Недалеко от остановки «Больница Академгородка» на встречу с городской администрацией собрались жители микрорайона Академгородок, чтобы обсудить проект благоустройства леса. К слову, это уже не первая встреча горожан с представителями власти, а также правообладателем земли, ИНЦ СО РАН. За три месяца было проведено несколько совещаний, на которых обсуждалось, каким должен быть парк, однако прийти к единому решению так и не смогли.
Напомним, в 2019 году за благоустройство этой территории по программе «Формирование комфортной городской среды» проголосовали 10 тысяч жителей. Проект благоустройства общественной территории «Академгородок, горнолыжная трасса (верхняя часть, включая территорию дендропарка)» был разработан ООО «РГГ» по заказу комитета городского обустройства администрации Иркутска (КГО).
Согласно предложенному КГО проекту, благоустройство пройдет в три этапа. В 2021 году, в рамках первого этапа, приведут в порядок участок в границах улиц Фаворского и Лермонтова. В ноябре 2020 года состоялись два аукциона на благоустройство парка. Ознакомиться со сметой можно на сайте госзакупки. Один контракт заключен с подрядчиком на 13,6 миллиона рублей, второй — на 11,9 миллиона рублей.
В рамках первого предусмотрен демонтаж опор освещения, прокладка кабеля в земле, монтаж элементов освещения и установка новых опор освещения. В рамках второго — работы по выравниванию грунта, устройство тротуаров из песчано-гравийной смеси и с асфальтовым покрытием, дорожек из щебеночно-песчаной смеси, обустройство велосипедной дорожки и спортивной площадки, строительство дренажной системы, установка урн, скамеек, озеленение.
Однако этот проект вызвал вопросы и сомнения у общественности и правообладателя. По их мнению, лес необходимо сохранить, а благоустройство этой территории должно быть минимальным: без асфальтированных дорожек и цветного освещения.
— Если и проводить благоустройство, то оно должно быть в первую очередь бережным для природы, а то, что обозначено в проекте, приведет к бездумной вырубке деревьев, — уверена местная жительница, которая любит гулять здесь с детьми.
— Необходимо убрать сухостой и мусор. Можно поставить скамейки и контейнеры для мусора. Но зачем здесь асфальтированные дорожки?! Я не понимаю, — присоединяется к разговору другая женщина.
Камнем преткновения стала предложенная КГО велотрасса — заасфальтированная дорожка длиной в один километр. Категорических противников велодорожки среди участников встречи не было, многие говорили, что она нужна. Но именно конфигурация трассы и ее покрытие вызывали вопросы.
На встречу с жителями пришел доктор архитектуры, профессор ИРНИТУ Андрей Большаков, который с группой архитекторов по заказу ИНЦ СО РАН подготовил свой проект по благоустройству этой территории. В отличие от проекта КГО, Большаков предлагает сделать дорожку по существующей тропинке, чтобы не вырубать деревья, что неизбежно, если прокладывать новую тропу.
— Мы предлагаем сместить и изменить конфигурацию дороги, так как тропинка КГО запроектирована без учета рельефа, растительности и существующих дорожек. А все потому, что не было топосъемки, без которой нельзя проектировать ни дренажную систему, ни тропинки, — поясняет он собравшимся свою точку зрения. — Сначала всегда делается опорный план, на основе того, что есть, а потом уже — проектные предложения. А у КГО нет опорного плана, сразу с нуля возникла идея, которую они сейчас планируют реализовать без привязки к местности.
«Здесь начинается мое кольцо», — показывает Андрей Большаков на схеме. Как пояснил он собравшимся, тропинка идет вверх, доходит до Института солнечной и земной физики, поворачивает на Фаворского, далее — к Институту геохимии и спускается вниз — все по существующим тропинкам.
Кроме этого, жители уверены: при создании велотрассы можно обойтись без асфальтового покрытия. По их мнению, в лесу будет уместна дорожка из гравия или гальки.
В феврале ИНЦ СО РАН направил в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области документы о включении лесного массива в Академгородке в Лесопарковый зеленый пояс (ЛЗП) города Иркутска. По словам заместителя директора научного центра по правовым вопросам Анны Турчаниновой-Родиной, включение лесного массива в ЛЗТ позволит защитить его от вырубки и застройки. Также, по словам Анны Александровны, на таких землях не должно быть асфальтовых троп.
Собравшиеся обеспокоены еще и тем, что в проекте и рабочей документации нет информации о том, сколько деревьев будет вырублено во время создания велотрассы.
По словам председатель КГО Марины Алексеевны Шевелы, статус особо охраняемой территории не помешает сделать дорожки с асфальтовым покрытием. В качестве примера она привела «Сад Томсона» и «Синюшину гору», которые имеют статус особо охраняемых природных территорий местного значения, при этом там есть асфальт, что никак не противоречит закону.
— Если жители Синюшки не против, пусть там хоть эстакаду делают, но здесь, в силу уникальности территории, нельзя просто взять и закатать все бетоном, — говорит одна из местных жительниц. — Можно же вместо асфальта использовать другие материалы.
К обсуждению присоединяется председатель правления Иркутской региональной организации Союза архитекторов России Игорь Владимирович Козак. Он не понимает, зачем спешить с работами, так как представленный проект сырой и нуждается в серьезной доработке.
— Два месяца назад мы встречались с подрядчиком и представителем проектировщика в здании Академии наук. Тогда было принято решение внести изменения в существующий проект КГО. Однако до сих пор нет этого компромиссного проекта. Приступать к работам с таким проектом нельзя, — уверен он.
Анна Турчанинова-Родина подтвердила слова Игоря Козака о том, что на последнем заседании, которое состоялось 17 февраля, мэрия пообещала внести изменения в свой проект и учесть мнение Андрея Большакова. Однако проект до сих пор остается в первоначальном виде. Между тем, уверена она, если не зафиксировать все изменения на бумаге и не внести их в проект КГО, их не учтут, так как контракты на работы уже отыграны, и в договорах с подрядчиками прописаны все работы, которые они обязаны провести.
— Проект КГО выполнен с нарушениями архитектурных норм и правил, без использования топоосновы местности, подлежащей благоустройству. Мы направили в мэрию письмо с требованием внести изменения в проект КГО, рабочую документацию и соответствующие контракты с подрядными организациями. В противном случае подрядчики не смогут приступить к работам в мае 2021 года, — пояснила заместитель директора научного центра по правовым вопросам Анна Турчанинова-Родина.
Андрей Большаков усомнился и в необходимости создания дренажной системы, предусмотренной проектом. Если лес не заболочен и не переувлажнен, то дренировать его незачем, отмечает он: лес расположен на склоне, поверхность которого очень быстро высыхает и без дополнительного водоотведения. Чем меньше будет вмешательства в экосистему, тем лучше.
Марина Шевела предложила пройтись по тропинке, представленной в плане Андрея Большакова, а уж потом решить, стоит ли менять конфигурацию велодорожки. «Я, как и вы, заинтересована в том, чтобы сохранить каждое дерево и каждый кустик», — говорит она.
В защиту проекта КГО выступил депутат Александр Сафронов. По его словам, задача администрации — создать дорожно-тропиночную сеть, минимально затронув деревья, наладить освещение, установить малые архитектурные формы — все то, что предусмотрено программой «Комфортная городская среда».
— Предложения Андрея Большакова появились только в сентябре-октябре прошлого года, к тому моменты проект КГО был уже готов. Принципиальная разница только в конфигурации тропинки. По контракту у нас дорожно-тропиночная сеть заложена в асфальт и щебень — это то, что может себе позволить администрация, исходя из действующих ГОСТов и норм. На встрече с директором Иркутского филиала СО РАН Игорем Бычковым мы говорили, что все центральные тропинки должны быть в асфальте из-за большой нагрузки, а остальные, второстепенные, будут в щебне, и все согласились с этим. Почему мы опять возвращаемся к этому вопросу — я не понимаю, — говорит он.
Кроме этого, по мнению Александра Сафронова, представленный Андреем Большаковым проект не учитывает расположение детских площадок, территории для выгула собак и других сооружений, которые необходимы для комфортного отдыха горожан.
— А нам в начале встречи сказали, что все кольцо будет бетонное, кому верить-то? — возмущенно спрашивает одна из местных жительниц. — Покажите на карте, где будет асфальт, где щебень!
Однако на месте показать собравшимся, где и какое будет покрытие, никто не смог.
Участники встречи прошли альтернативный, предложенный Андреем Большаковым маршрут, а также участок варианта прохождения велодорожки, присутствующий в плане комитета городского обустройства. Марина Шевела отметила, что не видит препятствий в изменении маршрута, пообещав жителям принять во внимание их пожелания и внести соответствующие изменения в проект. Что касается выбора основного материала для велотрассы — вопрос по-прежнему остается открытым.
Анастасия Маркова, IRK.ru
Фото Маргариты Романовой
Анастасия Маркова, IRK.ru
Большаков это автор политеховских заборов, так что верьте люди в «красоту»