Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фридайвер Алексей Молчанов едет на Байкал за рекордом: спортсмен намерен погрузиться на 80 метров

Фридайвер Алексей Молчанов едет на Байкал за рекордом: спортсмен намерен погрузиться на 80 метров

Российский фридайвер Алексей Молчанов может не дышать под водой девять минут. Объем его легких составляет 10 литров, в то время как у обычного человека — 3,5 литра. Он является 19-кратным рекордсменом мира по фридайвингу. Кроме этого, Алексей активно занимается вопросами экологии и сохранения чистоты воды во всем мире, а недавно стало известно о том, что он стал амбассадором фонда «Озеро Байкал».
16 марта спортсмен прибудет на Байкал, чтобы поставить рекорд Гиннесса по подледному плаванию. Алексей дал журналисту IRK.ru эксклюзивное интервью.

Алексей Молчанов — четырнадцатикратный чемпион мира, действующий рекордсмен мира по фридайвингу, президент ассоциации фридайверов «Федерация Фридайвинга», президент AIDA Russia, руководитель школы по фридайвингу имени Натальи Молчановой. Алексея не зря называют самым глубинным человеком — в 2016 году он установил мировой рекорд экстремального погружения в воду на глубину 129 метров. А сейчас спортсмен готовится к новым победам.

Как вы пришли в спорт?

— Заниматься плаванием я начал еще в детстве. Моя мама, Наталья Молчанова, – многократная чемпионка мира по фридайвингу, направила меня на путь профессионального спорта. Сначала занимался в секции по плаванию в родном городе в Волгограде, потом, в 11 лет, поступил в училище олимпийского резерва в Санкт-Петербурге.

Алексей Молчанов, 1994 год
Алексей Молчанов, 1994 год

Каждое лето вместе с родителями ездил на Черное море. Ныряя, я рассматривал под водой морские звезды, с мамой с морского дна собирали рапанов и мидии. Тогда я полюбил нырять: там, в глубинах, был другой мир, который я любил исследовать. А однажды, еще будучи ребенком, я участвовал в археологической экспедиции, которая проходила в районе мыса Тарханкут в Крыму. Помню, как меня впечатлили подводные скалы, пещеры и гроты, найденные древние амфоры.

Алексей — сын знаменитой спортсменки Натальи Молчановой, которую называли королевой фридайвинга. Наталья могла без специального оборудования погрузиться в воду на девять минут. За свою спортивную карьеру она установила более 40 рекордов, а также 23 раза становилась чемпионкой мира. В 2015 году Наталья пропала без вести во время погружения в Средиземном море вблизи испанского острова Форментера.

А фридайвингом, подводным плаванием с задержкой дыхания, стал заниматься после окончания школы, в 2003 году, когда переехал в Москву и поступил в университет. Первые шаги во фридайвинге мне помогала делать мама. Я смотрел, как она готовится, как расслабляется, ныряет, – и повторял. Она к этому времени уже год как увлекалась подводным нырянием и уже успешно участвовала в соревнованиях.

Каким было ваше первое соревнование во фридайвинге?

— В 17 лет я участвовал в своем первом соревновании по фридайвингу — Чемпионате России по нырянию в длину в ластах, который проходил в Москве. Тогда я поставил свой первый рекорд России, проплыв 158 метров в длину под водой на одном дыхании. Успешно преодолеть эту дистанцию мне помогло скоростное плавание, которым я занимался в Санкт-Петербурге. А в 18 лет уже отправился на Чемпионат мира по нырянию в глубину во Францию, а затем и в Швейцарию.

Через несколько лет, в 2008 году, в дисциплине «Ныряние в длину в ластах с задержкой дыхания» я проплыл под водой 250 метров. В 2012-м поставил новый мировой рекорд — в Египте, используя моноласт, опустился под воду на 125 метров. Всего я установил 19 мировых рекордов.

Любой может стать дайвером?

— Если нет серьезных проблем со здоровьем, то заниматься фридайвингом может любой человек. Даже те, кто считают, что не могут нырять, изучив теоретическую базу, вполне успешно переходят к практике.

Вся методика фридайвинга построена не на том, чтобы задержать дыхание и терпеть, а на том, чтобы использовать весь резерв кислорода, который накоплен в собственном организме. Во время регулярных тренировок развивается устойчивость к пониженному содержанию кислорода и увеличению углекислого газа.

«Для победы важно уметь справляться со страхом, волнением и переживаниями. Мне в этом помог многолетний соревновательный опыт. Безусловно, легкое волнение всегда есть, но оно у меня под контролем».

