Владимир Анатольевич, действительно ли мы находимся на пороге четвертой волны заболеваемости COVID-19?
— На самом деле, об этом мы знаем уже не только из сообщений, которые идут по телевизору в новостях. Во многих регионах уже не то что виден явный рост количества заболевших коронавирусом, но и вводятся жесткие ограничительные меры. Где-то уже опять вход только по QR-коду, где-то вход со справкой о наличии ПЦР-теста, где-то ограничения по поводу входа в рестораны, кинозалы.
У нас, на самом деле, подъем тоже имеет место. О нем недавно было сообщено нашими лабораториями. Ведущая лаборатория, это конечно лаборатория Иркутского диагностического центра, которая проводит мониторинг и своевременно предоставляет информацию в министерство о возможном увеличении количества пациентов.
Неделю назад главный врач Иркутского диагностического центра Игорь Ушаков сообщил, что отмечается тенденция повышения абсолютного и относительного показателей положительных результатов среди первично обратившихся пациентов. Количество пациентов, во-первых, стало больше, и среди них процент положительных результатов увеличился с 9 до 16% за последнюю неделю.
Еще неделю назад сообщалось, что увеличилось абсолютное количество, то есть к ним стали больше материала привозить для исследования и люди сами стали больше обращаться. Мы сначала подумали, что это связано с тем, что люди приехали из отпуска, устраиваются на работу, понятно, что осенью вот эта активность намного выше, чем летом. Но оказалось не совсем так.
Ожидали мы волну чуть-чуть попозже. Потому что совсем недавно, всего лишь месяц, как пошло стойкое снижение заболеваемости. Но видите, мы немного ошиблись, и этот подъем начался раньше. Здесь, на самом деле, это связано с тем, что люди вернулись с отпусков, дети пошли в школы, в детские сады, там происходит инфицирования, ну и соответственно эпидемический процесс идет полным ходом.
На федеральном уровне эпидемиологи заявляют, что эта волна будет еще более тяжелой, а ситуация стабилизируется лишь к середине декабря. Как относитесь к таким прогнозам?
— Эта волна будет отличаться от предыдущих волн. Скажем, третья волна отличалась своим быстрым началом, она, как ураган, налетела. Было большое количество пациентов с тяжелым течением заболевания. Нам катастрофически не хватало реанимационных мест, поэтому региональный минздрав дополнительно увеличил количество коек в больницах именно для пациентов, которым нужна была инвазивная и неинвазивная ИВЛ.
Сейчас ситуация идет немного по-другому. С реанимационными местами есть даже хороший профицит. С местами для госпитализации тоже есть профицит, но госпитали примерно на 85-90% уже заполнены. Иркутск заполнен примерно на 95%, районы пока чуть меньше. Поэтому, в общем, можно сказать, что на 90% ковидные госпитали заполнены.
Тем не менее, ежедневно идет отчет каждого муниципального образования о количестве заболевших. Каждый день дополнительно разворачиваются койки в муниципалитетах, где мы видим подъемы заболеваемости. Система здравоохранения реагирует быстро и адекватно на то, чтобы своевременно подготовить места для пациентов.
Открывать койки, чтобы они простаивали, это тоже никому не нужно. Мы должны осуществлять ту помощь, которую люди получают в обычное время, в том числе проводить диспансеризацию. Своевременный отчет и грамотные решения сейчас имеют место быть.
А чем эта волна опасна, я хочу сказать следующее: если в первую, вторую и третью волну у нас почти не было пациентов с острыми респираторными вирусными инфекциями, то сейчас мы видим, что довольно большое количество обратившихся как в поликлиники, так и в стационары идет с ОРВИ.
По мониторингу мы также видим, что преобладает риновирусная инфекция. При ней наблюдается высокая температура и выраженное течение из носа, иногда присоединяется трахеит и даже бронхит.
Однако во многих регионах, по данным Роспотребнадзора, уже имеет место и выявление гриппозной инфекции, и если это будет вместе с новой коронавирусной инфекцией, вот этим и будет отличаться эта волна.
