Александр Шульгин — бизнес-визионер, инвестор, композитор. Родился в Иркутске в 1964 году. Основатель группы компаний «Фамилия», которая включает в себя ряд проектов в медиа, индустрии развлечений, IT и специализируется на инвестициях в новые сферы экономики. В портфеле инвестора более 120 компаний и около 30 успешных выходов, включая продажи стратегическим инвесторам и IPO. Александр инвестирует в технологические платформы и сервисы.
Сооснователь Continent Consulting Group, который специализируется на IT-секторе, биотехнологиях и управлении финансами, партнер фонда iTech Capital. Признанный мировой эксперт по блокчейн, глобальной экономике, выступает с лекциями об экономике будущего, медиа и коммуникациях и новейших технологиях на ведущих международных форумах и конференциях, в университетах России, Гонконга, Франции, Германии, Японии.
Выявить проблемы и поставить задачу
Я всегда призываю к любому делу относиться как к стартапу. В основе стартапа лежит новаторская идея, она помогает понять проблему, решение которой и является его задачей. Любая проблема состоит из составных частей, а значит и решения по ним легче сформировать в конкретные задачи и цели.
Иркутская область сейчас находится в том состоянии, когда нужно обнуляться и начинать все заново, приняв новую идею, определив цель и поняв задачу. Для этого и предлагаю рассматривать регион как стартап.
В первую очередь, важно ответить на вопрос: что сейчас представляет собой Иркутская область? Это особенности региона, нераскрытые ранее ресурсы, навыки людей, запросы молодежи. Необходимо принять как данность для старта население, имеющее некое депрессивное состояние, отсутствие программы развития, а значит и понимания собственной уникальности и направления, куда нужно двигаться региону и всем нам.
Мы должны выявить наши сильные и слабые стороны: от чего придется отказаться, а что наоборот можно использовать как преимущество. Если примем эти данные за основу, то следующий шаг — понять, куда мы должны двигаться.
Вместе с областью мы должны двигаться в умное будущее. Нужно воспринимать цифровизацию, также как наши деды и прадеды принимали ГОЭЛРО, а цифровую грамотность как Всеобуч. Ведь не будь этих двух успешно реализованных инициатив, наши родители остались бы во мраке знаний, а страна не вырвалась в мировые лидеры.
Сейчас такие инициативы нужны как безусловные данные, с которыми наш стартап, а значит и мы, сможет решить проблему и выполнить задачу. Наша задача рассчитана на 15-20 лет, это не много с точки зрения такого планирования, и надо осознавать, что в 2040 году во многих странах везде будет использоваться приставка «умное» (smart). Мы сейчас знаем это по смартфонам, смарт ТВ, а завтра в нашу жизнь проникнут термины: умное производство, умный транспорт, умный город и умная среда обитания.
Задача будет звучать так: как не отстать от умного будущего, а войти в него успешно.
Итак, если выше мы ответили на вопрос «что?», определив что есть наш стартап и какова цель, то сейчас ответим на вопрос «где?», попробовав найти полезные свойства в отдаленности от центра и природных и климатических особенностях.
Из минусов в плюсы: как региону монетизировать морозы?
У нас в области имеются все возможности под размещение дата-центров, включая основной плюс — доступную возобновляемую электроэнергию. Поскольку сервера в них работают круглосуточно, они сильно греются и требуют охлаждения. Почему бы не сделать ставку на климат и не монетизировать морозы? Компаниям не нужно тратить силы и средства на охлаждение, потому что будет естественное кондиционирование. Это лишь один из примеров, как можно перевести минусы в плюсы и получить новые возможности.
У Иркутской области сегодня есть все возможности для того, чтобы стать столицей дата-центров.
Суровый климат мы можем предложить как прекрасные условия для испытаний и тестирования новых технологий и техники в экстремальных условиях. Объединив свой интеллектуальный потенциал, нужно начать коллаборацию со скандинавскими учеными и предпринимателями о фокусировании деятельности на монетизации холодов и особых природных условий. Очень большая ниша на мировом рынке. Использовать холода для развития экстремального туризма и видов спорта. Здесь колоссальная недоработка, и есть куда развиваться вне конкуренции с большинством регионов.
