Игорь Иванович, в первую очередь беспокоит вопрос строительства жилья для пострадавших. Как оцениваете темпы работ по восстановлению объектов в Тулуне?
– Наша задача – чтобы работа велась бесперебойно. Нужно сделать как можно больше. Успеть не только выстроить жилые дома и социальные объекты, но и благоустроить территорию, обеспечить дорожную инфраструктуру. И при этом уложиться в строительный сезон, а он в Восточной Сибири довольно короткий.
Кстати, в этом же духе высказался и заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин во время своего недавнего визита к нам: темпы неплохие, виден результат, но проблема одна – сжатые сроки.
Кстати, о сроках. Недавно стало известно, что перенесена сдача домов в микрорайоне Березовая роща. Почему так произошло?
– Начнем с того, что контракты на строительство жилых домов, в том числе трехсторонние, заключались с сентября 2019 года (в микрорайоне работают 11 организаций. – Прим. авт.).
Подрядные организации получили аванс, но работу в срок не выполнили, ссылаясь на свои проблемы. А ведь речь идет о новом жилье для людей, пострадавших от наводнения. Но таких подрядчиков, видимо, моральные соображения мало волнуют… Расцениваю это как саботаж. Не справляетесь – нечего было браться!
В отношении Березовой рощи схема заключения трехсторонних договоров (гражданин, подрядная строительная организация, Служба заказчика) оказалась неэффективна. Честно говоря, было бы куда больше толка, если бы государство здесь участвовало как гарант, а работы выполнял генеральный подрядчик. К нам пришло десять обращений от жителей. Они спрашивали, как выйти из договорных отношений и перейти в другие. Никак, ведь компании-застройщики уже затратили средства. Начинаем это объяснять – люди негодуют. И справедливо: дело-то не движется…
Оставить эту проблему как есть мы, конечно, не имеем права. Всего до 1 сентября 2020 года в этом микрорайоне будет введено в эксплуатацию 155 домов. Всего в рамках первого этапа застройки микрорайона предполагается строительство 213 жилых домов.
Когда я еще зимой встречался со строителями, сразу сказал: или мы наводим порядок, или придут федеральные компании и возьмут все на субподряд, а вы останетесь ни с чем. Меня услышали. Так что строители строителям рознь.
Мне нравится, как идет новая стройка. В сравнении с теми 42 домами, которые возвели сначала – небо и земля. Главное – это новые проектные решения. Пришлось, конечно, серьезно вложиться в прокладку коммуникаций, но это того стоит.
В микрорайоне Угольщиков «Востсибстрой» уже ведет прием-передачу объектов, однако без сложностей и здесь не обошлось. Когда компания заключала контракт, стоимость квадратного метра была одной, однако после экспертизы получилась другая – выше. А цена контракта фиксированная. Увеличить ее можно максимум на 10% и только при наличии веских причин. Подрядчик спрашивает: кто нам доплатит? Решение мы нашли, но зачем так ставить вопрос, когда вы уже поставили под контрактом свою подпись? Не первый год в бизнесе, понимали все риски…
Планы у нас такие: три дома здесь завершаем, затем ведем благоустройство прилегающей территории и до конца года переходим к шести восьмиэтажкам. Раньше предполагалось строительство десяти пятиэтажек, но было решено увеличить этажность: стало поступать больше обращений от жителей, которые хотят остаться в Тулуне, пошли им навстречу. Количество квартир, таким образом, возросло до 496 – это серьезно. До конца года дома возведут. Контур мы закроем, а в зимние месяцы проведем внутреннюю отделку. В первом квартале 2021 года это жилье готовим к сдаче.
Большое внимание уделяем благоустройству придомовых территорий. Особенно там, где жилые дома уже в высокой степени готовности: важно, чтобы при новоселье люди не заезжали на стройплощадку. Кстати, проекты благоустройства новых микрорайонов теперь учитывают замечания и предложения будущих жильцов.
Я знаю, что некоторые тулунчане до сих пор живут в съемных квартирах…
– Да, обо всех мы знаем. Их немного, помощь оказываем.
Что с аварийным домом в микрорайоне ЛДК? Его расселили полностью?
– Когда я приезжал в марте, все жильцы говорили, что готовы переехать в микрорайон Угольщиков. Сейчас ситуация изменилась: только 31 семья хочет остаться. Мы им выделяем сертификаты на 420 миллионов рублей, деньги уже пришли. Остальные подбирают жилье на вторичном рынке. Сроки продлили до 1 января. Некоторые жильцы имеют вторую собственность, но раз мы обещали, то произведем выплаты из областного бюджета: федеральная поддержка распространяется только на тех, у кого нет другого жилья.
Недавно область получила средства на обеспечение жильем более 500 семей, чьи дома на попали в зону подтопления, но пострадали от грунтовых вод. В результате наших договоренностей с Маратом Шакирзяновичем (Хуснуллиным – Прим. авт.) из федерального бюджета на эти цели выделено 1,3 миллиарда рублей. Мы направим их на строительство многоквартирных домов в микрорайоне Угольщиков и индивидуальных – в Березовой роще. В следующем году люди переедут в новые домовладения. По этой же программе расселим признанные непригодными для проживания дома в Куйтуне.
По нашим расчетам, в общей сложности на расселение понадобится около пяти миллиардов рублей.
Многие семьи изъявили желание получить выплаты за потерю урожая. Мы сделали резерв на 135 миллионов рублей. Тринадцать с половиной тысяч семей получили по 10 тысяч. Сегодня ситуация изменилась: еще восемь с половиной тысяч семей также представили документы на получение такой помощи. Выделили дополнительно более 84 миллионов рублей. До 8 июля поддержка будет оказана в полном объеме.
Помню, что не так давно местные жители не верили, что могут наступить изменения к лучшему. Сейчас отношение изменилось. Появилась надежда. Стало больше уверенности в завтрашнем дне. Возвращаются те, кто уехал. Город преображается.
– Можно привести в пример проект по благоустройству общественного пространства «Тулун ИЯ». Уверен: оно станет настоящим центром притяжения горожан. В этом деле нас поддержал и вице-премьер Марат Хуснуллин: на приведение в порядок «визитной карточки» города – улицы Ленина – из федерального бюджета область получила 80 миллионов рублей.
К 1 сентября 2020 года введем в эксплуатацию новую школу на 1275 мест, детский диагностический центр, лыжную базу.
Идет строительство инфекционного корпуса. Мы встречались со Сбербанком, представители которого сказали, что немного изменят фасад Центральной районной больницы. После ремонта открыли бассейн. Обязательно приеду, посмотрю.
Капремонт всех пострадавших социальных объектов ведется за счет регионального бюджета, он должен быть завершен до конца этого года.
Муниципальные власти должны решить вопрос, связанный с нормализацией работы автостанции. С точки зрения транспортной доступности это – проблема номер один.
Дома, которые возводит РЖД, решили отдать работникам социальной сферы – учителям, медикам.
Только в Тулуне будут отремонтированы 28 километров дорог – это очень хорошо. Всего на пострадавших территориях восстановим 7 мостовых переходов и 20 участков дорог регионального и местного значения. Возведем 6 новых ФАПов.
Беспокоят те территории, которые рядом с федеральным мостом, в том числе по улице Юбилейной. Там огромные пустыри! Как быть с ними?
– Я бы сделал парковую зону.
Да, там же нельзя теперь ничего строить.
– Все будет зависеть от генплана. Местные власти и жители должны решать, что хотят видеть на этом участке. Напрашивается городской парк. Сделайте лодочную станцию, организуйте катамараны, кто-то с детьми придет отдыхать. Дамба должна перейти в набережную, где можно гулять.
Как обстоят дела с ее возведением?
– Строительство ведется, темп набрали, однако прогноз погоды в Саянах неблагоприятный: будем готовиться к любому развитию событий. Кроме того, есть юридические нюансы по заключению контракта на расчистку русла реки. Более 300 участков оказалось в зоне строительства дамбы. И со всеми собственниками нужно разобраться. Работа идет – скрупулезная, медленная, с опорой на Гражданский кодекс. Каждый житель имеет право на собственность, планируем выделить земельные участки взамен. Кто-то хочет компенсацию… В эту же зону попадают и объекты малого и среднего бизнеса. Договариваемся, ищем для них другие площадки.
Во время работы в МЧС мне довелось руководить ликвидацией последствий наводнения на Дальнем Востоке. Я знаю, что чувствуют пострадавшие. Никому не пожелаю пережить такое еще раз. Нельзя допустить, чтобы этот ужас повторился. Поэтому столько внимания возведению защитных дамб. Временные сооружения, которые строятся сейчас, станут основой капитальных. Всего будет построено 12 сооружений инженерной защиты.
Назад дорог нет: и Тулун, и другие населенные пункты, ставшие жертвами стихии, надо надежно защитить от паводка.
Смогли ли тулунчане реализовать свое право на безвозмездное получение земли в садовых товариществах? Сколько семей им воспользовались?
– Еще в конце апреля муниципалитет выделил для этого две большие территории: одну – непосредственно в городе, вторую – слева от автодороги Тулун-Мугун. Территории размежеваны, нарезано более 550 участков. Этого вполне хватит, чтобы обеспечить землей всех желающих. Большинству их них, кстати, новые наделы уже предоставлены.
А работы по разборке разрушенных зданий идут?
– По закону собственник должен сам разобрать такие строения. Но у многих нет денег, а областные средства на эти цели мы направить не можем. Решение ищем. Скорее всего, потребуется муниципальная программа с региональным финансированием. Прогнозирую, что эта работа растянется на несколько лет вперед.
Пока мы утвердили генплан. До 1 сентября расчистим завалы, подумаем, что делать на новом месте.
Иркутская область по итогам 2019 года вернула в федеральный бюджет неосвоенные деньги на 17 объектов в зоне паводка. Как такое могло произойти?
– Считаю, это проявление низкого уровня организации работы. Я поставил задачу так: федеральное финансирование – для нас огромное подспорье, и выделенные средства должны быть освоены на сто процентов. То, что мы запланировали на 2020 год, делаем так, чтобы ни один рубль не пришлось возвращать. С сентября по ноябрь усилим работу по сдаче объектов.
Надеюсь, каждый из членов правительства понимает важность вопроса. Кто задачу понял неправильно, в правительстве работать не будет.
Вы довольны работой штаба, который действует в Тулуне?
– Конечно, недоволен. Все уже должно работать как часы! Проблема не в отдельных лицах – в общем подходе к делу большинства чиновников. Инициативы мало. Все ждут, когда я решения приму. А нужны предложения, проработанные идеи, тогда не будет необходимости вообще «штабить».
Финансы мы распределили. Должно быть налажено взаимодействие со строителями – раз, организована работа с муниципалитетами – два, решены проблемы здравоохранения, образования и культуры с региональными министрами – три. Исполняющий обязанности Дмитрий Викторович (Бердников, исполняющий обязанности первого заместителя губернатора. – Прим. авт.) старается там, на территории, но тоже подтвердит, что до совершенства нам еще далеко.
Как Дмитрий Викторович включился в работу?
– Нормально. Мы с ним постоянно в контакте. Он взял на себя персональный контроль работ по улице Ленина, на Угольщиков, в Березовой роще, в больнице – там, где вертикально интегрированные компании работают. При этом он занимается всеми пострадавшими территориями, не только Тулуном. В Нижнеудинске своя история: люди жалуются, что дорог нет, тоже жилье надо строить. В микрорайон Восточный заводим коммуникации (там планируется построить 172 индивидуальных жилых дома и 28 многоквартирных. – Прим. авт.). Однако такой активности, как хотелось бы, нет. Муниципальная власть должна двигать процесс, а мы – помогать. На деле так получается далеко не всегда. Понимаем, что Юрию Владимировичу (Карих, мэр Тулуна. – Прим. авт.) тяжело. Но он очень старается.
Наводнение – это, безусловно, трагедия. С другой стороны, на Тулун наконец-то обратили внимание. Теперь у города появились перспективы. Жаль, что у территории опережающего развития «Тулун» пока немного резидентов, ведь участие в ТОСЭР – это серьезные льготы для малого и среднего бизнеса…
– С первым резидентом – компанией «Кедр» – я встречался, они занимаются лесовосстановлением. Буквально на днях в региональном правительстве одобрили еще две заявки. Резидентами ТОСЭР «Тулун» стали «Корпорация Бетона», которая хочет наладить производство товарного бетона и других смесей для нужд строителей. Компания «Енисей» хочет создать тепличный комплекс по выращиванию сеянцев сосны с закрытой корневой системой.
Вы постоянно бываете в Тулуне. Что изменилось в городе с тех пор, как вы приезжали первый раз?
Когда я приезжал в город в декабре прошлого года, видел весь спектр эмоций жителей: печаль, растерянность, опустошение, озлобленность… Сегодня вижу, что негатива стало значительно меньше.
Я регулярно проверяю ход работ, продолжаю держать ситуацию под личным контролем. В ближайшее время планирую очередную поездку.
Конечно, еще много над чем нужно работать. Самое главное – город меняется, оживает, выходит из депрессивного состояния. Теперь важно не останавливаться на достигнутом. Возродить пострадавшие территории. Обеспечить жителям комфорт и безопасность.
Беседовала Дарья Васильева
Фотографии Маргариты Романовой
Беседовала Дарья Васильева, IRK.ru
496/6 по 82,666666667 на восьмиэтажку?
может увеличилось на 496, но это мало вероятно.
Так о чем говорил ВРИО, простите ГИО