Идея сделать фильм о Николае Второве появилась случайно. Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области предложил «Кинокомпании Юрия Яшникова» сделать фильм о ком-нибудь из иркутских купцов. Нужно было рассказать как делали бизнес во времена царской России, и показать, что многие проблемы, с которыми сталкивались купцы, актуальны и для современных предпринимателей.
— Мы начали искать героя, который является воплощением феномена предпринимательского мышления, — рассказывает режиссер фильма «Русский Морган» Анастасия Зверькова. — Случайно встретились с кандидатом исторических наук, научным сотрудником Иркутского областного краеведческого музея Артёмом Ермаковым, и он, не зная, что мы ищем купца, предложил снять фильм о Николае Второве.
Как оказалось, по версии журнала «Forbes» Николай Второв был самым богатым предпринимателем России начала 20 века. Крупнейший промышленник, банкир и коммерсант, он создал Московский промышленный банк и один из крупнейших концернов страны.
В 1914 году состояние Николая Второва по сегодняшним меркам превышало 700 миллионов долларов.
Николая Второва называли «русским Морганом» в честь гениального американского финансиста, но известен он был и вкладом в общественную жизнь страны. Активно поддерживал развитие образования, науки и промышленности. Вложился в открытие университета в Иркутске, открыл первую биостанцию на Байкале. Один из немногих, кто поддерживал исследования для постройки ГЭС на сибирских реках.
После того как герой был определен, начался поиск формы для будущего фильма. «Очень сложно найти правильную интонацию, чтобы свежо рассказать о купцах. Не хотелось повторять существующие фильмы на тему купечества», — говорит Анастасия.
У режиссера возникла идея записать интервью с купцом. В начале 20 века такого жанра в российской журналистике не существовало, но на западе он был распространен. В профессию начали приходить эмансипированные женщины, которые используя свое обаяние, умели разговорить собеседника.
— Так появился образ Мисс Уитман — западной журналистки, которая приезжает к Николаю Александровичу Второву в Москву и берет у него интервью, — продолжает режиссер фильма. — Несмотря на то, что форма условная и интервью со Второвым никогда не было, все факты, которые он называет, отвечая на вопросы, — достоверные.
Главным героем повествования Николая становится его отец — Александр Фёдорович, с чьим именем связана иркутская история династии Второвых. Хотя о самом Николае сохранилось больше информации, создатели фильма дают ее только в предисловии и постскриптуме.
— История о том, как Александр Фёдорович Второв, приехавший в Иркутск из Костромской губернии в 1861 году, из ямщика становится одним из крупнейших промышленников и «текстильных королей» России, — продолжает Анастасия Зверькова.
В Иркутске к Второвым до сих пор относятся неоднозначно. Существует мнение, что их главной целью было увеличение капитала, и они мало сделали для развития города.
— Николай Второв обладал деловой хваткой, поэтому его называли «русский Морган». Он был купцом новой формации, для которого дом там, где его капитал. Это чисто американский подход к жизни, — отмечает иркутский режиссер. — В оправдание Второвых хочу сказать, что они внесли большой вклад в развитие промышленности России. Второв вложился в исследования Вернадского, которые затем легли в основу плана государственной электрификации (ГОЭЛРО).
Во время Великой Отечественной войны второвские заводы работали для Победы. Одним из главных предприятий страны в то время был завод «Электросталь». Заводы по производству бензола, построенные Второвым в городах Сибири и Украины, внесли вклад в развитие химической промышленности.
— Это был сложный фильм, я называю его «смертельный номер». Сохранилось очень мало визуального материала о семье Второвых — рассказывает Анастасия. — В музее Электростали, где проходят «Второвские чтения», выставлены несколько семейных фотографий Николая Второва с его детьми. Как оказалось, кадры принадлежат семье из Франции, но те достаточно закрыты и не приветствуют публикацию этих архивов.
Иркутская кинокомпания продолжила поиски архивных материалов. Так удалось найти оригинал фотографии Николая Второва, которая попала на обложку «Forbes». Снимок находится у коллекционера Михаила Золотарёва, выступающего за популяризацию темы купечества, и он им охотно поделился.
В российских архивах записей с купцом не оказалось. По словам Анастасии, в начале 20 века единственным способом увидеть другую страну был обмен кинопленками. Первый документалист Иркутска Донателло на своем экране показывал Францию, а туда отдавал съемки Байкала. В поисках материала создатели фильма обратились во французскую студию Pathe.
В итоге 77 секунд хроники c Иркутском 19-го века и кадрами Николая Второва нашли в архиве английской компании British Pathe.