Вернемся к дата-центрам. Мы находимся на линии оптико-волоконной связи, связывающей Азию и Европу, поэтому можем выполнять глубокую обработку данных дата-центров и получать добавленные стоимости. Нужно развивать умные дата-центры, а не торговать сырьем, в данном случае электричеством. В результате появятся новые рабочие места. За счет высокой добавочной стоимости увеличатся налоговые отчисления в местный бюджет, что очень важно.
Именно умные дата-центры будут в реальном времени обрабатывать большие массивы данных для умных производств, умного транспорта и умных городов. Нам надо крайне оперативно занять место некой платформы для мозга будущей экономки страны, умной экономики. И еще предлагать услуги по обработки данных для наших соседей — Кореи, Японии, и остальных азиатских стран, для их внутреннего рынка или для данных, которыми они обмениваются с европейскими странами.
Мы должны оперативно занять место цифрового Транссиба.
Еще один минус прошлого, причем характерный для всей России: из-за масштабов страны приходилось обеспечивать инфраструктурой населенные пункты в отдаленных районах. К примеру, в маленьком поселке на севере с населением 300 человек, ты должен был построить школу, больницу, протянуть туда дорогу и ЛЭП — это колоссальные затраты, а затем еще поддерживать эту инфраструктуру. Автоматизация и вахтовый метод работы изменили ситуацию, теперь не обязательно жить на севере, чтобы там работать, можно приезжать на вахту и затем возвращаться в город.
Сами жители таких территорий оторваны от областного центра. Молодежь зачастую уезжает, не видя там перспектив для себя. Каким может быть решение этой ситуации? Необходимо объединить в треугольник Иркутск, Шелехов и Ангарск, сформировав «Новый Иркутск или ИрШАн».
В границах этой территории нужно строить умные (модульные и многофункциональные) дома, объекты необходимые для умной жизни в следующие 30-50 лет. Необходимо дать новое наполнение ранней идее о Большом Иркутске и агломерации. Только с новыми технологиями эта идея может быть успешно воплощена. Это будет Новый Иркутск, умный Иркутск, с новыми идеями и задачами!
В Новый Иркутск нужно переселить жителей всех маленьких населенных пунктов. Во-первых, жить вместе хорошо. Во-вторых, снизится нагрузка на бюджет, не нужно будет строить 10 школ по области, достаточно построить две-три больших школы в одном месте. Не придется строить много ритейла — магазинов, которые нужно содержать.
Можно успешно обновить всю инфраструктуру, построив ее в новом месте, вместо трудоемких замещений в старых районах таких как Марата, Предместье Рабочее. В новом месте легче будет провести все умные коммуникации, сделав транспорт полностью экологичным, пустить электробусы и электрокары. Что логично совместится с построенным к тому времени эко-городом Байкальском, где также будут новейшие технологии и отсутствие каких-либо пережитков прошлого технологического уклада, скажем в виде бензино-дизельного транспорта. Да и если спросить молодежь, где они захотят жить, в селе оторванном от цивилизации или в крупном мегаполисе-миллионнике ИрШАн, то ответ будет очевиден.
Такой подход по объединению населения вокруг Иркутска создает другую экономическую ситуацию, другой бизнес трафик. Город станет милионником, появятся новые рабочие места и возможности для самозанятых. Таким образом, минусы территории мы сможем обратить в плюсы.
Новые предприятия и экономика местных товаров и услуг
Сегодня жителям Иркутской области необходимо перестать воевать с федеральным центром за ресурсы и уйти от позиции, что у них все забирают. Вместо этого нужно создавать новые предприятия, которые будут платить налоги и обеспечивать рабочие места в регионе.
Ситуацию дальнейшего роста в своей программе я бы связал с увеличением количества индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Средний класс, мне кажется, как прослойка посредников исчезнет, он не нужен. Будут большие госкорпорации и «длинный хвост» из ИП и самозанятых.
Вместо создания в регионе новых крупных корпораций федерального уровня нужно попытаться создать условия для появления новых 300-400 мелких компаний с штатом до 1000 сотрудников и 30-40 тысяч микроскопических бизнесов. Суммарно они будут давать региону больше, чем эти гиганты.
