В художественном музее суета. В одном из помещений второго этажа собрались работники музея — им не терпится первыми увидеть выставку из Эрмитажа, которая прибыла накануне спецрейсом в Иркутск из Санкт-Петербурга. Экспозиция посвящена роли морской раковины в произведениях прикладного искусства 16-21 веков.
32 редких произведения из России и стран Европы упакованы в три ящика, которые защищают ценности от механических повреждений, влажности и резких перепадов температур. Короба изготовлены из двойной фанеры и представляют собой кассетную конструкцию для перевозки нескольких предметов. При транспортировке сначала экспонаты помещают в один деревянный ящик, где музейные предметы располагаются в ячейках с пенопластом, чтобы они не давили друг на друга и не перемещались, затем вся конструкция помещается в другой ящик большего размера. Между коробками по углам находится амортизирующий материал.
Представитель специализированной компании, которая занимается упаковкой и перевозкой предметов искусства, сначала вскрыл верхний ящик, после этого с помощью шуруповерта открутил боковую стенку внутреннего. Затем достал завернутый в бумагу один из экспонатов и осторожно поставил его на стол, так как малейшая оплошность может привести к невосполнимой потере. Он развернул бумагу, и все увидели первый экспонат из коллекции — кубок с гравировкой, который принадлежал Петру Первому.
Экспонат был изготовлен в немецком городе Киле во второй половине 17-го века. Ценность предмета заключается не только в том, что он прекрасно сохранился, но еще и в том, что на протяжении некоторого времени этот кубок принадлежал Петру Первому и находился в его Кунсткамере (первый музей в России, учрежденный императором Петром Первым в Санкт-Петербурге в 1714 году. — Прим. ред.). В Эрмитаж предмет попал в конце 19-го века вместе с другими экспонатами, которые передали в музей из бывшей Кунсткамеры.
Кубок выполнен из части раковины наутилуса (пелагический морской моллюск семейства головоногих моллюсков Nautilidae. — Прим. ред.) и представляет собой яркий пример искусства уже к тому времени уходящей эпохи барокко. Его украшает фигура бога морей Посейдона, которого окружают существа из подводного царства. Ножка кубка сделана из серебра и фрагментарно покрыта позолотой. Подобные кубки-наутилусы в 17-м веке подчеркивали богатство и статус их владельцев, их хранили как драгоценный предмет интерьера, даже порой не используя по назначению.
Все специалисты прикасаются к экспонатам только в специальных перчатках, чтобы не оставлять потожировых отпечатков, которые со временем могут нанести серьезный вред ценным артефактам. Например, от таких следов металлические предметы начинают быстрее окисляться и теряют свой внешний вид.
За процессом распаковки пристально наблюдает куратор выставки из Эрмитажа Светлана Кокарева и реставратор Областного художественного музея Светлана Тютикова: их задача – проверить, не пострадали ли произведения искусства при транспортировке.
Как рассказала Светлана Кокарева, в создании этой выставки принимали участие несколько сотрудников Эрмитажа, которые являются ответственными хранителями привезенных в Иркутск предметов. Самый ранний экспонат – это французский кубок, который создали во второй половине 16-го века в эпоху Великих географических открытий. Кубок состоит из двух раковин улитки кассис (вид большой морской улитки, хищного морского брюхоногого моллюска семейства шлемовидок. — Прим. ред.), на каждой из которых есть фигуративная резьба. Ножка выполнена из серебра, а крышку украшает небольшая фигурка кентавра.
Самые поздние произведения из привезенной коллекции были созданы петербургскими ювелирами-камнерезами уже в 21-м веке. Большая часть представленных на выставке работ обладает исторической ценностью.
— Здесь представлены экспонаты, которые хранятся в фонде музея, но еще не выставлялись. Поэтому у посетителей есть уникальная возможность увидеть не просто экспозицию из Эрмитажа, а насладиться произведениями искусств, которые не были ранее представлены широкой публике, — говорит Светлана Викторовна.
Реставратор Областного художественного музея Светлана Тютикова, после того как примет по списку все экспонаты из Эрмитажа, будет производить их еженедельный осмотр на предмет сохранности. Для оценки состояния антиквариата она использует ультрафиолетовый фонарик, с помощью которого можно увидеть новые повреждения: они могут возникнуть из-за того, что предметы находятся в непривычном для них микроклимате.
— Старинные экспонаты чувствительны к любым колебаниям температуры и влажности. И за их состоянием нужно тщательно следить, ведь пока они находятся в художественном музее, ответственность за их сохранность несем мы, — рассказывает эксперт. — Если видим изменения, мы их документально фиксируем.
Рядом находится специалист по учету музейных ценностей из иркутского музея Мария Аверьянова. Она сверяется со списками, которые пришли вместе с ценным грузом, все ли предметы соответствуют описи. После этого специалист сделает временную маркировку каждого экспоната, пока те находятся в Иркутске. По этим отметкам каждое утро музейный смотритель будет проверять наличие предметов на своем месте, ориентируясь на топографическую опись с фотографиями. Такая процедура предусмотрена не только для временной выставки, но и для постоянных экспозиций.
— На чаше имеются загрязнения, потертости, царапины, незначительные потемнения металла, — специалист по учету зачитала описание состояния экспоната из описи, в то время как реставратор его внимательно осматривала.
Все оказалось в порядке: чаша благополучно перенесла транспортировку. Помимо этого кубка, на выставке представлена еще и табакерка Петра Первого, на которой сохранилась его монограмма.
Посетить выставку и увидеть все экспонаты из собранной коллекции можно с 10 сентября до 9 ноября 2022 года в Областном художественном музее по адресу: улица Ленина, 5.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
фотки так себе… на уровне обывателя со смартфоном