Нам будет тяжело, поскольку гриппозную и иную инфекцию, относящуюся к ОРВИ, лечить можно только в условиях инфекционных стационаров или приспособленных, которые имеют лицензию на инфекционные болезни. В то время как коронавирусную инфекцию могут лечить практически в любом стационаре, где врачи прошли определенные курсы.
Четвертая волна будет отличаться смешанным характером болезни: коронавирус и ОРВИ. В этом может быть некая проблема. Не каждый стационар у нас приспособлен для того, чтобы лечить ОРВИ и грипп.
Получается, нужно ставить прививку от гриппа? Или прививка от коронавируса должна быть в приоритете?
— Вчера у нас был прямой эфир с главным врачом Ангарской городской больница №1 Ириной Демко, и очень много вопросов задавали по поводу вакцинации. Люди сейчас понимают, что надо бы и от COVID-19 привиться, и от гриппа.
Одновременно прививаться от гриппа и коронавирусной инфекции нежелательно и это нерегламентированно. Но в то же время можно привиться одновременно, например, от гриппа и менингококковой инфекции, от гриппа и пневмококковой инфекции, и еще от ряда инфекций.
Я бы посоветовал жителям Иркутской области поставить прививку сначала от коронавируса. Лечение гриппа сегодня четкое, оно прописано, и помогает. Сегодня есть препараты, которые купируют симптомы заболевания в течение двух суток, и человека ставят на ноги. Есть доказанная терапия, которая позволяет свести на нет летальные исходы.
При коронавирусной инфекции мы пока такого не видим. Мы лечим абсолютно всех одинаково согласно временным методическим рекомендациям, но однако часть пациентов все равно у нас погибает.
— Конечно, лучше сейчас привиться от коронавируса, а через месяц — от гриппа, — отметил Владимир Хабудаев.
Почему нужно привиться от новой коронавирусной инфекции? Сейчас проводится во многих регионах, и у нас в том числе, анализ третьей волны на предмет вакцинации и сравнения: сколько было тяжелых форм, сколько попало в реанимацию.
Выясняем, как распределились формы между пациентами с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, поражение сердечно-сосудистой системы, легких, почек). Как часто эти люди, по сравнению с теми, кто не вакцинировался, попадали в реанимацию или у них утяжелялось состояние. Для анализа этих данных мы привлекли кафедру инфекционных болезней ИГМУ.
Я как главный инфекционист Сибирского федерального округа вчера звонил в некоторые наши субъекты. Они мне сказали, что пока еще эти исследования не закончены, но абсолютно четко видно, особенно в группе пациентов с сахарным диабетом и ожирением, что те, кто вакцинирован, практически на нет сведены случаи попадания в реанимацию. Они меньше попадают в реанимацию, и у них не утяжеляется заболевание.
Сколько коек сейчас развернуто в Иркутской инфекционной больнице?
— В связи с тем, что появилось большое количество пациентов с ОРВИ, особенно среди детей, нам пришлось закрыть в свое время койки для пациентов с коронавирусной инфекцией и дополнительно открыть койки для пациентов с ОРВИ.
На сегодня для пациентов с новой коронавирусной инфекцией открыто 220 коек, в том числе 42 реанимационные койки. Это самое большое количество за исключением областной больницы в третью волну, когда там было открыто более 80 реанимационных коек. Как я уже сказал, сегодня есть профицит этих коек, и если у нас пациенты тяжелые появятся, мы их своевременно госпитализируем и окажем необходимую помощь.
У нас сейчас на 220 койках лежит 210 человек. На 42 койках реанимации у нас госпитализированы 32 пациента. У нас есть профицит коек реанимационных, поэтому мы готовы, на субботу и воскресенье оставим максимальное количество свободных мест, которое возможно. Сам госпиталь заполнен практически на 95%, реанимационный фонд — на 75%.
Сейчас есть планы по увеличению количества коек под COVID-19?
