Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Впервые за 60 лет: на Иркутской ГЭС ввели в работу новый гидроагрегат

Впервые за 60 лет: на Иркутской ГЭС ввели в работу новый гидроагрегат

На Иркутской ГЭС запустили в работу новый гидроагрегат №2, такая работа была проведена впервые в истории станции, стоимость установки нового гидроагрегата составила более миллиарда рублей. Замена оборудования проводилась в рамках комплексной программы En+ Group «Новая энергия». Рассказываем о том, как это скажется на работе ГЭС.

С 1956 года, когда Иркутская ГЭС дала первый промышленный ток, ни один из ее гидроагрегатов ни разу не менялся полностью — регулярно проводились капитальные ремонты. Запуск нового устройства позволит увеличить мощность на 27% — до 105,7 МВт, однако выдавать увеличенную мощность в энергосистему оборудование начнет к концу марта 2021 года после прохождения всех аттестационных процедур и подтверждения Системным оператором Единой энергетической системы.

Михаил Хардиков, руководитель энергетического бизнеса En+ Group:
— Технические решения, которые применялись при конструировании и монтаже нового гидроагрегата Иркутской ГЭС, не имеют аналогов. Он более эффективный и мощный, полностью отвечает всем современным требованиям к эксплуатационной надежности и безопасности гидроэнергетического оборудования. Это результат кропотливой работы, особого внимания и слаженности действий всех специалистов Иркутской ГЭС. Монтаж оборудования и проведение строительных работ дополнительно контролировались представителями авторского надзора от проектной организации «Институт Гидропроект», а также входящей в En+ Group подрядной организации «ЕвроСибЭнерго-Инжиниринг».

Запуску предшествовала большая подготовительная работа. Для технического перевооружения на ГЭС было доставлено 1500 тонн оборудования с российских заводов АО «ТЯЖМАШ» (г. Сызрань) и ПАО НПО «ЭЛСИБ» (г. Новосибирск). Детали были произведены по спецзаказу — над ним энергетики работали совместно с проектировщиками.

Для начала демонтировали старый гидроагрегат по частям: ротор, статор генератора, крестовины гидроагрегата, крышку турбины и направляющий аппарат, рабочее колесо. Бетонную камеру рабочего колеса разбирали с помощью канатной резки — технология основана на применении алмазного каната в качестве режущего инструмента.Также возникла необходимость в демонтаже старого бетона и заливке нового.

Для доставки в Иркутск разработали целую логистичеcкую операцию. Большая часть оборудования приходила упакованной в ящиках в разобранном виде. Однако десятиметровый вал и шесть лопастей гидротурбины приехали в Иркутск уже в готовом виде.

К сборке нового гидроагрегата приступили в марте этого года, строительно-монтажные работы в машинном зале станции велись в круглосуточном режиме. На монтажных площадках в машинном зале собирали сразу несколько узлов. Например, для обмотки статора гидроагрегата уложили 1020 изолированных стержней статора. После все детали спаяли специальным составом из серебра и олова. Параллельно проводились работы на верхнем кольце направляющего аппарата: его центрируют и проваривают.

Следующим этапом стал перенос рабочего колеса турбины непосредственно в кратер гидроагрегата. Кран грузоподъемностью 275 тонн медленно поднял колесо весом в 117 тонн и переместил его в шахту. В операции были задействованы более 15 человек, справились они всего за час.

В отличие от прежней турбины новая — не пропеллерная, а поворотно-лопастная. Форма и профиль лопастей колеса принципиально другой. Некоторое время колесо было закреплено над шахтой. После монтажа вала турбины его соединили с валом генератора, а удерживающие устройства колеса были удалены.

Уже в августе на станции провели монтаж нового ротора гидроагрегата. Для установки 477-тонного механизма 11 метров в диаметре использовали два мощных крана машинного зала грузоподъёмностью по 275 тонн каждый. Операция требовала большой точности и мастерства. Одним из завершающих этапов стала установка купола гидроагрегата.

Новый ротор конструктивно отличается от старого: изменились в меньшую сторону высота, количество полюсов и масса. При изготовлении использовались современные, более прочные и эффективные виды стали. Это позволило повысить надёжность оборудования и коэффициент полезного действия оборудования. Смонтированный агрегат отвечает всем современным экологическим требованиям, а также требованиям к эксплуатационной надежности и безопасности гидроэнергетического оборудования ГЭС.

Справка:
Программа обновления Иркутской ГЭС является частью масштабной программы модернизации «Новая энергия», реализуемой на ГЭС Ангаро-Енисейского каскада, входящих в En+ Group (Усть-Илимская, Братская, Иркутская и Красноярская). «Новая энергия» – ключевой инвестиционный проект энергетических предприятий En+ Group стоимостью 21 млрд рублей, начатый по предложению основателя компании Олега Дерипаска в 2007 году. Один из основных его приоритетов – повышение надежности и безопасности всех станций. В рамках программы производится комплексная замена не только основного (гидроагрегаты, рабочие колеса), но и вспомогательного оборудования. Модернизация оборудования ГЭС позволит повысить их эффективность, даст возможность снизить расходы на проведение ремонтных работ, улучшить рабочие характеристики агрегатов и станций в целом.

IRK.ru

  • Пукусик 6 декабря 2020 в 12:00

    ЕnGroup.
    По сути-частная контора.
    Сделала то, что называется «регламентные работы».
    Но сколько пафоса…..

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля