находился уличный Вернисаж. Теперь показать свои работы можно, развесив их на специальной конструкции с подсветкой, которая включается вместе с уличными фонарями. Я обратила внимание на аккуратно закрепленный позади конструкции трансформаторный ящик: обычно строители недолго думая, ставят его где придется, не заботясь об эстетике, а тут — все в порядке.
Сергей Демков: «Улица без художников и музыкантов — мертва, а она должна жить»
Особое внимание заслуживают съезды на пешеходных переходах. Они сделаны из цельных гранитных плит вровень с землей — это первый опыт применения такой технологии в области. Здесь удобно проходить с детской коляской, идти пожилым горожанам и заезжать на инвалидных креслах. До и после съездов на тротуарах положили тактильную плитку, также сделанную из гранита, — для слабовидящих людей.
Но добавлю ложку дегтя: припорошенные первым снегом гранитные съезды даже с небольшим уклоном становятся препятствием иного рода для маломобильных граждан: они скользкие, и с них нужно спускаться аккуратно. Буквально на наших глазах бабушка с тростью спускалась маленькими шажками, боясь поскользнуться и упасть.
Переходим дорогу. Возле поликлиники тротуар до конца не выложили плиткой. Как пояснил архитектор, администрация медучреждения не разрешила временно убрать леса, чтобы и вдоль здания уложить гранит. Поэтому на этом участке работы будут завершены после окончания реконструкции здания медучреждения.
В оформлении улицы использован такой прием, как монохромность: два оттенка серого в сочетании с антрацитовым. Зимой эту нарочитую неброскость разбавляет и дополняет снег, летом — зелень и яркая одежда прогуливающихся горожан.
Мы подошли к жилому дому, возле которого рабочие снесли панно «Водовороты», что вызвало негативную реакцию общественности и авторов работы. Здесь, поясняет Сергей, стояла кирпичная стена, которая «съедала» пространство и разваливалась на глазах. Изначально ее не планировали убирать, решение было принято на месте, чтобы заодно и благоустроить пространство рядом с жилым зданием. На месте, где была стена, гранитным бордюром отделили тротуар от газона, завезли землю и посадили по просьбе жителей несколько кустовых растений. Авторам панно предложили создать новую композицию на торце дома возле памятника Вампилову.
На углу Карла Маркса и бульвара Гагарина бордюр сделали закругленным — смотрится непривычно и необычно. Здесь же установили указатель, основа которого также изготовлена из чугуна. Правда, он еще пустой, надеюсь, это мэрия исправит в ближайшее время.
Архитектор, отвечая на мой вопрос о том, доволен ли он своей работой, и попутно – на вопрос «А разве здесь что-то кардинально изменилось?», отметил: «Мы добивались именно того, чтобы улица сохранила свой исторический облик. Здесь нет ненужного лоска, между тем по ней удобно ходить, и каждый элемент благоустройства гармонично сочетается с другими».
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Архитектор пробовал по ней ходить: на каблуках, в дождь, когда все замерзло???
Верните обычный асфальт и много проблем решится.
Фонари наверное стоит подбирать не по дизайну, а чтобы эффективно освещали, хотя у нас ничего не делают исходя из эффективности.