Если местные предприниматели объединят усилия, протянув друг другу руки, это создаст крепкую инфраструктуру в регионе. Мне нравится, как у современной молодежи развито сотрудничество, когда 100 программистов из разных стран могут дистанционно работать над одним проектом. Пришло время сделать что-то самим и на нашей родине, прогресс дал нам такую возможность. Молодое поколение пример всем нам, потому что часть из них уже успешно реализует себя в цифровой среде.
Необходимо развивать экономику местных продуктов, товаров и рабочих сил. Это основа, ядро, которое будет определять все остальное. Любому предприятию или самозанятому, которые развивают локальный аутентичный бренд, используя местные продукты, должны предоставляться льготы по налогам. Нужно вводить экономику, которая дает налоги в бюджет через фокусную поддержку местных производителей.
Сотрудничество с соседними регионами
Важно восстановить правильные связи с регионами, которые вокруг нас, — Красноярский край, Алтай, Кемеровская область, Забайкальский край и Якутия. Необходимо выявить их сильные и слабые стороны и договориться о сотрудничестве выгодном для всех сторон. Когда в Якутии, например, кожевенные производства, в Иркутской области швейные, а в Красноярском крае производство пластмасс, и регионы не дублируют друг друга, каждый производит свое, поставляет соседям, а у них приобретает, то что нужно самому.
Выгоднее сделать уникальное крупное производство в одном регионе, чем несколько подобных мелких фабрик в каждом. Это потребует меньших инвестиций и удешевит продукцию, за счет снижения себестоимости производства. В выигрыше будет каждый регион.
Существует понятие «глобальный рынок разделения труда» — у каждой страны есть определенная специализация. Поэтому в Финляндии не выращивают помидоры, а в Болгарии не делают телефоны «Нокиа». Мы должны создать такую же модель на основе сотрудничества с регионами-соседями. Каждой территории нужно определить мини-специализацию исходя из своей аутентичности.
Необходимо создать в Иркутской области инвестиционную краундфандинговую площадку для привлечения местного капитала на нужды региона. Местные предприниматели, которые умеют зарабатывать деньги, нуждаются в их эффективном обороте. Инвестиции в недвижимость себя исчерпали и рискованны, а куда еще инвестировать многие не знают.
В инвестиционный фонд нужно набрать людей с опытом инвестиций. Собрать борд (совет директоров — Прим. авт.) из частных крупных инвесторов, которые дорожат своей репутацией и не пойдут на сомнительные сделки. В Иркутской области людям пора начать доверять друг другу, взяться за руки, поверить соседу и действовать вместе. Другого пути нет, иначе перспективы нет никакой.
Экономика будущего будет строиться на репутации и доверии.
Как только поймем кто мы и выберем ниши товаров и услуг, которые можем оказывать, предстоит наращивать экспансию. Не нужно пытаться вырастить бананы и продать их в Конго, что многие стараются сделать. Главное, точно найти свою идентификацию, потому что цифровизация будет способствовать развитию репутационной экономики, когда репутация будет влиять на кредитный рейтинг, устройство на работу и другие процессы.
Выстраивание отношений со странами Азии
В современном мире важным фактором является изоляционизм (замкнутость одной территории — Прим. авт.). Свою роль в развитии этой тенденции сыграла не только пандемия, но и торговые войны между США и Китаем. Сегодня многие страны оказались вынуждены защищать свои рынки, чтобы не попасть под чужое влияние и сохранить экономику.
В момент всеобщего изоляционизма где будет находиться Иркутская область? У региона удобное геополитическое положение по отношению к Азии. Иркутск — первый европейский город для азиатов, поэтому мы должны быть гостеприимны, искать синергетические связи с Востоком.
Открытие Северной Кореи дает Иркутску возможность стать первым наземным транспортным хабом для товарных или бизнес-потоков. Мы можем быть логистическим хабом интересным для корейских партнеров и не только пропускать транзитом грузы, но и заложить добавочную стоимость при упаковке и разгрузке на близлежащей к нам территории — в Красноярском крае, Якутии и Забайкалье.
Есть все шансы, что в 2025 году после выхода Японии из соглашения с США, заключенного после Второй мировой войны, ее отношения с Россией нормализуются в лучшую сторону. Нужно уже сейчас выстраивать с японцами правильные отношения, что может занять несколько лет. Но все, о чем я сейчас говорю, не вопрос завтрашнего дня, это вопрос 10 лет. Делая шаги сегодня, мы можем заложить начало для хорошей инфраструктуры в 2030 году.
«Чиновники должны мыслить молодежно»
Иркутской области нужно сделать ставку на молодежь. Мы сейчас находимся в трансформационном периоде, когда происходит смена поколений и классов. В эпоху цифровой экономики полностью отомрет рабочий класс и на 70% услуги, они будут заменены автоматизацией. Останется часть услуг, где нужно именно человеческое участие, и креативный класс.
Молодому поколению нужно дать дорогу, иначе оно просто проигнорирует вас и воцарится в своих правах.
В команду правительства Иркутской области нужно брать только тех, кто мыслит по-новому, и не боится принимать решения. Специалисты должны быть с психологией не чиновника, а стартапера. Важно, чтобы человек видел картину будущего, хотя бы пытался ее разглядеть, а не оглядывался на прошлое.
Не важно какого возраста чиновник, он должен мыслить молодежно. Потому что через 10 лет ребята, которым сейчас 25-30 лет, станут главным ядром населения области. Нужно с ними вести разговор. Мы с уважением должны относиться к старикам, обеспечивать их, но никакой радости, кроме той, что их дети и внуки будут жить лучше, дать им не можем.
В Москве сегодня сильно поменялась, к примеру, культура общепита. Открылись тысячи маленьких кафе и ресторанчиков, в которых молодые креативные ребята сами стоят у плиты и стараются не повторяться, а сделать то, что будет только у них. Они думают по-другому, просто поменяли весь ландшафт и создали колоссальное количество новых рабочих мест. Молодежи нравится, что делают их сверстники, и кафе всегда заполнены. Ребятам не нужна сверхприбыль, им важно реализовать себя, поэтому там разумные цены.
Молодежь должна начинать делать местные продукты, кухни — все это должно расцветать в регионе. Для этого нужно освободить место, предоставить им возможности. Энергию молодежи важно направить в правильное русло, дать им цель и направление.
Иркутск всегда являлся центром притяжения студентов. В будущем он может стать образовательным хабом в широком смысле, не только в Восточной Сибири. Пройдет пять лет и будет хорошо передаваться голограмма, что даст ощущение присутствия в реальном времени. Можно будет использовать разные инструменты, не показывая презентацию на экране через Zoom. Цифровая среда изменит образовательный процесс. Уже сейчас мы должны создавать базу и репутацию, чтобы стать безграничным образовательным хабом, у нас для этого есть и преподавательские кадры, и талантливые студенты.
Развитие кибер- и электроспорта
Сейчас появляются новые виды спорта, например, киберспорт. Нужно быть открытым новому. Я бы предложил сделать Иркутск столицей электроспорта, у нас доступная электроэнергия, а это открывает большие возможности. Можно устраивать соревнования на электроскейтах, гироскутерах и другой технике, состязаться в гонках дронов.
Все виды нового спорта должны присутствовать в Иркутской области также как марафон по льду Байкала, плавание подо льдом или новые виды борьбы. Можно устроить да хоть чемпионат по снежкам (улыбается). В современном понимании спорт — это игра, геймификация. Нужно совмещать, скрещивать игры и спорт, создавать новые виды спорта.
Появление, к примеру, электроспорта в Иркутской области будет способствовать развитию экономики и туризма, в том числе событийного. Это направление нужно рассматривать отдельно, оно достаточно перспективное.
Все, что мы обсудили, это не полная моя программа, а лишь часть идей и примеров. В дальнейшем она будет дополнятся со скоростью развития прогресса… и даже чуть быстрее, на опережение.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии предоставлены Александром Шульгиным и из архива IRK.ru
Алина Вовчек, IRK.ru
Когда говорят рабочие не нужны я вспоминаю как пол лета сантехника грамотного искал, меня терзают смутные сомнения.. В 94 ом например спустился в подвал к местным алкашам в жэке, мне за копейки всё сделали! Шульгин тебе чемпионат по кухонному боксу лучше намутить где то далеко..В Арктике уже…