Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Пантеон Сибири» и фронтовые дневники Рогаля — о судьбе иркутского художника

«Пантеон Сибири» и фронтовые дневники Рогаля  — о судьбе иркутского художника

Сибирский художник Виталий Рогаль (1915-2004 годы жизни) в Великую Отечественную войну был пулеметчиком и разведчиком. Он прошел фронтовой путь от Витебска до Кенигсберга, а в 1945 году отправился служить на Дальний Восток, затем — в Манчжурию и Монголию. Журналист IRK.ru побывала в городском выставочном центре имени В.С. Рогаля, где хранятся картины, военные зарисовки и фронтовые дневники художника. Как создавалась картина «Пантеон Сибири», о чем писал художник в военных дневниках, рассказала научный сотрудник центра Татьяна Ларченко.

В выставочном центре

Городской выставочный центр имени В.С. Рогаля (филиал Музея истории Иркутска) находится на улице Халтурина и носит имя художника, который прошел всю Великую Отечественную войну, оставил после себя фронтовые зарисовки, путевые заметки и огромное количество полотен, посвященных озеру Байкал и строительству БАМа. Всего за свою жизнь Виталий Васильевич написал более трех тысяч картин.

Справа — Виталий Рогаль на пленэре. Байкал, 1977 год

Справа — Виталий Рогаль на пленэре. Байкал, 1977 год

Кстати, центр открыл свои двери в 2000 году именно благодаря Виталию Рогалю. Он хотел, чтобы в Иркутске появилось место, которое стало бы домом для молодых художников. Он не понаслышке знал, как сложно пробиться начинающим, поэтому всегда стремился помочь талантливым ребятам. Виталий Васильевич несколько лет подряд оббивал пороги администрации, сидел в приемных, собирал письма в поддержку строительства такого центра. Инициативу художника поддержали многие видные деятели культуры, среди них был и Никита Сергеевич Михалков, с которым Виталий Рогаль был знаком и поддерживал общение. Известный режиссер написал обращение в адрес мэрии, и со временем дело сдвинулось с мертвой точки.

Татьяна Ларченко, научный сотрудник центра
Татьяна Ларченко, научный сотрудник центра

В трехэтажном особняке, возведенном по проекту архитектора Андрея Красильникова, есть главная комната — мастерская художника, в которой Виталий Рогаль работал до конца своих дней. Помещение светлое и просторное, с белыми стенами, антресолью и большими арочными окнами.

На полке, под балконом, в ряд стоят старые потрепанные дневники — путевые записки Виталия Рогаля. Здесь только часть архива, остальные находятся в хранилище. Виталий Васильевич записывал впечатления и мысли и зарисовывал места, которые посещал, делал портретные наброски людей, которых встречал. Часто из таких дорожных зарисовок потом складывались большие полотна.

Одна из незаконченных картин Виталия Рогаля «Космонавты над Байкалом» так и осталась на мольберте в мастерской художника

Одна из незаконченных картин Виталия Рогаля «Космонавты над Байкалом» так и осталась на мольберте в мастерской художника

Вдоль одной из стен стоят стеллажи со стеклянными дверцами, в которых хранятся личные вещи художника и его архивные фотографии, на другой стене висит картина «Пантеон Сибири» (размер полотна 2 на 4 метра), которой художник посвятил одиннадцать лет, но так и не успел ее закончить. Чтобы понять, почему Виталий Васильевич выбрал именно тему политических репрессий, нужно обратиться к истории семьи художника.

Как появилась идея «Пантеона Сибири»

Виталий Рогаль родился 9 августа в 1915 году в селе Снегиревка в Украине в большой семье. Отец был писарем и церковным регентом, мать занималась хозяйством и смотрела за детьми. Его родители держали небольшое хозяйство — огород, корова, козы да несколько кур. Тем не менее, во время коллективизации то немногое, что у них было, попытались изъять для нужд колхоза. Отец, Сергей Миронович, не отдал корову, понимая, что тогда его семья обречена на голод. В 1929 году его все-таки раскулачили и сослали с женой и детьми в Нижнеудинский район Иркутской области. А Виталия, старшего из детей, поместили в приют.

На одной из стен мастерской висит картина «Пантеон Сибири», которой Виталий Рогаль посвятил одиннадцать лет, но так и не успел ее закончить
На одной из стен мастерской висит картина «Пантеон Сибири», которой Виталий Рогаль посвятил одиннадцать лет, но так и не успел ее закончить

Мальчик закончил семь классов и начал работать в совхозе. Он хотел пойти учиться дальше, но в училище его не взяли из-за репутации отца. Виталий не опускал руки, продолжал работать и рисовать. Его упорство не осталось незамеченным, и в 1934 году его школьный рисунок «Строительство электростанции в селе Лебединцы» был опубликован в газете «Правда». В 1935-м году Виталий приехал к родным в Сибирь. Уже в следующем году поступил в Иркутский изобразительный педагогический техникум, на курс к художнику Александру Вологдину. Однокурсники Рогаля писали на него доносы и отказывались с ним учиться, но Володин, видя в молодом художнике талант, поддерживал и заступался за него.

В центре работы — портрет отца художника и еще десятков несправедливо обвиненных и репрессированных людей
В центре работы — портрет отца художника и еще десятков несправедливо обвиненных и репрессированных людей

В 1938-м году отца и Александра Вологдина арестовали как «врагов народа». Больше о них никто ничего не слышал, пока в сентябре 1989 года в местности «Дача Лунного короля» у села Пивовариха не было найдено массовое захоронение жертв репрессий 30-40-х годов. Среди останков тысяч расстрелянных людей нашли и вещи Сергея Мироновича Рогаля.

Отрывок из статьи историка Ирины Терновой «Из истории создания картины В.С. Рогаля „Пантеон Сибири“»: «Обнаружено три рва неправильной формы различных размеров. Глубина засыпки рвов от 30 до 70 сантиметров. Наибольший по размерам ров подвергся частичному вскрытию, в результате которого были извлечены останки 304 человек. Многие черепа носили следы пулевых отверстий, а также раздробления костей. Здесь же были найдены и личные вещи этих людей: остатки одежды, обуви, мыльницы, расчески, трубки, мундштуки, щетки, кружки, портмоне. Маркировка некоторых предметов, а также обнаруженные на месте раскопок монеты дали возможность подтвердить предположение о времени захоронения — 1938-1939 годы. Всего же по данным следствия в 3-х рвах предположительно захоронено около 4,5-5 тысяч человек».

Узнав об этом, Виталий Сергеевич начал писать картину «Пантеон Сибири», которую посвятил памяти жертв массовых репрессий 1930-х годов. Картина в мастерской занимает всю стену, которую специально построили в выставочном центре под это полотно. В центре работы — портрет отца художника и еще десятков несправедливо обвиненных и репрессированных людей. Среди них — политические деятели Сергей Киров, Борис Шумяцкий, Василий Блюхер, художник Александр Вологдин, писатели и поэты Иван Новокшенов, Евгений Петров, Владимир Зазубрин. Все они были позднее реабилитированы.

В конце жизни Виталию Рогалю было сложно подниматься по стремянке, чтобы продолжать работу над масштабным полотном. Дописывать картину помогали его ученики — Александр Чегодаев и Александр Квасов.

Сейчас полотно нуждается в серьезной реставрации, так как местами краска на картине потрескалась и отходит большими кусками. Как оказалось, в 2000-м году отделение Союза художников Иркутской области решило к юбилею Виталия Рогаля сделать ему подарок и заменить старый подрамник картины на новый. Чтобы натянуть полотно, холст намочили, и краска «поплыла», а после того, как полотно высохло, на картине появились кракелюры (трещины) и краска стала отходить.