— Я думаю, что мы останемся в таком же примерно соотношении. Поскольку в отличие от третьей и предыдущих волн ОРВИ не было. Мы обязаны оставить койки для пациентов с острыми респираторными заболеваниями, чтобы могли оказать помощь, особенно детям.
ОРВИ у детей могут лечить, к сожалению, только инфекционная больница и немного Ивано-матренинская. Но они не могут это сделать в больших масштабах, поскольку у них не очень приспособлены помещения. У них есть хорошее инфекционное отделение, но оно небольшое.
В третью волну был отмечен рост заболеваемости среди детей. Сохранится ли эта тенденция?
— Количество детей, которые попадают в стационары, увеличивается. И мы подсчитали сегодня по федеральному регистру, который ведут врачи во всех субъектах, что по сравнению со второй волной количество детей увеличилось с 3,2% до 10%. В третью волну дети болели чаще. Не скажу, что тяжелее, но самих случаев заболевания среди детей стало больше.
Я думаю, что такая тенденция сохранится. И острые респираторные инфекции могут отяготить эпидемическую ситуацию в регионе.
Дети болеют абсолютно разного возраста. У нас лежали и 17-летние ребятишки, и двухгодовалые, и полугодовалые. У последних это, как правило, случайная находка, сдают тест всей семьей, они госпитализируются из-за того, что у ребенка температура 37,5, коронавирусная инфекция. Как правило, дальше заболевание не продвигается.
При коронавирусной инфекции не пневмония, правильно говорить, — поражение легких. У детей не так часто, но все-таки оно имело место быть в третью волну значительно чаще чем в первую и во вторую.
В первую волну у нас вообще лежали пациенты — носители вируса. Сейчас уже конечно таких мы не кладем, нужны места для людей, которым нужна медицинская помощь, которые получают инфузионную терапию и не могут находиться без кислородной поддержки.
В третью волну часть пациентов из Иркутска направлялась на лечение в соседние Ангарск и Шелехов. Будут ли там опять развернуты койки?
— Мы позавчера ездили в Ангарск. Принято решение о развертывании дополнительных коек на базе Ангарской городской клинической больницы №1 и Ангарского перинатального центра. Но при этом хочу сказать, что мы поступили очень правильно: не закрываем акушерско-гинекологическую помощь.
Перинатальный центр Ангарска будет в полной мере оказывать всю помощь беременным и роженицам. Мало того, там женская консультация остается. Просто один блок будет отдан под пациентов с коронавирусной инфекцией. Это связано с тем, что само здание технологически очень похоже на инфекционную больницу. Может даже в каких-то моментах лучше устроено, чтобы не произошло внутрибольничного инфицирования.
Один блок, который главный врач считает, что может отдать, он будет развернут под ковидный госпиталь. И уже на следующей неделе его планируют запустить. Точно знаю, что в перинатальном центре будет открыто 140 коек, а Ангарская городская больница может открыться, по-моему, на 250 коек.
В прошлую волну еще работало подразделение ангарской детской больницы «Багульник». Там проводилось лечение пациентов с легким и средне-тяжелым течением, где не требовалось кислородной поддержки чистым кислородом, там использовались кислородные концентраторы. Работали МАНО «Лечебно-диагностический центр», ангарский филиал кожвендиспансера, потому что требовалось большое количество коек.
В третью волну Ангарский перинатальный центр показал очень хорошую работу. У них был один из самых низких уровней летальности по области. Поэтому принято решение, пусть именно эти врачи спасают жителей Ангарска и близлежащих муниципальных образований.
Сейчас я не думаю, что надо массово все открыть, чтобы койки пустовали. Людям все равно нужно пройти диспансеризацию, оказывать обычную помощь: оперировать, наблюдать. Поэтому большое количество коек нецелесообразно, будем их вводить по мере необходимости.
Алина Вовчек, IRK.ru
Алина Вовчек, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Это что, вообще, тут написано?! Это интервью с ПРОФЕССИОНАЛОМ?!! Практикующим врачом?!
Уважаемые Господа из Минздрава, Вы могли бы это прокомментировать?