Кроме этого, нужно учиться расслабляться под водой, чтобы экономно расходовать свои запасы кислорода. Вообще во фридайвинге все крутится вокруг расслабления — психического и физического. Поэтому люди, которые не очень хорошо плавают, но умеют расслабляться под водой и знакомы с техникой, отлично ныряют.

Диапазон задержки дыхания до 5 минут считается рекреационным любительским — этому можно научиться в любом возрасте, постоянно тренируясь. Фридайверы — это не люди, которые развивают сверхспособности, а прежде всего те, кто узнают возможности своего организма и умеют их использовать.

Расскажите о том, как проходят ваши тренировки.

— Основные тренировки проходят в воде. В бассейне я нарабатываю скорость плавания и прохождение больших дистанций. Вообще, хорошо подготовиться к нырянию в глубину можно и в условиях города, используя современные методики дыхания. И поехать на море уже с приобретенными навыками, чтобы спокойно нырять на глубину в 20-30 метров.

«Мое максимальное время задержки дыхания — 9 минут. Такого результата я достиг за пять лет, сейчас работаю над глубиной: еще десять лет назад я погружался на 100 метров, сейчас уже на 130 метров».

Чтобы нырнуть глубоко, должна быть эластичная диафрагма и тренированные межреберные дыхательные мышцы. Для более полного вдоха они должны хорошо растягиваться. Поэтому я выполняю комплекс упражнений на подвижность грудной клетки, ребер, дыхательных мышц — диафрагмы и плечевого пояса. Есть тренировки на задержку дыхания под водой, упражнения на развитие выносливости.

Начав заниматься свободным погружением, я большое внимание уделял йоге и силовым упражнениям, сейчас уже меньше. Но важно не перекачать мышцы, иначе можно потерять гибкость, которая во фридайвинге стоит на первом месте.

У человека в среднем объем легких составляет 3-3,5 литра. А какой у вас объем легких?

— У меня полный объем легких сейчас 10+, и он увеличивается за счет дыхательных упражнений. Есть техника упаковки легких, которая позволяет делать довдох при погружении – он добавляет спортсмену еще несколько литров к имеющемуся объему легких. Смотрите, я делаю вдох, потом идет упаковка легких (это специальная техника, используемая во фридайвинге для увеличения давления воздуха в легких сверх нормы. — Прим. ред.), когда язык и горло, как помпа, добавляют еще к объему легких. Вот с такой упаковкой у меня и получается объем легких десять с лишнем литров.

Во фридайвинге существует соперничество между спортсменами?

— У нас нет агрессивного соперничества. Все потому, что основное действие происходит под водой, где спортсмен находится один на один с собой. Здесь нет агрессии, скорее, есть определенное сопереживание, так как понимаешь процессы, которые происходят на глубине с соперником.

Во фридайвинге шесть дисциплин, какая ваша самая любимая?

— Самая любимая — это ныряние на глубину в классических ластах и моноласте.

А какое снаряжение вы используете при погружении?

— Снаряжение фридайвера — это маска, зажим для носа, трубка, гидрокостюм, пояс с дополнительным грузом и ласты. В глубину можно нырять без ласт, в классических ластах или моноласте.

Моноласт, в отличие от более привычных парных ласт, сделан из одной большой лопасти, а обе ноги соединены вместе. Как правило, моноласты используются в скоростном плавании. По форме моноласт напоминает хвост дельфина. Спортсмен в нем совершает мощные волнообразные толчки, напоминающие удары хвоста, что позволяет ему быстро двигаться под водой.

Моноласт изобрели в России в 1968 году. Его разработал тренер из Ленинграда Евгений Рехсон. Сначала моноласты изготавливали из резины и титана, а сейчас уже из резины, карбона, пластмассы. Это изобретение позволило спортсменам поставить рекорды мира.

Погружаются и в классических резиновых ластах. Только, в отличие от обычного плавания, во фридайвинге используются более длинные модели ласт. Также ныряют и без ласт — это физически более сложное ныряние. Я готовлюсь побить мировой рекорд по погружению без ласт. Сейчас он принадлежит Уильяму Трубриджу, который нырнул на глубину 102 метра в Голубую дыру Дина.

Голубая дыра Дина (Dean’s Blue Hole) — вторая по глубине голубая дыра на планете, которая находится в бухте западнее городка Клэренс-Таун (Багамские Острова) на острове Лонг-Айленд. Её глубина составляет 202 метра.

Что происходит с организмом на глубине? И какие опасности подстерегают фридайвера под водой?

