За несколько дней до открытия выставки к музею подъехал фургон с ценным грузом — картинами русских авангардистов начала 20 века, известных как «бубновалетовцы». Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк, Александр Куприн, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, Александр Шевченко, Алексей Моргунов и Александр Осмеркин — художники, совершившие прорыв в искусстве и ставшие основателями нового направления в российской живописи.
Картины благополучно перенесли длительное путешествие. В присутствии сотрудников Русского музея работы распаковали и осмотрели на предмет сохранности. Создание экспозиции заняло несколько дней. В здании галереи картины, написанные яркими и сочными красками, развесили таким образом, чтобы они не диссонировали друг с другом, и посетители могли рассматривать одну работу, не отвлекаясь на соседнюю.
Передвижную выставку сопровождает ответственный хранитель живописи второй половины 19 века — первой половины 20 века Русского музея Алиса Любимова. Она провела персональную экскурсию и рассказала о творчестве «валетов», что позволило более глубоко понять представленные произведения.
— Меня, как ответственного хранителя, нельзя спрашивать о любимой картине, — улыбаясь, говорит Алиса Борисовна, — каждую представленную здесь работу художников-авангардистов можно рассматривать бесконечно, находя каждый раз новые смыслы и детали.
По словам Алисы Любимовой, авангард не должен быть доступным и понятным всем; он обращается к чувствам и эмоциям человека. Лучше, уверена она, если посетители придут на выставку, как говорится, с открытым сердцем и чистой душой и не будут сравнивать авангард с другими направлениями русского и западноевропейского искусства, а попытаются непредвзято посмотреть на работы авангардистов, воспринимая их исключительно эмоционально.
Откуда же взялся «Бубновый валет»? Это общество авангардистов, появившееся после одноименной выставки 1910 года в доме Экономического общества офицеров, на которой художники, устав от посредственности, представили картины с непривычными, даже шокирующими сюжетами. Первая экспозиция настолько поразила публику, что несколько работ Натальи Гончаровой и Аристарха Лентулова с религиозной тематикой даже пришлось снять с выставки.
Кстати, название сначала для выставки, а потом и для объединения было выбрано неслучайно. Словосочетание «Бубновый валет» ассоциировалось с картами, гадалками, молодостью, бунтарством и непредсказуемостью, что так близко было молодым живописцам. Художники «Бубнового валета» отрицали как академизм, так и реализм 19 века, их творчеству были более близки постимпрессионизм, фовизм и кубизм, представленные во французской живописи в картинах Сезанна, Ван Гога, Гогена и Матисса.
— Для «бубновалетовцев» главным было порвать с академической реалистической традицией, как с художниками-приверженцами Академии художеств, так и с художниками-передвижниками, которые воспроизводили и повторяли себя и свои сюжеты до бесконечности в сдержанном колорите с социальными сюжетами, — рассказывает эксперт.
Но для их творчества характерно обращение не только к французскому постимпрессионизму и немецкому экспрессионизму (например, группе художников «Синий всадник»), но и к народным истокам, к русскому искусству. «Валеты» черпали вдохновение, в том числе в вывесках и городском фольклоре, поэтому в их работах чувствуется ирония.
— Авангардисты немного насмешливо смотрели на мир. И если зритель не будет отягощен предубеждениями, он это обязательно прочитает, — уверена Алиса Борисовна.
«Валеты», продолжает рассказывать она, намеренно хотели «взбодрить» публику, дразнили ее. Они ходили по Кузнецкому мосту с ложками в петлицах костюмов и разрисованными лицами. Эти революционеры от искусства коренным образом изменили всю художественную жизнь своего времени.
Творчеству авангардистов были присущи яркие и насыщенные цвета, брутальные формы и упрощенные геометрические формы, а любимыми жанрами были пейзажи и натюрморты.
Условно выставку можно разделить на две части. В одном зале представлены картины художников, которые в разные годы участвовали в объединении «Бубновый валет», а во втором — работы, написанные после 1917 года, когда общество прекратило свое существование.
Особое место в экспозиции занимает работа Ильи Машкова «Дама с контрабасом» (1915 год). Художник нарисовал портрет своей второй жены в стиле русского искусства 18 века – так, как изображали дам из дворянских семей. Мы видим женщину в нарядном платье, которая сидит на красивом стуле. Когда смотрим на полотно, чувствуем тяжесть бархата и ощущаем переливы ткани. При этом художник не скрывает своей иронии, о чем говорят антураж и чересчур румяные щеки женщины – точь-в-точь как у фарфоровой куклы. В этот портрет художник интегрировал ранее написанный свой пейзаж — это референс (отсылка) к своему творчеству.
Алиса Борисовна останавливается у картины «Мост, пейзаж с четырех точек зрения» художника Давида Бурлюка, который в 1910 году считался самым главным заводилой и бунтарем в артистической среде. Он был невероятно энергичным и деятельным: организовывал выставки и диспуты, кроме этого был хлебосольным хозяином.
— На эту картину можно смотреть с любой стороны: вот перевернутый дом, парусник. Переворачиваем — лошадь и всадник. В центре — волны и архитектурные элементы. С одной стороны, со зрителем он играет, как бы говоря, что нет одной точки зрения, с другой — сам художник подписывает низ картины, тем самым заставляя ее вешать так, а не иначе. Игра с восприятием — характерная черта наших авангардистов. В 1912 году, когда впервые выставлялась эта картина, она называлась «Синтетический пейзаж: элементы неба в момент разложения плоскостей, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения».
При знакомстве с русским авангардом может сложиться впечатление, что в обществе были только Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, но это не так: на всем протяжении своего существования состав общества менялся. У «Бубнового валета» не было строгой стилистической концепции, канонов, поэтому через это объединение прошли самые разные художники, представлявшие абсолютно разные направления: примитивизм, кубизм, футуризм, супрематизм. В общество в разное время входили совершенное разные художники, но всех их объединяло авангардное отношение к искусству: отторжение классического художественного языка. И каждый художник стремился создать свой язык, стать ярким, самобытным явлением. «Они входили, уходили, возвращались».
Вместе с экспертом мы идем во второй зал. Как уже было сказано, здесь можно увидеть работы авангардистов, написанные после Октябрьской революции.
К 1917 году многие художники-авангардисты перессорились между собой, и часть основателей ушла из общества. В 1916 году состав объединения «Бубновый валет» покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Им на смену пришли Марк Шагал, Натан Альтман, Владимир Татлин, Любовь Попова, Иван Пуни, Ольга Розанова, Иван Клюн, которые были поклонниками неопримитивизма, кубофутуризма и кубизма. А чуть позже общество заполонили супрематисты (направление в авангардистском искусстве) во главе с Казимиром Малевичем, который в 1917 году стал и последним председателем «валетов». Малевич и его последователи стремились выразить сущность искусства, не прибегая при этом к привычным образам.
— Художники — это яркие личности, у них у всех всегда идет борьба за лидерство, превосходство, и эта борьба в итоге закончилась появлением супрематизма, — говорит Алиса Борисовна.
Как отмечает эксперт, после того как общество распалось, уже бывшие «валеты» еще некоторое время продолжали писать в том же духе, и только в 20-х годах происходит смена художественного языка.
Судьбы русского авангарда тесно связаны с общими социально-историческими и политическими процессами. В начале 20-30-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Если до революции главным заказчиком картин были купцы, богатые люди, иногда музеи, то после остался один заказчик — государство, и оно давало свои установки. И так или иначе художники, бывшие «бубновалетовцы», смогли найти себя и в новой реальности. Так, в 1922 году у Кончаловского состоялась персональная выставка в Третьяковской галерее, а в 1927 году там же была организована ретроспективная выставка «Бубновый валет».
Изменился заказчик, изменились сюжеты, и если в новгородском цикле Петра Кончаловского еще есть связь с фольклором: народный дух чувствуется в образах мужичков, крестьянского быта в целом, то после 30-х годов его живопись становится совсем реалистической, это видно в натюрмортах «Сирень» и «Полевые цветы».
Эксперт отмечает интересную деталь, которую заметит не каждый посетитель выставки. В картинах новгородского цикла 1919-го года присутствует красный расписной поднос, который можно увидеть и в натюрморте «Пара чая» 46-го года. «Эти подносы, в сущности, являются героями его картин», — говорит она. К слову, в 1930-е годы Кончаловский работал на подносной фабрике и делал эскизы для росписи подносов, сам же их и расписывал.
Еще один яркий представитель «валетов» — художник-авангардист Александр Васильевич Куприн. Куприн — мастер натюрморта. Примечательно, что художник своими руками создавал антураж для своих картин. Например, натюрморт с цветами, которые кажутся живыми — форма, цвет, объем — все реалистично. Однако рисовал он с бумажных цветов, которые сам создал. Кроме этого, для своих будущих натюрмортов он делал бутафорские фрукты и овощи, составляя из них композиции.
— Эта деталь говорит о многом: прежде всего, характеризует Куприна как вдумчивого художника, — отмечает Алиса Борисовна. – В работах каждого художника из «валетов» можно увидеть детали, которые скажут об их семье, творчестве, жизни.
Посетить выставку «Бубновый валет» можно до 26 октября 2022 года по адресу: улица Карла Маркса, 23. Экспозиция организована в рамках подписанного соглашения между правительством Иркутской области и Государственным Русским музеем.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
замечательная выставка! от всей души рекомендую! большое спасибо организаторам!