— У них оказался небольшой фрагмент пленки снятый студией Ханжонкова во времена Первой мировой войны. На кадрах показан Снаряжательный завод Второва в Подмосковье и сам Николай Александрович, — рассказывает режиссер фильма. — Пленку смонтировали позже — в советское время, но выбрали самый неудачный фрагмент. Второв, вероятно, впервые снимался, поэтому он смущенно улыбается, пытается шутить. После его смеха поставили титр, что такие как Второв наживаются на войне.
За право использовать хронику в фильме авторы заплатили 200 тысяч рублей. При этом условием компании стал ограниченный срок проката — через пять лет, по условиям договора, фильм удалят со всех площадок и закроют для просмотра.
— Через пять лет фильм «Русский Морган» исчезнет из интернета и всех других источников, потому что лицензионные права на использование английской кинохроники закончатся. Поэтому пока у иркутских зрителей есть уникальная возможность его посмотреть, — добавляет Анастасия.
Озвучание фильма проходило в трех городах. В Иркутске Николая Второва озвучил актер и общественный деятель Сергей Снарский. В Варшаве его собеседницу — польская актриса Каролина Грушка. Партию рассказчика начитал в Москве в здании киностудии имени Горького Юрий Маляров, на счету которого дубляж фильмов «Матрица», «Форсаж», «Властелин колец» и других.
— Когда я начинала писать сценарий, думала, что пригласим на роль Мисс Уитман русскоговорящую актрису, которая сыграет акцент. Выяснилось, что это невозможно. Акцент — очень тонкая и неуловимая вещь, в нем не существует правил, он либо есть, либо его нет, — делится режиссер.
Авторы фильма начинали работать с актрисой иркутского драмтеатра Ярославой Салиной. Затем в проект пригласили русско-американскую актрису Камиллу Боргезани, в английской версии фильма она исполнила роль журналистки. В российском варианте Мисс Уитман озвучила польская актриса Каролина Грушка, у которой получился естественный акцент.
На создание 15-минутного фильма у съемочной группы ушло три года. Программист из Иркутска Антон Паймышев написал код, который позволил раскрасить хронику. По словам Анастасии Зверьковой, в титрах отмечены 70 человек, тех, кто принимал участие и помогал в создании фильма.
— Такой фильм без денег невозможно сделать. Сначала мы получили финансирование из Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области. Затем нас поддержал Союз кинематографистов России. Поддержку оказало Губернское собрание общественности, — перечисляет режиссер. — Сильно помог президентский грант, выигранный в 2020 году. На тот момент фильм уже был практически готов, но у нас появилась возможность купить права на английскую хронику.
1 декабря 2020 года состоялась премьера фильма «Русский Морган». Его можно посмотреть на youtube-канале «Кинокомпании Юрия Яшникова». В общей сложности, фильм уже набрал 71 000 просмотров.
— Мы делали фильм для иркутян, в том числе для предпринимателей. Изначально у нас не было идеи заниматься темой иркутского купечества, но сейчас, когда найдена форма, стало интересно сделать серию таких интервью, — рассуждает Анастасия Зверькова. — Купеческое наследие в Иркутске большое, но мы не знаем, какими были взгляды купцов на Сибирь и Иркутск. Было бы интересно раскрыть их представление о нашем крае через интервью.
Фильм получился вдохновляющим. В нем рассказано как Александр Второв, отец Николая, смог выйти из кризиса после крупнейшего пожара в Иркутске, уничтожившего значительную часть города. «Феномен Второвых в том, что они умели в самой тяжелой ситуации найти возможности, а в самой благоприятной — разглядеть риски», — продолжает режиссер.
Купцы были одними из самых прогрессивно мыслящих людей своего времени. Александр Второв понимал, что появление железной дороги в Иркутске, это с одной стороны возможности, потому что упростится логистика, но с другой стороны точно также он осознавал, что ситуация изменится не только для него, но и для московских купцов, которые имеют крупные заводы на западе и будут большими объемами поставлять текстиль и осваивать этот рынок.
— У Александра Федоровича было очень мало времени, чтобы оценить ситуацию и распорядиться, кто из сыновей за что будет отвечать в Сибири. Сам он вместе с дочерьми уехал в Москву и создал собственное производство, — рассказывает Анастасия. — Мне кажется, это перекликается с сегодняшним днем, такой кризис-менеджмент.
Алина Вовчек, IRK.ru
Фотографии Маргариты Романовой
Алина Вовчек, IRK.ru
Мой первый комментарий!
Алина, спасибо Вам за прекрасный материал )