Война поставила перед иркутскими творческими работниками сложные задачи по отражению героики тыла и фронта, ознакомлению зрителей с лучшими образцами классической драматургии, с пьесами о славном прошлом русского народа.
В решении этих задач особенно проявил себя старейший в Сибири Иркутский драматический театр. Коллектив его вступил в войну с только что подготовленной постановкой пьесы Константина Симонова «Русские люди», неповторимой по историко-патриотическому звучанию. В 1943-1944 годах театр поставил пьесу Ильи Сельвинского «Генерал Брусилов», а вслед за ней спектакль по пьесе Юлия Чепурина «Сталинградцы». Обе они были тепло приняты зрителями.
Впервые за многие годы театр обратился к драматургии Антона Чехова, поставив пьесу «Три сестры». В военное время зрителю также были показаны «Гамлет» Шекспира, «Последняя жертва» Островского. Артисты театра создали яркие запоминающиеся образы Гамлета, Маши в пьесе «Три сестры», Кудрова в пьесе «Сталинградцы», Брусилова в пьесе «Генерал Брусилов».
В первые месяцы войны в Иркутский драматический театр, в здании которого в это время работал эвакуированный Московский театр сатиры, устроился работником сцены будущий талантливый режиссер Леонид Гайдай. 21 июня 1941 года он окончил Иркутскую железнодорожную школу №42 (сейчас лицей №36), но из-за возраста ему отказали в призыве добровольцем на фронт.
В 1942-1944 годах в Иркутске работал коллектив эвакуированного с Украины Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. За это время театр посетило 230 тысяч иркутян. В мае 1944 года после освобождения основной части Украины театр уехал на родину, в Киев. Артисты были весьма благодарны Иркутску, который временно приютил их, городским властям и общественным организациям, проявившим заботу о театре, и отзывчивому иркутскому зрителю.
Весной 1940 года из Горького в Иркутск был перебазирован театр музыкальной комедии. 17 апреля он открыл свои гастроли постановкой «Свадьба в Малиновке». Своего помещения у театра пока не было, но вскоре он занял здание бывшего общественного собрания и там надолго прописался. Иркутяне сразу полюбили молодой театр за его жизнерадостные красочные постановки, помогавшие пережить суровые будни войны. В военные годы со сцены театра не сходили популярные оперетты «Сильва», «Баядера».
Школьники и молодые зрители очень любили театр юного зрителя, поставивший в военные годы много замечательных пьес о мужестве и героизме их сверстников в тяжелые годы для отечества, романтические сказки и легенды.
Благодарность Красной армии и братский привет Иосифа Сталина получили коллектив Иркутского театра музкомедии, сотрудники Иркутского драматического театра, а также Киевского театра оперы и балета, находившегося в эвакуации в Иркутске.
Иркутские театры органично дополнялись кинотеатрами. Особенно посещаемы были центральные кинотеатры «Художественный», «Гигант» и «Пионер», а также «Марат», «Маяк», «Луч». В течение всей войны иркутяне внимательно следили за кинолентами Великой Отечественной войны, горячо переживали за героев шедших тогда фильмов «Танкисты», «Суворов», «Петр I», «Подкидыш», «Сердца четырех» и другие.
Большую культурно-просветительскую работу среди населения вели музеи и библиотеки города. Иркутский краеведческий музей знакомил иркутян с далеким прошлым, тщательно собирал материалы о трудовых и боевых подвигах сибиряков в годы войны. Интенсивную пропаганду классической и современной живописи вел старейший в Сибири художественный музей. Он организовал в военные годы несколько крупных выставок картин и плакатов, экспонировал передвижные выставки прямо в цехах промышленных предприятий, в учреждениях.
Кроме двух крупных библиотек – научной при госуниверситете и публичной областной, в городе имелось несколько районных и ведомственных библиотек. Только областную библиотеку ежедневно посещали в среднем 500 человек, выдавалось более 800 книг, 200 газет, 120 журналов.
Научную библиотеку, которая, несмотря на все трудности войны, получала обязательный экземпляр книг, выходивших в стране, посещало в среднем 313 человек в день, книг и журналов выдавалось 950 экземпляров. Научная библиотека выписала ряд иностранных журналов (американских, английских, польских) и 61 книгу. Областная библиотека в военное время получила 118 иностранных журналов и газет, 179 книг.
С первых же дней войны объявили себя мобилизованными на творческом фронте писатели и поэты. На политической и журналистской работе в частях Забайкальского фронта находились писатели Георгий Марков, Константин Седых, поэты Иван Молчанов-Сибирский, Иннокентий Луговской, Александр Гайдай (старший брат Леонида Гайдая — Прим. ред.). В 1942 году в Иркутске вышла первая книга писателя Константина Седых «Даурия». Призванный на десятый день войны Константин Седых работал корреспондентом во фронтовой газете «На боевом посту» и в газете 17-й армии «Героическая Краснознаменная». Затем, для продолжения работы над романом «Даурия», он был отозван из армии и в 1948 году завершил роман. А в 1950 году ему присвоена Государственная премия.
Георгий Марков также работал во фронтовой газете. Накануне войны в Иркутске была опубликована первая книга его романа «Строговы». В течение всей войны он трудился над второй книгой и в 1946 году окончил ее, а в 1952-м был удостоен Государственной премии.
Писатель Гавриил Кунгуров, создавший перед войной ряд интересных исторических повестей для юношества – «Топка», «Артамошка Лузин», «Путешествие в Китай», написал в военное время «Тыловые рассказы» и путевые записки «С подарками на фронт» о поездке делегации от Иркутской области, возившей подарки фронтовикам в 1942 году. Поэты Иван Молчанов-Сибирский, Анатолий Ольхон выпустили несколько сборников поэтических произведений, воспевавших подвиги земляков на фронте и в тылу. Книги иркутских писателей и поэтов в военные годы регулярно выпускались областным книжным издательством.
Помимо художественных произведений были изданы книги по многим отраслям знаний. В военное время писательская организация города Иркутска пополнилась эвакуированными с запада писателями, в числе их был и старейший русский писатель Сергей Мстиславский, автор романа «1917 год», повести «Грач – птица весенняя». В 1943 году он умер в Иркутске и был похоронен на Амурском кладбище.
В военные годы в Иркутске работала небольшая, но сплоченная группа художников. На фронт ушли молодые художники Анвар Закиров, Александр Руденко, Иван Юшков, Геннадий Семенов и другие, некоторые из них – Леонид Залетов, Игнатий Бойко пали смертью храбрых на полях сражений. Оставшиеся в тылу приложили все усилия к тому, чтобы запечатлеть в своих произведениях всенародный подвиг 1941-1945 годов. Особой популярностью пользовались «Агитокна ТАСС», созданные поэтом Анатолием Ольхоном в сотрудничестве с художником Николаем Шабалиным. Также активно участвовали в их выпуске эвакуированный из Москвы заслуженный деятель искусств РСФСР Давид Штернберг, художники Александра Мадиссон, Владимир Томиловский, Степан Развозжаев. В них языком плаката высмеивали и обличали ненавистного врага. Всего было выпущено 185 «Агитокон ТАСС».
Выражаем особую благодарность руководству и научным сотрудникам музея истории города Иркутска имени Сибирякова за подготовку исторической справки «Иркутск – город боевой и трудовой славы», материалы которой были использованы в статьях, опубликованных на IRK.ru.
Над материалом работала Алина Вовчек, IRK.ru
Над материалом работала Алина Вовчек, IRK.ru
посмотрите на деревья по К.Маркса….
Можно было бы высадить саженцы хотя бы как на фотографии кинотеатра Пионер. А не эти позорные палочки, половина которых не пережила зиму