На землю Клочковы в составе папы Андрея, мамы Марины и дочерей Насти и Лады высадились во Владивостоке. Там, в порту, оставили свою яхту Lady Mary и на машине отправились по Транссибирской магистрали через Хабаровск, Читу, Улан-Удэ, Иркутск и Красноярск до родного Новосибирска. В Иркутске путешественников приняли радушно: заселили в отель, свозили на Байкал, а местный салон красоты даже сделал укладку и макияж женской части семьи перед трэвел-встречей. Желающих задать вопрос Клочковым оказалось очень много: за их блогом о кругосветке уже несколько лет следят жители разных городов России и мира.
Семье путешественников было что рассказать иркутянам, ведь Клочковы обогнули земной шар дважды! Первое кругосветное плавание началось восемь лет назад в Черногории. Четыре года Клочковы шли на яхте по теплым широтам до Французской Полинезии. И на острове Таити решили изменить маршрут.
— Мы очень хотели попасть в Новую Зеландию, но опоздали из-за болезни, которая длилась месяц (отравились токсичной рифовой рыбой), — рассказывает Марина Клочкова. — Пока мы были не в строю, там начался сезон ураганов. Решили убежать от него резко на юг и потом отправились в обратную сторону по южной широте мимо Антарктиды. На принятие решения обойти Землю еще и в этих широтах ушло не больше суток. Моей любимой книгой в детстве был роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». И приключения главных героев на 37 параллели так впечатлили, что мне очень захотелось увидеть тот самый риф Мария Тереза, где был найден капитан Грант. Андрей меня поддержал.
Первая кругосветка таким образом оставалась незавершенной, но зато Клочковых ждала встреча с детской мечтой и, кстати говоря, прохладой — в теплых широтах они очень устали от жары. На пути к самому холодному материку семья путешественников встретила полярников, которые даже не удивились смелой задумке. Они приободрили их и выдали валенки.
— А в Магеллановом проливе мы встретили корабль с российскими моряками! — вспоминают путешественники. - Подплыли прямо к их борту, они сначала удивились: «Кто такие?», а потом увидели российский флаг на яхте. Первое время дружили по рации, потом в штиль встали вторым бортом к их якорю и весь день провели на палубе. Очень приятно было пообщаться со своими. Нас накормили блинами и еще в дорогу дали!
Три с половиной недели в Антарктиде оказались очень тяжелыми. Постоянно приходилось контролировать ситуацию: ветер периодически менялся, лед двигался, требовалось отталкивать глыбы от лодки (причем корпус Lady Mary - пластиковый). Но то, что Клочковы увидели на снежном материке, компенсировало все неприятности. Завораживающие айсберги и ледники, милые пингвины и морские котики очень впечатлили путешественников. Они побывали в гостях у полярников на знаменитой российской станции «Беллинсгаузен». Кстати, вояж Клочковых в Антарктиду совпал с двухсотлетием открытия этого материка русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
— Мы немного не дошли до нашей конечной цели — Южного полярного круга, не хватило меньше градуса! Уперлись в льды в проливе ЛеМэр, - рассказывает Андрей. — Также не смогли зайти на станцию «Академик Вернадский», хотя там нас ждали. Мы не стали даже связываться с ними по рации, потому что сигнал был слабым, и они могли бы решить, что мы терпим бедствие. Так что ушли из Антарктиды зимовать на архипелаг Огненная земля.
Кстати, до зимовки семейство встретилось с Федором Конюховым, который в это время пересекал Тихий океан на вёсельной лодке. А вот риф Марии Терезы из книги «Дети капитана Гранта» Клочковы так и не нашли. «Мы совершили географическое закрытие», - смеется Андрей.
Яхта вместо двухкомнатной квартиры
Марина и Андрей с детства тяготели к приключениям. Но взрослая жизнь немного приземлила: работа, дети, ответственность. Изредка — отпуск в жарких странах, а дома — походы, сноубординг. Однажды Андрей с Мариной путешествовали по Таиланду. Прогуливаясь по острову Ко Ли, увидели объявление, прибитое гвоздями к дереву: «Возьмем в экипаж парусной яхты двух-четырех человек. Еда и топливо в складчину. Пойдем на Филиппины».
— Это нас поразило: как будто увидели окно в какой-то другой мир, — вспоминает Андрей. — Тогда посмеялись, мол на пенсии тоже так будем. Но вышло гораздо раньше: на свою яхту мы переехали через пять лет.
Однако в кругосветное плавание Клочковы отправились вовсе не из-за жажды приключений, а из-за болезни старшей дочери Насти. Девочка страдала от бронхиальной астмы, ей требовались определенные климатические условия. Чтобы облегчить ее страдания, семья некоторое время даже жила в Горном Алтае. Но этого было мало. И Клочковы решили отправиться в океан. Насте тогда было 12 лет, а Ладе — 2 года.
Андрей получил шкиперскую лицензию в Черногории, а потом семья купила яхту — на это ушли накопления, отложенные на покупку двухкомнатной квартиры в Новосибирске. Назвали ее Lady Mary – в честь Мэри Поппинс, героини, которая знала толк в ветрах перемен.
— Теперь у нас апартаменты небольшие, но зато бассейн огромный, — смеются Клочковы. — Путешествовать на яхте хорошо — в любой стране ты дома. Когда причаливаем в порт, живем на Lady Mary. В Новосибирске у нас осталась коммерческая недвижимость, которая сдается в аренду, а также гостиничный дом в туристическом месте Алтая. Это наш основной источник дохода.
Андрей признается: до путешествия в семье был кризис, супруги хотели развестись. Но совместный путь вокруг света объединил их. Распределение ролей в семье четкое: папа — капитан, мама — старший помощник, Настя — второй помощник, а Лада — юнга. Слово капитана — закон. Клочковы признаются, что они не устают друг от друга в ограниченном яхтой пространстве.
— Хотя был момент в самом начале пути, когда папа сильно увлекся ролью капитана и начал забывать, что он, в первую очередь, наш папа, — рассказывает Настя. — Но это быстро исправили. Мы очень близки друг с другом.
Конечно, один из главных вопросов, которые часто задают Клочковым, это вопрос о том, как девочки учатся в путешествии. Настя училась дистанционно, самостоятельно, а также в русской школе в Австралии, когда семья там задержалась из-за пандемии. Она прошла программу средней школы, осталось только сдать официальные экзамены. Однако за границей осуществить такое можно только при русском посольстве, но вблизи портов, где Клочковы были, ведомств не было. И пусть с официальным образованием возникли сложности, Настя в путешествии получила самое главное — капитанские права начальной степени. Обучилась она в Кейптауне.
— Теперь могу угнать нашу Lady Mary как капитан, — смеется девушка. — Но если без шуток, то меня уже пригласили на работу: скоро отправлюсь в свою первую экспедицию — на парусной яхте в Арктику и Антарктику.
Когда семья вышла в кругосветку, младшей Ладе было всего два года. «Я выросла в путешествии, и другой жизни не представляю. Весь мир — мой дом», — говорит девочка. Она призналась, что ей не бывает скучно, ведь в пути всегда столько интересного вокруг! Лада проходит дистанционное обучение в Географической школе имени апостола Андрея Первозванного. А в свободное время любит читать, сейчас ее книжный фаворит — «Гарри Поттер».
«Думали, что умрем»
Клочковы рассказали, что на борт яхты берут в основном консервы и крупы, все скоропортящиеся продукты вроде фруктов стараются съедать в первое время.
— У нас до сих пор остались два ящика яблок, купленных на Таити, — смеется Марина. — Хлеб мы печем сами, девочки прекрасно освоили выпечку. Еды на яхте хватает, хотя мы очень скучали в пути по русской кухне — по пельменям, борщу!.. Кстати, холодильника на яхте нет — обходимся без него.
Конечно же, путешественников кормит океан: например, тунцом Клочковы просто объелись, его было так много, что часть пошла на тушенку. А на одном из островов Полинезии путешественники неудачно сходили на рыбалку: Андрей поймал гарпуном коралловую рыбу-попугая.
— Она была очень красивая, ярко-синего цвета. Потом уже узнали, что эта удивительная рыба питается кораллами, которые могут накапливать токсины. Некоторые экземпляры абсолютно «чистые», а некоторые — с токсичным содержимым. Угадать невозможно. Нам не повезло: наша рыбка, очевидно, объелась токсинов, и мы с Андреем сильно отравились. Слава Богу, девочки не стали есть! Страшно представить, каковы были бы последствия. Мы болели месяц: все симптомы отравления плюс жуткая слабость и ломота в теле. Думали, что умрем.
В первые дни болезни родителей Настя с Ладой остались за главных на яхте. А через две недели Марина и Андрей начали приходить в себя.
— Говорят, что эти токсины до конца не выводятся. Так что мы теперь «иные», — смеются они.
Кстати, вне чрезвычайных ситуаций распорядок дня на яхте строгий: есть распределения по дежурству. С 20:00-22:00 до 00:00-2:00 ночи вахту несет Настя, потом до раннего утра — время Андрея, его сменяет Марина.
— Утром мы все занимаемся делами, готовим завтрак, убираемся, девочки учатся, - рассказывают путешественники. — Вечером смотрим кино, читаем, играем в настольные игры. У нас установлен спутниковый интернет, но связь слабая — хватает лишь для пользования почтой и ведения блога.