— У человека при погружении на глубину замедляется сердцебиение, снижая потребление организмом кислорода. На тело начинает воздействовать давление воды: каждые 10 метров оно увеличивается на 1 атмосферу. Кровь приливает к жизненно важным органам, чтобы защитить их от давления, повышается уровень гемоглобина, что позволяет организму накапливать больше кислорода.

«Всегда надо оставаться в зоне своих возможностей. Пытаться поставить рекорды, не имея соответствующих знаний и навыков, опасно».

При таком состоянии есть риск потери сознания из-за развившейся гипоксии. Поэтому при нырянии рядом всегда должен быть страхующий — одному погружаться на глубину опасно. Если соблюдать все меры предосторожности, то фридайвинг — очень безопасный вид спорта.

При неправильном дыхании есть риск гипервентиляции под водой, в результате которой происходит спазм мозговых сосудов, снижается поступление кислорода в ткани мозга, что также может привести к головокружению и обмороку. Поэтому дышать надо учиться плавно.

Травмы, которые может получить дайвер под водой, вызваны прежде всего повышенным давлением. Так, например, могут лопнуть барабанные перепонки. Чтобы этого не произошло, надо научиться продувать уши и выравнивать давление в области среднего уха и пазухах. При погружении не должно быть никакой боли в ушах, если она появилась, то неправильно происходят продувка и компенсация давления соответственно. Без продувки можно и в бассейне на глубине всего 4-5 метров получить травму.

О чем думаете во время ныряния?

— При погружении на глубину надо учиться отключать сознание. Если появляются мысли, значит, идет лишний расход кислорода. Чтобы этого не происходило, нужно свое внимание переключать на внутренние процессы в организме, сосредоточиться на том, как работают ласты, на скорости погружения.

Знаю, что вы плавали с акулами, китами и моржами, как впечатления?

— Незабываемые. В Египте, где мы тренировались, рядом плавали акулы: они рассматривали нас, подплывая очень близко. Акулы могут быть опасны в мутных водах, когда они могут перепутать сёрферов и дайверов с черепахами, а при хорошей видимости они не обращают на нас никакого внимания.

Во время путешествия на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика» удалось поплавать с моржами. Помню, мы высаживались в различных местах и ныряли. И на одном из островов было поселение моржей. Животные подплывали к нам вплотную, рассматривали нас — было интересно, волнительно, немного страшно.

Однажды плавал с китами. Но рядом с ними надо держать дистанцию, чтобы не попасть под хвост или плавник. А так киты — очень мирные и любопытные животные.

16 марта вы планируете приехать на Байкал, почему именно здесь решили ставить рекорд Гиннесса?

— Недавно я стал амбассадором фонда «Озеро Байкал», миссия и программы которого для меня очень близки. В некоторых местах нам приходится нырять буквально в мусор. Пластиковые стаканчики, пакеты плавают на поверхности, загрязняя все больше и больше моря, океаны, речки и озера. Фридайверы собирают этот мусор, старясь своими силами очистить водоемы. Необходимо привлекать внимание общественности к экологическим проблемам, так как загрязнение воды приводят к распространению самых тяжелых заболеваний, гибели животных и рыб.

Озеро Байкал — это природный объект с уникальной экосистемой, который надо беречь и охранять. Поэтому именно здесь 16 марта, при поддержке фонда «Озеро Байкал» и «Федерации Фридайвинга», я решил поставить рекорд Гиннесса по подледному плаванию на задержке дыхания. Я нырял в холодную воду на глубину до 60 метров, на Байкале планирую опуститься на глубину 80 метров. Плавать в холодной воде физически сложнее, чем в теплой, из-за более тяжелого снаряжения. Да и психологически непросто, но в целом такое погружение ничем не отличается от обычного.

Сегодня благодаря поддержке фонда продолжается исследование экосистемы озера, молодые ученые получают гранты, благодаря которым изучают пластиковое загрязнение, а также обителей Байкала. Вместе с фондом в течение года мы запланировали ряд образовательных мероприятий, чтобы поддержать программы и инициативы по сохранению водных ресурсов, биоразнообразия флоры и фауны озера и развитию устойчивого туризма на Байкале.

Для детей фридайверы — профессиональные спортсмены — пример для подражания, для прибрежных сообществ — люди, которые видят реальное состояние вод и говорят правду. Объединив ресурсы, вместе мы сможем внести существенный вклад в сохранение уникального озера Байкал.

Анастасия Маркова, IRK.ru
Все фото из личного архива Алексея Молчанова

Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Несогласный Я 16 марта 2021 в 10:58

    «я стал амбассадором» - Постойте, амбассадор - это же кофе?
    - А вообще, дуракаваляние какое-то. Какой практический смысл? В чём польза для общества от этого ныряния?

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля