Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Промышленность Иркутска в годы Великой Отечественной войны: часть 2

Коллектив цеха №100 завода №39 имени Сталина. Фото из архива музея ИАЗ

Продолжаем рассказывать, как жил Иркутск в годы Великой Отечественной войны. Все работали на нужды фронта, к труду привлекли женщин, подростков и стариков. Окончание материала IRK.ru.

Во время войны состав рабочих и служащих авиационного завода пополнялся молодыми рабочими, потребность в которых была настолько велика, что приезжала работать на завод молодежь из соседних областей. Так, в феврале 1942 года вместе с новой группой прибывших учеником обрубщика литейного цеха поступила тюменская комсомолка Мария Цуканова. Через месяц, в марте она уже стала приемщицей, а с мая — контролером 4-го разряда. В июле 1942-го ее призвали в ряды Военно-Морского Флота. Имя Героя Советского Союза Марии Цукановой золотыми буквами вписано в историю войны.

Мария Цуканова. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Мария Цуканова. Фото с сайта commons.wikimedia.org

Война наложила свой отпечаток на жизнь и быт рабочих и служащих завода. Начальник цеха Б.И. Беляков вспоминает: «Был установлен режим военного времени: 11-часовой рабочий день и работа без выходных. В жилом поселке ввели светомаскировку, изъяли радиоприемники, ввели карточки на хлеб и продукты, уплотнили жилые помещения. Моя семья – 4 человека – была переселена из 28-метровой в комнату почти наполовину меньше».

В одной из таких уплотненных квартир в семье эвакуированного из Москвы слесаря авиазавода 25 апреля 1944 года родился Вячеслав Иванович Трубников, бывший в 1996-2000 годах директором службы внешней разведки, генерал армии.

Решая проблему кадров, городские и хозяйственные органы мобилизовали на производство неработающее население, к труду привлекли женщин и подростков. Удельный вес женского труда вырос не только в легкой и пищевой промышленности, но также в тяжелой и оборонной. Только за первые три месяца войны на предприятиях Иркутска из 5146 принятых рабочих было 3236 женщин. На заводе имени Куйбышева работница ремонтно-механического цеха В. Зенкова обучилась специальностям токаря, стропальщика и долбежника и выполняла при этом две нормы. Машинист депо Иркутск-2 Е. Сурмина водила тяжелые поезда. Мастер авиационного завода А. Давыдова рассказывала: «С первых дней войны пришла в заводской цех. Cтремление быть полезной Родине помогло мне освоить производство. Чернорабочая-станочница, бригадир-контролер, мастер — таков мой трудовой путь».

Производство фасонных прутков для авиабомб на заводе имени В.В. Куйбышева. Фото из фонда музея ИЗТМ
Производство фасонных прутков для авиабомб на заводе имени В.В. Куйбышева. Фото из фонда музея ИЗТМ

Немалую часть среди нового пополнения рабочего класса составили подростки – бывшие школьники городских школ №9, 34, 37, железнодорожных школ №39, 42, 87. С уходом на фронт отцов-кормильцев они вынуждены были оставить учебу и стать бойцами трудового фронта, а часть подростков после непродолжительной учебы в ремесленных училищах и школах ФЗО пополнила кадры промышленных и транспортных предприятий.

Большая масса молодых рабочих привела к омолаживанию кадров. На заводе имени Куйбышева, например, на 1 апреля 1942 года более 50% рабочих было моложе 30 лет. Большинство работавших там к 1943-му имело стаж работы всего 1 год. Квалификация их была невысокой. Поэтому рабочие 2-3 разряда на заводе в это время составляли 48,8%, 4-6 разряда – 43,8% и 7-8 разряда – всего 7,4%.

Бригадир фронтовой бригады авиазавода №39 комсомолец Борис Сливкин. Встав на фронтовую вахту, выполнял по 11 норм в смену
Бригадир фронтовой бригады авиазавода №39 комсомолец Борис Сливкин. Встав на фронтовую вахту, выполнял по 11 норм в смену

Положение несколько спасали старые рабочие-пенсионеры, вернувшиеся на производство с началом войны. Как правило, они возвращались на предприятия, на которых проработали по 20-30 лет. Их знания и опыт использовались в первую очередь при обучении молодых рабочих, женщин и подростков. В связи с этим в военное время на предприятиях Иркутска особое распространение получили различные формы индивидуального и бригадного ученичества. Опытные рабочие добивались в этом немалых успехов. Так, на заводе имени Куйбышева мастер Соболь в 1941 году обучил разным профессиям 84 человека, мастер Остроушко подготовил 17 квалифицированных рабочих, каждый из которых сдал экзамены на уровне не ниже 4 разряда. Мастера Каштанов, Кулик, Сологуб обучили в 1942 году по 25-30 учеников.

В 1943 году кадры промышленности военного времени в основном сложились, и с этого времени особое внимание обратили на повышение их квалификации. Только в Ленинском районе в тот год работало 162 стахановских школы. Из рабочих, пришедших на производство накануне и в годы войны, со временем выросли замечательные трудовые кадры, вынесшие все испытания войны. Среди них можно, например, назвать токаря-расточника завода имени Куйбышева Александра Крона, ставшего уже после войны Героем Социалистического Труда.

В мобилизации материальных ресурсов огромную роль сыграли рационализаторы и изобретатели. Особенный вклад внесли старые квалифицированные рабочие. К октябрю 1941 года на заводе имени Куйбышева от внедрения 52 рационализаторских предложений экономия составила 231 тысячу рублей. О делах одного из рационализаторов завода, инженера Лапина, сообщало даже в своей сводке Совинформбюро 17 февраля 1942 года. «На Иркутском заводе им. В. Куйбышева инженер, комсомолец тов. Лапин реконструировал печи кузницы. На каждую тонну изделий теперь расходуется 200 кг угля место прежних 713 килограммов, на каждой тонне стали экономится 20 кг мазута. Предложения товарища Лапина дадут 200 тысяч рублей экономии в год».

В одном из цехов ИЗТМ имени В.В. Куйбышева. Фото 1942 год
В одном из цехов ИЗТМ имени В.В. Куйбышева. Фото 1942 год

Война вызвала необычайную трудовую и творческую активность трудящихся. Это особенно проявилось в социалистическом соревновании, которое во время войны утратило присущие ему ранее казенщину и формализм и стало серьезной движущей силой. Оно приняло различные формы, как зародившиеся накануне войны, так и возникшие в военное время: движения совместителей профессий, двухстаночников и многостаночников, комсомольско-молодежных и фронтовых бригад. В течение всего первого периода войны на предприятиях города регулярно проводились стахановские вахты, ударные пятидневки, фронтовые шестидневки. Нередко выполнение двух и более норм было следствием работы над срочными заказами. Слесарь завода имени Куйбышева Иванов двое суток не выходил из цеха, изготавливая срочный заказ. Справившись с заданием на 200%, он после четырехчасового отдыха вернулся в цех для выполнения нового заказа.

В первый же месяц войны звание пятистаночников завоевали слесари станции Иркутск-1 Hубаников и Рассказов, сварщица депо Иркутск-2 Денисова. На Восточно-Сибирской железной дороге среди машинистов много было последователей новосибирского машиниста Лунина, призывавшего к экономии топлива и запасных частей, к ремонту паровоза методом кооперированных бригад.

Весьма эффективной формой организации стахановского труда, производственного обучения и воспитания молодежи были комсомольско-молодежные бригады, возникшие еще до войны, и фронтовые бригады, которые появились осенью 1941-го. Уже в первые месяцы войны заставили говорить о себе бригады Алеулова (Ленинский район), Миронова (Иркутский дрожзавод), Карнаухова (слюдяная фабрика), Юдина (завод имени Куйбышева).

Нельзя не отметить, что в глубоком тылу нередко совершались трудовые подвиги, не предусмотренные никакими формами соревнования, возникшие стихийно, идущие от патриотических побуждений скорее покончить с захватчиками. Так, в лесопильном цехе одного из иркутских заводов остановились механизмы из-за лопнувшей трубки пароперегревателя в котле. Простой мог затянуться на несколько дней. Механик Новиков и кочегар Рудый не стали ждать остывания котла. Они надели на себя ватную одежду, облились водой, влезли в горячий котел, нашли место разрыва и отремонтировали трубу. Вся эта работа была проведена за три часа.

В конце декабря 1942 года, когда стояли сильные морозы, в Иркутск доставили резиновые колеса для крупнокалиберных минометов, которые выпускал завод имени Куйбышева. Без этих колес срывалась сборка и отправка на фронт 500 минометов. Заводской транспорт в эти дни вышел из строя. Тогда 500 комсомольцев завода во главе с комсоргом Галей Бондаренко организовали живой конвейер по льду Ангары от вокзала до самого завода. За четыре часа после рабочей смены они перекатили тысячу колес. Минометы были собраны и отправлены на фронт и таких примеров было немало.

Имея слаженное военное производство, страна вступила в 1943 год. Борьба с врагом, силы которого были еще только надломлены, требовала расширения военного производства. Несмотря на ограниченные силы и средства, продолжалось капитальное строительство, являвшееся необходимым условием дальнейшего развития промышленности. В тот год в Иркутской области освоили более 136 миллионов рублей, а всего за годы войны – почти миллиард. На примере завода имени Куйбышева видно, какое внимание уделялось крупным предприятиям. Если в 1942-м на новом строительстве и реконструкции завода освоили 10 миллионов рублей (не считая средств эвакуированного Старокраматорского завода), то в 1943-м – уже 23 миллиона, в 1944 году – 33 миллиона. В частности, установили электропечь мощностью в 3 тысячи тонн стали в год, оборудовали две эстакады сталелитейного и чугунного цехов, расширили цеха №3, 4 и 5. Механосборочный цех №3 полностью переоборудовали под изготовление машин для черной металлургии: рольгангов, транспортеров, стружкодробилок. Цех №5 после реконструкции стал изготовлять ножницы для резки металла, сортоправильные машины, лебедки, крановые тележки. В 1944 году на заводе смонтировали новую кислородную установку.

Еще более окрепла энергетическая база города: на Иркутской ТЭЦ смонтировали новую турбину. Из-за возросших воинских перевозок с Дальнего Востока в 1943-1945 годах реконструировали Восточно-Сибирскую железную дорогу, ввели в строй Кругобайкальское шоссе протяженностью в 108 километров. Иркутск становится крупным дорожным узлом. На предприятиях широко используются прогрессивные методы, рационализация и изобретательство.

В итоге промышленность и транспорт города в 1943 году, непосредственно работавшие на нужды фронта, значительно шагнули вперед. Был учтен печальный опыт зимы 1942-1943-го, когда некоторые предприятия, рассчитывая на централизованное снабжение, не заготовили топливо и попали в тяжелое положение.

Особенно хорошо работали машиностроительные предприятия и предприятия металлообработки. По итогам 1943 года завод имени Куйбышева справился с годовым заданием в производстве металлургического оборудования для крупнейшей в Европе 6-й магнитогорской домны. Авиационный завод один за другим отгружал новые самолеты для фронта. Успешно работала Иркутская слюдяная фабрика, выполнявшая ряд ответственных оборонных заказов.

В одном из цехов авиазавода. Фото из фонда музея истории Иркутска
В одном из цехов авиазавода. Фото из фонда музея истории Иркутска

В обстановке выдающихся побед Красной Армии работники промышленности Иркутска встречали 1944 год. При этом сильнее стали сказываться негативные последствия войны. Работу тормозила сильная изношенность техники и оборудования, которые не обновлялись уже много лет. Не была беспредельной и людская энергия, наступала физическая и моральная усталость.

Но и в этих тяжелых условиях промышленные предприятия выполняли государственные задания. Завод имени Куйбышева обеспечил оборудованием более 50 мартеновских печей, 20 коксовых батарей, несколько доменных печей. Только за 6 месяцев 1945 года на заводе изготовили 12 двухметровых шахтных подъемных машин для Донбасса, оборудование для Узбекского металлургического завода, 125-тонные краны для Нижнетагильского завода.

Бомбардировщик Пе-2. Фото Фото из фонда музея ИАЗ
Бомбардировщик Пе-2. Фото Фото из фонда музея ИАЗ

За время войны авиационный завод выпустил 592 бомбардировщика Пе-2 и 134 тяжелых истребителя Пе-3 бис, 869 бомбардировщиков и торпедоносцев Ил-4, 391 дальний бомбардировщик Ер-2. Это был существенный вклад иркутян в дело Победы. За успешное выполнение правительственного задания по выпуску Пе-2, Пе-3 и досрочное освоение серийного производства Ил-4 завод признали победителем во Всесоюзном соревновании и вручили переходящее Красное Знамя ГКО. Почти весь 1943 год авиазавод удерживал это знамя (11 награждений), завод 12 раз удостаивали благодарности Верховного главнокомандующего, Председателя ГКО Иосифа Сталина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР (в 1943 году и 20 сентября 1945 года) за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов награды получили работники ордена Ленина и Трудового Красного Знамени завода №39 наркомата авиационной промышленности. Орден Ленина — 10 человек, орден Кутузова II степени – директор завода В.И. Абрамов, орден Отечественной войны I степени – главный инженер К.А. Петров, орден Отечественной войны II степени — 36 человек, орден Трудового Красного Знамени — 23 человека, орден Красной Звезды — 34 человек, орден «Знак Почета» — 44 человека, медалью «За трудовую доблесть» — 41 человек, медаль «За трудовое отличие» — 40 человек.

Больше продукции стала давать легкая промышленность. Объем валовой продукции швейных предприятий вырос почти в два раза, а производство кожаной и валяной обуви увеличилось на 164-170%. Производилась она в основном на предприятиях города и вся шла на фронт.

Не считаясь с материальными и физическими лишениями, рабочие и служащие предприятий Иркутска в эти нелегкие годы проявили невиданный трудовой героизм и самоотверженность. Особое распространение получило соревнование по профессиям за звание «лучший токарь», «лучший котельщик», «гвардеец труда». На Иркутской слюдяной фабрике по инициативе комсомольцев развернулось соревнование за звание «гвардеец тыла». Было создано 8 бригад, объединивших 150 работниц. Выполняя по две и более нормы, все они добились почетного звания.

В 1943-1945 годах значительно увеличилось число комсомольско-молодежных и фронтовых бригад. На всю область были известны бригады Чубаровой (Иркутская слюдяная фабрика), Кремлевой (станция Иркутск-1), Симонова, Винокурцева (депо станции Иркутск-2), Круглова, Андреева, Нестерова, Факторович (завод имени Куйбышева).

Авиаремонтная база №403 ГВФ и прибывшие из Ленинграда авиамастерские АРМ 21, за годы войны построили около 150 самолетов Ш-2 и отремонтировали 286 самолетов разных типов и 884 авиационных моторов. Завод №394 «Востсибэлемент» собирал противотанковые мины, изготавливал стаканы гильз и готовил материалы для аккумуляторных батарей. Иркутский кирпичный завод в Лисихе выпустил на 1 января 1943 года 10 957 противотанковых мин ЯМ — 5М и ТМД-6.

ВЦСПС и Наркомпромстройматериалов в июле 1942 года присудил победу в соцсоревновании Иркутской слюдяной фабрике. Работникам вручили Переходящее Красное Знамя и выдали премию. В сентябре и октябре фабрика повторила свой успех. В январе 1943 года Иркутская слюдяная фабрика смогла занять только 2-е место, получив премию ВЦСПС и Наркомпромстройматериалов. В третий раз Красное Знамя она смогла получить лишь в ноябре.

Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии. Иркутская обувная фабрика отправила на фронт 14 666,8 тысячи пар ботинок и 28 193 различных вида артиллерийской амуниции. Фабрика изготавливала лыжные крепления и кожаные пуговицы. В апреле 1943-го наркомат легкой промышленности присудил фабрике 3-е место во всесоюзном соцсоревновании. Работники Иркутской обувной фабрики, рабочие и служащие Иркутской мастерской по индивидуальному пошиву обуви, члены промышленной артели «Красный Октябрь» получили благодарности Иосифа Сталина.

За трудовые подвиги в 1941-1945 годах более 86 тысяч иркутян удостоили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Иркутян награждали благодарностями, орденами и медалями. Предприятия, занимавшие первые места в соцсоревнованиях, удостоились знамен и премий ГКО, ВЦСПС и соответствующих наркоматов. В 1986 году Иркутск получил орден Октябрьской Революции «…за вклад трудящихся Иркутска в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны…».

Выражаем особую благодарность руководству и научным сотрудникам музея истории города Иркутска имени Сибирякова за подготовку исторической справки «Иркутск – город боевой и трудовой славы», материалы которой были использованы в статьях, опубликованных на IRK.ru.

Над текстом работала Надежда Шилова, IRK.ru

Над текстом работала Надежда Шилова, IRK.ru

  • виктор петрович 26 апреля 2020 в 21:30

    Мой первый комментарий!

    В статьях совершенно не отражен нелегкий труд автомобилистов, речников и других работников, обеспечивавших жизнедеятельность северных районов Иркутской области и Якутии, так как железной дороги туда еще не было. Доставка всех материалов осуществлялась речным транспортом - летом, а зимой-…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля