Иркутск долгое время жил в тени Байкала. Причем в густой тени – его почти не было видно. Компании, специализирующиеся на въездном туризме, старались так составлять маршруты, чтобы приезжие попадали на берега Славного моря, минуя иркутские трущобы. Самые изощренные умудрялись везти гостей из аэропорта сразу в Листвянку, а потом – обратно.
Ситуация начала меняться в районе 2011 года: в связи с празднованием 350-летия Иркутска из федерального центра были получены серьезные деньги на развитие города. Напряглись областной и муниципальный бюджеты, крупный и малый бизнес. В целом город прихорошился.
Появилось много новых объектов, удобных для туристов – начиная от 130 квартала, где можно и в гостинице поселиться, и сувениры купить, и местную кухню попробовать, заканчивая новой набережной, сквериками, малыми архитектурными формами и т.д. Отремонтировали дороги, сделали тротуары – худо-бедно, на пару лет, но сделали.
Инерция продолжалась еще несколько лет. По Иркутску прочертили зеленые линии, расставили информационные стенды с описанием достопримечательностей, сдали «Дом Европы», организовали туристско-информационный центр. Бизнес двигался параллельным курсом: крупнейшие мировые гостиничные сети открыли в Иркутске отели «Courtyard Marriott» и «Ibis», не отставали и местные предприниматели – гостиницы, мини-отели, хостелы росли, как грибы после дождя. За короткий период номерной фонд в городе вырос практически в два раза, но все равно в высокий сезон оставался дефицит мест в гостиницах.
На фоне толп интуристов из азиатских стран в 2011—2019 годах все как-то свыклись с мыслью, что Иркутск – туристический центр. Однако это понимание было скорее интуитивным, чем осознанным. Никакого документа, предполагающего целенаправленное развитие этой отрасли, принято не было.
Учитывая это обстоятельство, депутаты городской думы, туристический бизнес, специализированные кафедры в вузах Иркутской области возлагали надежды на разработку стратегии социально-экономического развития Иркутска. Проект стратегии недавно был представлен, однако, похоже, пока не оправдывает ожиданий. Между тем, по мнению экспертов, сейчас – в довольно сложной ситуации, связанной с изменением геополитического мира, особенно важно иметь план развития. Тот, кто будет смотреть не только себе под ноги, но еще и вперед, быстрее прочих достигнет своей цели. Поэтому стратегия развития города важна, как никогда.
«На сегодняшний день это документ формального характера, — комментирует депутат иркутской городской думы Александр Друзенко, — и наша депутатская группа „Стратегия социально-экономического развития города Иркутска“ как раз была сформирована для того, чтобы его доработать. Чтобы это был живой, полноценный документ, который, мы все понимаем, с высокой долей вероятности будет отсрочен в исполнении, но зато будет дан вектор развития. Чтобы мы видели, каким будет наш прекрасный город, допустим, к 2035—2036 годам».
По мнению Александра Друзенко, туристическая отрасль должна войти в стратегию развития города отдельным разделом. «Мы находимся рядом с Байкалом, который обладает огромной привлекательностью, поэтому другого выбора у нас нет. Иркутск – город туристический, это наше преимущество и наша ответственность. Мы входим в ТОП-10 городов России по привлекательности для путешественников», — констатирует он.
По мнению Друзенко, необходимо формировать туристический кластер. Если развитие будет хаотичным, бессистемным, то повторится ситуация, как с китайским потоком отдыхающих на Байкале, когда ни природа, ни инфраструктура не справлялись с резко возросшей антропогенной нагрузкой. Невозможно было пробиться к знаковым местам на Байкале, огромные очереди скапливались в музеях, выстраивались очереди из транспорта на ольхонский паром. «Мы представляем, что бывает при резко возросшем трафике, когда он не регулируется и не ведутся никакие подсчеты. Это отдельная тема для обсуждения», — говорит депутат.
По его мнению, пандемийный период доказал, что в случае введения ограничений на выезд за рубеж, российский турпоток разворачивается в сторону собственных достопримечательностей международного уровня, таких, как Байкал. Благодаря этому туристическая отрасль Иркутской области не потерпела крах из-за прервавшегося потока путешественников. По сути, Байкал и главный город вблизи озера – Иркутск – могут продемонстрировать элементы устойчивого развития.
«Считаю важным и необходимым, чтобы государство вкладывалось в развитие инфраструктуры – водоснабжение и водоотведение, дороги и т.д., чтобы у бизнеса была возможность строить гостиницы, досуговые объекты, развивать смежные виды деятельности. Нужны стимулирующие программы, в том числе льготное кредитование. Да, на фоне последних событий говорить о какой-то конкретике довольно сложно. Но вложения в инфраструктуру – это основа, это то, что нам необходимо в любое время», - считает Друзенко.
По его мнению, необходимо добиваться того, чтобы туристы, раз побывавшие на Байкале и в Иркутске, стремились сюда приехать еще и еще. «Самое главное – сделать туризм возвратным: чтобы человек, раз побывавший у нас в Иркутске, на Байкале, хотел сюда вернуться и неоднократно. Как в Сочи, в Крым. Чтобы мы воспринимались как аналог морского отдыха», — полагает депутат.
Его коллега по городской думе Александр Панько, также входящий в депутатскую группу «Стратегия социально-экономического развития города Иркутска», считает, что сейчас даже у разработчиков документа нет четкого понимания, как будет развиваться Иркутск:
— Самый важный вопрос, который сегодня стоит, и он объективен – у нас до сих пор (у города, как части субъекта федерации, как точки на карте страны) нет четкого понимания, куда мы будем двигаться, как будем развиваться. Это как раз следствие отсутствия стратегии социально-экономического развития. Она, к сожалению, не наполнена конкретикой, программами и так далее. Есть некий документ, который, к сожалению, неработоспособен в существующих реалиях. Но если корабль не знает, куда идти, у него никогда не будет попутного ветра.
Александр Панько – депутат с 15-летним стажем, и прекрасно понимает, что «текучка» может отнять у городских властей все силы. Но если постоянно решать вопросы в режиме пожаротушения, то проблемы будут только накапливаться. «Мы бежим тушить там, где уже загорелось. Но не занимаемся опережающим планированием, поэтому не прогнозируем и не предотвращаем грядущие проблемы. Раз нет плана – мы не можем все это забюджетировать и системно идти к решению вопросов. Это, с моей точки зрения, является основной проблемой», — отмечает депутат.
По его мнению, еще одна проблема стратегии социально-экономического развития Иркутска – в том, что она не согласуется со стратегией развития Иркутской области.
«Сейчас много хороших, инициативных людей, которые переживают за город, пытаются как-то точечно участвовать в его развитии, — отмечает Александр Панько, — но пока мы не приведем все к системе, эти инициативы будут если не тщетны, то малоэффективны. Мы в городской Думе приняли решение откорректировать стратегию до 2036 в соответствии со стратегией области и стратегией страны. Сейчас этим вопросом и дума занимается, и администрация города».
Депутат отмечает, что если не подойти к вопросу стратегического планирования в Иркутске научно, системно, с использованием правильной методики планирования, то шансов на успех будет очень мало. Все процессы нужно синхронизировать.
«Два года пандемии определенным образом повлияли на все показатели жизни, и не учитывать это – по крайней мере непрофессионально. Сегодня международное обострение, санкции и так далее – не учитывать это абсолютно непрофессионально. Думать, что само собой рассосется – непрофессионально, — перечисляет депутат. – Если не заниматься аналитикой и включением актуальных вопросов в свою повестку – это приведет к огромным ошибкам, за которые потом будет расплачиваться все общество».
Что касается развития туризма, по мнению Александра Панько, у города есть серьезный потенциал, но он раскроется только в связке с областью: «Сам по себе Иркутск без привязки к Байкалу, без привязки ко всей области, мало что может сделать. Стратегия города и области должны быть связаны в аспекте туризма и по другим направлениям. Без работы на областном и федеральном уровнях мы можем что-то принимать, раскрашивать зеленую линию для туристов, но это будет точечная работа. Мы должны вместе с областью определить, на какой поток рассчитываем, оценить имеющиеся ресурсы. Все должно быть измеримо, понятно. В этом случае можно померять и качество, и эффективность работы отрасли».
Насколько эффективна согласованная работа, Александр Панько демонстрирует на примере «Зимниады»: этот проект, инициированный администрацией Иркутской области, в первое десятилетие 2000 годов позволил расширить сезон и практически создал бренд зимнего Байкала. А это потянуло за собой целую цепочку роста рентабельности: повысились вложения в инфраструктуру, в объекты размещения, в событийную программу и т.д.
Доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный путешественник России Аркадий Калихман отмечает, что Иркутск пока не является центром притяжения путешественников, но имеет эту составляющую:
— В моем университетском курсе «Туристское регионоведение» в весеннем семестре в лекции, где обсуждается так называемый «городской туризм», говорится, что город Иркутск не относится к центрам, для которых доминирующей является туристская специализация. Тем не менее, в течение многих лет он обладает такой составляющей, заметно превосходя, например, хорошо знакомые мне такие города, как Красноярск, Барнаул, Омск и город «без истории» Новосибирск. В период с 1997 года и до 2014 года отмечалась очень эффективная работа администрации Иркутска по организации и строительству информационной инфраструктуры, результатами которой мы пользуемся до сих пор (от дисков, книг, проспектов и буклетов до городских карт-стендов и Иерусалимской горы).
Когда речь заходит о туризме как отрасли экономики, а не элементе «народной дипломатии», культурном явлении и т.д., то важнейшей задачей становится увеличение времени пребывания туриста в населенном пункте. По оценке Аркадия Калихмана, для Иркутска этот показатель как составлял 30 лет назад 1,7 суток, так и сейчас составляет. «Удивительно, что с тех пор ничего не изменилось, и туристы из России и других стран проводят в Иркутске в среднем не более двух суток. Это обычная практика для многих относительно больших городов, где одной-двух экскурсий хватает для общего знакомства с городом, даже для объявленного с 2012 года Иркутска, как „города исторического“», — констатирует ученый.
По его словам, даже доковидный «китайский период» (2010—2019 годы) не сказался на продолжительности пребывания туристов в Иркутске.
— Объективного экономического смысла в желании увеличить время пребывания туристов в Иркутске я не вижу, если речь идет о малом и среднем бизнесе, а важно было бы обеспечить непрерывность (круглогодичность) существенного по объему потока, - считает Калихман.
Между тем, мнение ученого разделяют далеко не все представители отрасли. На областном уровне ставится задача увеличить время пребывания туристов в регионе. В этом плане Иркутску также есть куда расти и развиваться.
Например, городской туризм уже сейчас демонстрирует свою уникальность: в последние годы появилось большое число «городских экскурсоводов» (Алексей Петров* с «Прогулками по старому Иркутску» и другие), астрономических туров (Сергей Язев, Дмитрий Семенов) и другие.
Если эти активности будут развиваться в совокупности, пользуясь поддержкой местной и региональной властей, интегрируясь в бизнес-стратегии туристических компаний, смогут сформироваться новые продукты и, возможно, первая функция города – студенческо-научная – сможет получить хорошую «внедренческую» отдачу. Новые возможности должны быть прописаны в стратегии социально-экономического развития города. Однако пока там нет на этот счет ни строки.
По мнению депутата Иркутской городской думы Максима Девочкина, повышение эффективности туристической отрасли во многом зависит от культурной инфраструктуры.
«Разумеется, нам необходимо развивать инфраструктуру, строить качественные средства размещения. Но также нужно развитие музейной деятельности: мне кажется, что было бы правильно открыть музей Гайдая – сделать хорошую экспозицию, организовать прокат его фильмов, музей вертолетчиков Миля и Камова – мы ими гордимся, но даже в Иркутске мало кто знает, что они – наши. Нужен музей воды и другие. Музейный кластер мог бы стать новой точкой притяжения в городе. На этой базе появилась бы возможность проводить интересные событийные мероприятия», — считает Максим Девочкин.
Важно, что все эти инициативы принесут пользу не только туристам, не только бизнесу, но и всем иркутянам: когда развитие города становится выгодным для инвесторов, в первую очередь выигрывают горожане.
*признан иноагентом
IRK.ru
IRK.ru