Клочковы говорят, что на яхте не нужно многого: ни вещей, ни денег. Соответственно, и отходов не так много: весь органический мусор уходит за борт, природа его сама переработает. А пластик Марина измельчает и собирает в емкость. Сейчас, например, они высадились в порту Владивостока всего с двумя бутылками мусора.
Конечно, всех интересует, встречали ли Клочковы за восемь лет плавания пиратов. Но семья тщательно изучает маршруты, чтобы не нарваться на них. Например, обошли север Бразилии, Венесуэлу, Северную Корею.
Опасный Кейптаун, локдаун в Тихом океане и Новый год на Таити
Марина Клочкова призналась, что порой хотелось бросить безумную идею. Особенно остро это желание возникло, когда ее настигла морская болезнь.
— Мне было очень плохо. Но после первых проявлений болезни появилась злость на себя. Если брошу все на полпути, получается, я не справилась с мечтой? Мне даже было стыдно перед Жюлем Верном! Ну и перед мужем тоже, — смеется Марина.
Сложностей в пути хватало. Ломался двигатель, отопительные приборы… А в районе экватора на яхте сломался опреснитель, пришлось собирать дождевую воду. Причалить к какому-то порту, чтобы починить его, не было возможности из-за пандемии: все страны Тихого океана отказали в аварийной остановке. Только добравшись до Полинезии, удалось отремонтировать прибор.
Кстати, непосредственное начало пандемии застало Клочковых в Австралии. Там их тепло встретила русская диаспора. Эта страна запомнилась путешественникам очень бережным отношением к природе. Например, они стали свидетелями такой картины: в местном парке птица свила гнездо и пока она высиживала яйца, вокруг нее соорудили забор. Чтобы никто не беспокоил: ни люди, ни собаки.
Австралию Клочковы назвали очень комфортной для жизни. А вот страна, в которой хотелось бы пожить — это Колумбия. Южная Африка привлекает своей контрастностью. Например, в Кейптауне чудовищная преступность и бедность граничат с ослепительной роскошью.
— Шикарные автомобили Lamborghini и Ferrari выставлены прямо на улицах, так как в салонах не хватает места, — рассказывает Андрей. — Но, отъехав десять километров от центра роскоши, можно увидеть, что люди живут в коробках. Туристу достаточно прогуливаться по криминальному району в шортах и футболке, чтобы его застрелили. Потому что одежда для местных гангстеров является ценностью, а пуля стоит дешевле, чем наряд. Есть районы, куда не надо заходить ночью, а есть те, куда нельзя ходить даже днем. Недавно был случай, когда в 10 метрах от туристической тропы убили парня из Санкт-Петербурга. Несмотря на опасность, люди все равно туда едут. Привлекает архитектура позапрошлого века, чудесные виды полей, прекрасное вино. Марина, побывав на нескольких фермах, даже сказала: «Хочу быть здесь помещицей» (смеется).
Вторая кругосветка (в южных широтах) завершилась на Таити. Там же они встретили Новый 2022 год с друзьями — своими, можно сказать, предшественниками. Это первые российские яхтсмены, которые отправились в плавание с детьми. Их дочери родились на яхте — одна в Колумбии, вторая в Панаме.
— Они тоже совершали кругосветное путешествие, но остались на Таити — очень уж понравился им остров. Теперь занимаются туристическим бизнесом, получили гражданство, - рассказывают Клочковы.
Из Таити семья отправилась во Владивосток, завершая таким образом свою первую кругосветку. До российского порта шли безостановочно 57 дней. Во Владивостоке яхту подняли на землю, осенью ее ждет ремонт. А Клочковы, загрузив вещи с Lady Mary в машину, поехали домой в Новосибирск, заезжая по пути в города для встреч. В нашем регионе они вновь встретились с большой водой — побывали на Байкале.
— После Тихого океана Байкал показался… тихим, - каламбурит Андрей. — Поразил объем пресной воды в озере, для нас это непривычно. Мы то привыкли после попадания воды на руки вымывать соль, а тут — можно сразу пить. Байкал — это чудо!
Сейчас Клочковы уже добрались до Новосибирска. Дома надо будет уладить дела, разобрать архив (в планах — книга или фильм о кругосветном плавании). Но наверняка после этого они вновь куда-нибудь отправятся.
— Хочется дойти до тех уголков, куда мы не смогли добраться в этом плавании: полярная станция «Вернадского», остров Тристан-да-Кунья, Новая Зеландия. — говорит Андрей. - В планах у нас — все острова западнее Французской Полинезии… Столько мест на Земле еще хочется увидеть!
P.S. Кстати, Настина астма, из-за которой Клочковы когда-то отправились в кругосветку, уже давно прошла.
Элина Халтанова, IRK.ru
Фото из архива героев
Элина Халтанова, IRK.ru
Бедные дети… Вырастут как маугли… Так и не научатся общаться со со сверстниками…