Как потом рассказала дочь художника работникам музея, Виталий Сергеевич, узнав, что случилось, слег на несколько дней. «Он просто лежал, отвернувшись к стенке», — вспоминала она. Художник смог восстановить только часть портретов, некоторые из них непоправимо испорчены.

Фронтовые дневники

19 ноября 1941 года Виталия Рогаля призвали в ряды Советской армии и отправили в Забайкальский военный округ (Цугольский дацан), а после военной подготовки в 1943 году – на Западный фронт пулеметчиком и разведчиком. Воевал художник на передовой и за проявленную отвагу в боях за Витебск получил свою первую боевую награду – орден Красной звезды.

Виталий Рогаль в военные годы
Виталий Рогаль в военные годы

Виталий Сергеевич принимал участие в боях за освобождение Духовщины, Минска, Литвы, Кёнигсберга. Закончил он свой боевой путь в 1946 году в Порт-Артуре. За участие в боях с немецкими и японскими захватчиками художника наградили двумя орденами Красной звезды, орденом Великой Отечественной войны II степени и боевыми медалями.

В выставочном центре хранятся фронтовые вещи художника: вот чемодан, массивный, с потертостями, с которым Виталий ушел на фронт и вернулся с войны, рядом висит его гимнастёрка — вся в медалях, лежит пилотка, фляжка и два фронтовых дневника, которые художник вел с 1941 по 1947 годы. Виталий Сергеевич передал их музею в 1997 году. Был еще альбом зарисовок, которые художник делал, пока ехал на фронт, но они не прошли военную цензуру и были уничтожены.

В выставочном центре находится военная гимнастерка с орденами и медалями Виталия Рогаля

В выставочном центре находится военная гимнастерка с орденами и медалями Виталия Рогаля

Татьяна Ларченко, научный сотрудник центра, бережно листает пожелтевшие страницы одного из фронтовых дневников. Записи, иногда отрывистые, короткие, но всегда очень эмоциональные, чередуются с фотографиями из семейного архива и зарисовками с поля боя. Беглый почерк художника местами очень трудно разобрать. Сейчас, под руководством заведующей центра Ритой Алексеевной Дроздовой, сотрудники занимаются расшифровкой дневников и публикуют фрагменты на сайте центра. Возможно, однажды, отмечает Татьяна, фронтовые записи художника будут изданы, как об этом и мечтал Виталий Сергеевич.

Отрывок из дневника, 1943 год: «Поезд удаляется, а меня в углу вагона душат слёзы прощания с землёй, на которой живут мои родные. Проехали Иркутск, Тельму, Нижнеудинск. Это родные, дорогие для меня места, это моя вторая Родина, где я родился художником. Уезжаем туда, откуда не все возвращаются. Еду защищать (два слова не читаются), а в голове отец, отец! Проехали станцию Тайшет, а в голове слова студента, что отец твой и твой учитель Вологдин на лесозаготовках теперь в Бодайбо».

Фронтовой дневник художника «Вперед на Запад»

Фронтовой дневник художника «Вперед на Запад»

В дневнике Виталий Сергеевич рассказал о ключевых событиях войны, боях, в которых он участвовал, буднях солдат, погибших боевых товарищах. «4 февраля. Погиб Федя Герасев и ранен Коля — теперь я опять один, если не учитывать этюдника, с которым я не расстаюсь ни на минуту. Рисую каждый день,» — написал Виталий Рогаль в 1944 году.

Вести дневники на войне было запрещено всем. Если кто-то все-таки делал записи, то, как и письма, были перлюстрированы. Так и часть записей художника подверглось жесткой цензуре, о чем говорят перечеркнутые чужой рукой страницы и подпись — «лейтенант Смершин» (аббревиатура от «Смерть шпионам», так назывались органы контрразведки СССР во время Великой Отечественной войны. — Прим. ред.).

Виталий Рогаль рисовал портреты своих однополчан, которые они посылали в тыл своим родственникам
Виталий Рогаль рисовал портреты своих однополчан, которые они посылали в тыл своим родственникам

Зная, что его дневники будут просмотрены цензорами, Виталий был осторожен в своих высказываниях, но иногда не мог сдержаться, описывая страшные картины военных будней.

Отрывок из дневника, 1944 год: «Самый ранний цветок весны – подснежник. Я увидел его среди трупов (…) раньше цветов появились фрицы, лежавшие всю зиму под снегом. И пока эта падаль лежит на нашей земле, не слыхать нам нежных запахов русского цветка».

Виталий ждал окончания войны. Его сестра была в оккупации, братья — в плену. И он наделся, что они все вместе наконец-то вернутся к матери. Но Россия вступила в войну с Японией, и его дивизию перебросили на восток.

Виталий Рогаль с мамой. Точная дата фото неизвестна

Виталий Рогаль с мамой. Точная дата фото неизвестна

Отрывок из дневника, 1945 год: «Иркутск. А дальше опять Забайкалье, где был 19 ноября 1941 года. Что дальше будет. Кто его знает. Наверняка едем воевать с Японией. Запретили говорить и писать. Итак, в путь дорогу. Я далеко уезжаю от Академии. Судьба мне приготовила другие пути-дороги?!»

Его поезд шел через Иркутск. Сослуживцы Виталия уговорили командование, чтобы ему разрешили сойти на станции, провести ночь дома и со следующим эшелоном добраться до места сбора всех частей Красной армии. Встретившись с матерью, он передал ей первый дневник — как память о себе, если не вернется живым с войны.

Зарисовки из деревни Вороны

Во время Великой Отечественной войны Виталий дал себе клятву — «Пока я жив, ни дня без рисунка, буду на фронте и бойцом, и художником». И клятву он сдержал: в перерывах между боями он не расставался с карандашом, рисовал портреты сослуживцев и делал зарисовки с поля боя. Всего во время войны он сделал более тысячи зарисовок, сегодня известно о четырехстах работах, которые хранятся в иркутском центре, в Красноярске, в Витебске.

Фронтовые зарисовки, которые Виталий Рогаль сделал в 1944 году

Фронтовые зарисовки, которые Виталий Рогаль сделал в 1944 году

Недавно в иркутском выставочном центре появились три копии фронтовых зарисовок Виталия Рогаля, которые ранее нигде не выставлялись. Подлинные рисунки хранятся в маленьком школьном музее боевой славы в небольшом городке Вороны (до 2008 — деревня) Витебского района в Беларуси.

17-я дивизия, в которой служил Виталий Сергеевич, проходила с боями по территории Беларуси. В июне 1944 года художник участвовал в освобождении Витебска и был ранен. Тогда он создал серию фронтовых зарисовок, которые стали частью выставки его работ «Герои боев» уже в освобожденном городе в том же году.

Художник с учениками школы в деревне Вороны. 1967 год
Художник с учениками школы в деревне Вороны. 1967 год

23 года спустя, в 1967 году, Рогаль отправился в Беларусь, чтобы организовать выставку в Витебском областном краеведческом музее. По дороге он заехал в деревню Вороны Витебского района, под которой находилась важная огневая точка. Там он обнаружил в деревенской школе музей боевой славы, организованный силами самих школьников. Вместе с учениками он поднялся на высоту 222,9, рассказал им о том, как освобождали Витебск, и подарил три фронтовые зарисовки, которые до сих пор хранятся в маленьком школьном музее.

Виталий Рогаль, 2003 год
Виталий Рогаль, 2003 год

Виталий Рогаль прожил яркую и насыщенную жизнь. Долгое время он был председателем Иркутского областного Союза художников, получил звания почетного гражданина Иркутска (1986 год) и Иркутской области (2003 год). Умер художника в 2004 году в возрасте 89 лет. Узнать подробнее о жизни и творчестве Виталия Рогаля можно на экскурсии в выставочном центре по адресу: Халтурина, 3.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой и из архивов выставочного центра

Анастасия Маркова, IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля