Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Глава УГИБДД по Иркутской области — о престиже профессии в ГАИ и что помогает искать нарушителей

Начальник УГИБДД России по Иркутской области, полковник полиции Григорий Крепель в интервью с журналистом IRK.ru рассказал, есть ли польза от видео с происшествиями в соцсетях, снижается ли статистика по ДТП и нужны ли водительские права для управления электросамокатами.

Григорий Павлович Крепель родился в 1965 году в городе Черемхово. Получил высшее техническое образование. В 1991-м начал службу в органах внутренних дел в должности инженера подотдела организации движения и дорожной инспекции. С 1996-го по 2004 годы служил в подразделении Управления Госавтоинспекции Иркутской области, занимая должности от старшего инженера подотдела организации движения и дорожной инспекции до начальника отдела организации движения. С 2004-го по 2011 годы возглавлял отдел дорожной инспекции и организации движения управления ГИБДД по Иркутской области. С октября 2011-го был заместителем начальника. Региональное управление ГИБДД возглавил в ноябре 2019 года. Женат, воспитал двоих сыновей.

В 2021 году структура ГИБДД отметила свой 85-летний юбилей. Насколько, на ваш взгляд, отличаются современные сотрудники Госавтоинспекции от своих коллег, которые работали 80 лет назад? Изменились ли задачи, приоритеты?

– Конечно, работа современных сотрудников ГИБДД заметно отличается. Важное, что остается неизменным — обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах Иркутской области. Современный сотрудник Госавтоинспекции должен обладать большим набором навыков. Помимо безупречного выполнения прямых обязанностей, необходимо обладать навыками контраварийного вождения, умением оказать первую помощь, быть стрессоустойчивым. Работа действительно сложная и подойдет для людей с сильным характером.

Григорий Крепель
Григорий Крепель

Насколько сейчас вообще востребована работа в полиции? Не упал ли с годами престиж профессии?

– Как показывает практика — нет. У нас в высшие учебные заведения — полный набор каждый год. Конечно, не все идут работать по специальности. Несмотря на это, острого дефицита кадров у нас нет. Стоит отметить, что отношение к сотрудникам ГАИ менялось на протяжении несколько лет. На сегодняшний день процент удовлетворенности граждан и организаций предоставляемыми им подразделениями ГИБДД региона государственными услугами составляет 97%. Вы и сами наблюдаете, что практически еженедельно в СМИ выходит информация о том, как очередной участник дорожного движения благодарит инспекторов за оказанную помощь в сложной жизненной ситуации при том, что эта помощь не является их прямой обязанностью. Большое значение для общественности сейчас имеют средства массовой информации и, конечно, социальные сети. Мы активно проводим работу по поддержанию и повышению имиджа службы в ГИБДД.

Сколько сегодня работают экипажей ДПС в области и достаточно ли их?

– В смене у нас ежедневно работают около 100 экипажей. Хотелось бы увеличить личный состав, но я считаю, что мы справляемся теми силами, которые имеем. Основная работа инспекторов — патрулирование, то есть проверки в целях профилактики, для выявления нетрезвых водителей и так далее. В Иркутске экипажи в основном дежурят на наиболее аварийных участках дороги, которые мы выявляем с помощью мониторинга, а также в тех местах, где фиксируется больше всего нарушений ПДД (превышение скорости, непристегнутый ремень безопасности, тонировка). Не стоит исключать работу камер фото- и видеофиксации нарушений. Они уже давно себя зарекомендовали, как хороший способ выявлять нарушения.

Сколько сейчас камер действуют в Иркутской области?

– 142 камеры. Мы активно работаем над тем, чтобы в разы увеличить число. Повторюсь, что камеры — хороший помощник в работе по выявлению нарушений. Другой вопрос, что это очень дорогостоящее оборудование. Если в городах установить их просто, то по области — гораздо сложнее, в том числе и с финансовой стороны. В среднем установка камеры в городе обходится примерно в несколько сотен тысяч рублей, вплоть до миллиона, а в северных районах — в 3 раза дороже. Такая разница связана с тем, что за пределами города отсутствуют сети, не проведено электричество — все это обустроить дорого. Но камеры нужны в таких местах, потому что участки там не менее аварийные, чем в городах. Взять, например, трассу от Тулуна до Братска. Там часто происходят ДТП, в основном из-за несоблюдения скоростного режима.

Какие правила чаще всего нарушают иркутские водители?

– Несоблюдение скоростного режима — самое распространенное нарушение у водителей Иркутской области. С начала 2021 года было выписано 365 тысяч штрафов. На втором месте — непристегнутый ремень безопасности, затем — непредоставление преимущества пешеходам при переходе проезжей части. Также часто водители с пассажирами-детьми не хотят использовать специальные кресла. Бывали такие случаи, что удерживающее кресло есть, но ребенок в нем сидит, не пристегнутый. Объясняют тем, что ему неудобно, ворочаться начинает. Но вы же должны понимать, что лучше научить ребенка сидеть пристегнутым, чем потом к нему в больницу ездить. Также среди нарушений стоит упомянуть об управлении транспортом в нетрезвом виде. Почти треть погибли в результате ДТП, в которых участвовали водители в алкогольном и наркотическом опьянении. Несмотря на то, что количество выявляемых нетрезвых водителей ежегодно практически не меняется, количество ДТП снижается.

Бытует мнение, что госавтоинспектор может остановить автомобиль без подозрений, так ли? Как он понимает, что водителя нужно остановить для проверки?

– Что значит — без подозрений? Нужно понимать, что инспекторы останавливают автомобиль не потому, что им так захотелось, это их прямая обязанность. Остановка автомобиля необходима для определения состояния водителя, для проверки наличия документов. А вдруг он угнал машину? Кроме того, инспекторы часто информируют водителей об изменении схемы проезда, ремонте дорог и так далее. Как мы еще сможем выявлять нарушителей, если не будем останавливать автомобили для проверки?

Как проверяются водители общественного транспорта? Они ведь тоже часто нарушают и скоростной режим и другие правила дорожного движения.

– Если мы будем во время выполнения маршрута останавливать автобусы, то сколько недовольства получим от пассажиров? Даже с быстрой проверкой документов это все займет не меньше 10 минут. Например, в автобусе около 30-40 человек бывает, все куда-то торопятся… Здесь мы поступаем по-другому. Проверки водителей регулярно проходят на конечных остановочных пунктах, как до выхода водителя на маршрут, так и по завершении. А если к нам поступают жалобы, то мы можем выйти и на скрытое патрулирование того же автобуса. Ну и соцсети никто не отменял. Наши специалисты в ежедневном формате мониторят различные группы. Много есть случаев, когда мы находили нарушителей благодаря таким видео и фото.

То есть иркутяне должны знать, что выкладывая посты в соцсети, они делают не зря.

– Конечно. Мир же не стоит на месте. Сейчас у каждого есть фотокамера в телефоне. Если вы считаете, что водитель автобуса нарушает скоростной режим, лихачит на дороге, или водитель легкового автомобиля не уступает дорогу пешеходу — записывайте нарушение на видео и выкладывайте в сеть.

А оформление ДТП без участия инспекторов принесло свои результаты? Какие есть плюсы и минусы от нововведения?

– Да, если в автоаварии нет пострадавших, то ее можно оформить без сотрудников Госавтоинспекции. Безусловно, это огромный плюс. Во-первых, участники ДТП могут зафиксировать происшествие и убрать автомобили с дороги, чтобы не создавать заторы. Во-вторых, снижается нагрузка на выезды экипажей. К примеру, случилась авария с пострадавшим, инспекторы выезжают на нее. За время оформления ДТП случилась еще одна, куда отправляется уже другой экипаж. И если случится еще одно происшествие, то оперативно прибыть на него уже не получится. Благодаря самостоятельному оформлению ДТП фигурантам автоаварий не приходится подолгу ждать инспекторов.

В соответствии с действующим законодательством, если в результате ДТП нет пострадавших, его участники не имеют разногласий относительно виновника автоаварии, а причиненный ущерб не превышает 100 тысяч рублей, оформить ДТП разрешается без участия сотрудников ГИБДД – по «европротоколу». При самостоятельном оформлении ДТП участникам аварии необходимо с помощью фото- или видеосъемки зафиксировать обстоятельства происшествия, составить схему аварии и затем явиться в подразделение Госавтоинспекции для определения виновного лица и получения документов по ДТП.

Одна из важных проблем не только в Иркутске, но и по всей России — детский травматизм. Как вы ее решаете? Как изменилось число пострадавших детей за последние 5 лет?

– Детский травматизм — тема отдельной беседы. Выше мы уже упомянули о том, что многие родители пренебрегают правилами перевозки детей в автомобилях. Последние 5 лет обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом на территории Иркутской области остается напряженной. В 2020 году зарегистрировано снижение на 17% ДТП с участием детей (с 598 до 502), количество погибших детей уменьшилось на 29% (с 21 до 15), на 18% снизилось количество раненых детей (с 676 до 559). Сотрудники ГИБДД регулярно проводят информационно-пропагандистские мероприятия по профилактике детского травматизма, в том числе посещаются школы, детские сады, размещаются материалы в СМИ, проводится просветительская работа с детьми и их родителями. По каждому факту ДТП сотрудники ГИБДД проводят проверку.

Аварийность с детьми за последние 5 лет в Иркутской области: 2016 год - 466 ДТП, 18 погибли, 501 ранены, 2017 год – 517 ДТП, 23 погибли, 561 ранены, 2018 год – 576 ДТП, 21 погиб, 620 ранены, 2019 год – 598 ДТП, 21 погиб, 676 ранены, 2020 год – 502 ДТП, 15 погибли, 559 ранены, первое полугодие 2021 года – 162 ДТП, 7 погибли, 173 ранены.

Помимо перечисленного хотелось бы сейчас видеть в нашем регионе развитие и доступность для всех детей специальных автогородков, спортивных детско-юношеских авто- мотошкол. На таких объектах ребята одновременно с получением первых навыков участия в дорожном движении в качестве пешехода, велосипедиста или водителя транспортного средства могли бы получать знания о безопасном поведении на дорогах. Кроме того необходимо приведение в соответствие объектов улично-дорожной сети вблизи объектов образования, таких как обустройство пешеходных переходов и наличия дорожных ограждений.

У нас в Иркутске весной появились электросамокаты. Некоторые модели способны развить скорость до 40 километров в час, учитывая, что велодорожек в городе не больше 10, а опасность для пешеходов они представляют. Как-то будет регулироваться инспекторами ГИБДД управление таким транспортом?

– Есть модели, которые развивают скорость и 50-60 километров в час. Да, в Иркутске в 2021 году стало заметно больше людей, которые передвигаются на электросамокатах. В идеале, чтобы на них ездить необходимы права категории «М», защитный шлем, и передвигаться на них нужно по велодорожккам. Сейчас в Иркутске строится две велодорожки на улице Горной и Кожова. В прошлом году специальные полосы появились на Фурье и Декабрьских Событий. Я знаю, что сейчас на федеральном уровне эта тема обсуждается. Думаю, что в скором времени появятся правила управления электросамокатами, чтобы и их водители, и пешеходы могли комфортно передвигаться по улицам города.

Согласно пункту 1.2 ПДД, двухколесное механическое транспортное средство (самокат) относят к мопедам, если его максимальная скорость не превышает 50 километров в час, и на нем стоит электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт. Для управления мопедами и электросамокатами, приравненными к ним, в России установлена категория «М».

Екатерина Трофимова, IRK.ru
Фото Дмитрия Дмитриева

Екатерина Трофимова, IRK.ru

  • Владислав 19 августа 2021 в 15:56

    Престиж профессии гайца вещь относительная. С чем ассоциируется работа в ГАИ - со взяточниством. Для многих быть «у водицы и напиться» - это престиж. Именно такие «водопойцы» и идут на службу в ГАИ. Про честных гаишников снимают фильмы, репортажи и т.п. Т.е. честных в ГАИ единицы. У каждого…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля