Сразу после назначения на должность первого заместителя губернатора глава региона Игорь Кобзев направил вас в территории, пострадавшие прошлым летом от наводнения. Какие задачи перед вами поставлены?
— Курировать, контролировать процесс восстановления районов, пострадавших от паводка. Выделены серьезные средства: президент подтвердил, что сумма финансирования только из федерального бюджета составит 29 миллиардов рублей. Деньги пойдут, в том числе, на комплекс восстановительных мероприятий, связанных с возведением гидротехнических сооружений. На сегодня это порядка 11 ГТС, которые нужно возвести по берегам рек, в населенных пунктах, которые потенциально подвержены подтоплению.
Кроме того, необходимо восстановление социальной инфраструктуры – школ, детсадов, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. Строительство дорожной сети. Серьезно стоит вопрос с компенсацией, переселением, реализацией тех мер, которые предписаны государством в рамках поддержки пострадавших людей. Это большая работа. Один из сложных вопросов, стоящих перед нами, связан с земельными участками, находящимися в зоне подтопления.
Много работы, связанной с территориальным планированием. Мы внесли в Заксобрание два нормативных акта по земле – то, что раньше надо было сделать. Большая проблема заключается в том, что по первому постановлению правительства (№556-пп), которое издали сразу после паводка, людям выдавались сертификаты на получение жилья, но не прекращалось право собственности на те объекты, которые пришли в негодность из-за паводка. Затем с 1 января вышло новое постановление – по представлению прокуратуры, по которому люди должны отказываться от ранее принадлежащих участков и домов, находящихся в потенциально опасной зоне. Это вызывает конфликт: одни оставили землю себе, другие были вынуждены отказаться от права собственности. Это создает ситуацию неравенства в правах, что крайне плохо. Сейчас эти вопросы нужно урегулировать.
Плюс строительство объектов ИЖС в Тулуне и Нижнеудинске. Многоквартирные дома строятся, школы, детские сады, больницы. Все это увязано в один большой перечень работ, который нужно реализовать до 2024 года. И в нынешнем году надо добиться, чтобы по всем этим направлениям работа шла быстро и эффективно, и не было моментов, которые тормозят реализацию программы.
Экономическая ситуация очень серьезная в мире и в России. Тем не менее, президент сохранил выделенные средства. Ожидается, что в конце лета Владимир Владимирович приедет к нам сюда и никаких отговорок, что что-то не строят, быть не может. Все должно двигаться, работать.
Большие проблемы в структурной организации. Изначально в области не была отлажена система взаимодействия министерств, мэров и так далее. То, что видно при первом приближении – это вечная попытка сбросить ответственность на муниципалитеты. Но не все они в состоянии решать задачи, связанные с градостроительной политикой, с имущественными отношениями. Не все могут обеспечить юридическое сопровождение.
Конечно, есть толковые люди в министерствах, среди рядовых исполнителей. Мне везет на таких людей, их нужно задействовать, ставить задачи.
Это то, что мне удалось сделать, будучи мэром Иркутска – постарался, чтобы пришли на работу люди, которые хотят и умеют работать. И готовые отстаивать насмерть свою точку зрения.
В начале года Тулун посетил экс-губернатор Сергей Левченко и высказал довольно резкую критику – и в адрес врио губернатора, и в целом по ситуации. Понятно, что это выглядит смешно, но, может, под этой критикой есть какие-то основания? Может быть, эта критика и послужила поводом к назначению вас на это направление?
— Сергею Георгиевичу надо было критику направить на период своего губернаторства и принятие управленческих решений. Работать в полную силу нужно было ещё летом 2019 года, тогда бы и результаты иные были. Критиковать всегда легко. Знаете, когда я критикую (и делаю это достаточно жестко, потом люди привыкают), всегда стараюсь объяснить, как лучше делать. Как говорили в нашем пионерском детстве, критикуя – предлагай. А просто критиковать — не моя тема. В Москве назначение в один день меня и Константина Зайцева рассматривалось как усиление команды Игоря Кобзева. Думаю, что такое решение было принято не просто так и имеет свои плоды. Мы за последний месяц серьезно продвинулись практически по всем направлениям.
Прогнозируется ли повторение паводка в этом году в тех же территориях?
— Нет, такие события, как паводки летом 2019 года, случаются раз в определенный период времени. По информации, которая имеется, в том числе и по наблюдению местных жителей, в этом году паводки не страшны. Больше опасаются пожаров. Вот это большая проблема, которой тоже занимаюсь. У нас огромное количество непригодных для жизни домов, из которых люди съехали, более 4500. Деньги на снос не были заложены. Опасаемся, что это все станет источником возгораний.
Месяц назад вы резко сменили свою роль. Раньше были одним из лидеров сообщества мэров Иркутской области. Сейчас вы по другую сторону баррикад, которые все равно существуют. Как сейчас у вас складываются отношения с мэрами, в частности, тех территорий, которые пострадали?
— Мы говорим на одном языке. Меня так же и воспринимают – как коллегу, мэра. Понимаю, что им надо, какие трудности. Вместе ищем выход. Понимаю, что у меня есть возможность их поддержать.
Ассоциация муниципальных образований тоже с вами не простилась, такое ощущение.
— Ее, конечно, надо возрождать. Никак она не подменяется Регсоветом. Регсовет – это информативный орган, губернатор какую-то идею привозит и доводит ее до всех. А Ассоциация муниципальных образований – это структура, которая, согласно 131 ФЗ, обязательно должна быть. В Иркутской области она имеет статус органа, правомочного выступать с законодательной инициативой, наделена экспертным статусом – с нею должны согласовываться документы, идущие в Законодательное собрание. Нам, если честно, в свое время Ассоциация очень помогла – когда пробивали перераспределение УСН (налог, взимаемый по упрощенной системе). Как раз после нашего подвига с УСН ее и начали ее приканчивать.
Как рождались идеи новаторских проектов в Иркутске – таких, как планетарии в иркутских школах (подобных нигде в России нет), новые зоны для активного отдыха – остров Конный, залив Якоби?
— Они зреют в недрах нашего городского интеллектуального сообщества. Помните, мы проводили Форумы городских сообществ? Три провели, и огромное количество интересного получили. Что-то, конечно, было и недостижимой мечтой. Но какие-то идеи заявили о себе громко, и мы через разные программы их реализовали. Ту же Иерусалимскую гору благоустроили, когда землю от области забрали. С планетариями так же.
Сначала приходят общественники, говорят: «Ну, конечно, Дмитрий Викторович, вы же не увлекаетесь астрономией, вам планетарий не нужен, а вот целые поколения…». Потом – письмо, потом – еще что-то. Потом приходят астрономы, и я спрашиваю: «Чем помочь? Что будем делать?». «Нам нужен планетарий». Начинаем думать, и – раз, идея. Говорю: «Давайте в школе делать». Как такое возможно? Сначала сомнения, затем от резкого отторжения идем к реализации. Это к примеру.
А с Конным так же было или это ваша собственная идея?
— Как вообще этот проект для меня начался, с Юностью-Конным? На заре моего депутатства пошли с женой и маленькой дочерью прогуляться по Юности. Дочь хотела на роликах кататься. Купил ролики, но кататься негде – ни одной площадки в городе для этого не было! На Юности увидел несчастных мам с колясками, гуляющих по колдобинам среди мусора. И вдруг – рев, грохот — дрифтеры катаются в месте, где сейчас стоит колесо обозрения. Это так мне запомнилось, что первым делом на думе спросил: почему этой историей никто не занимается? «Занимаемся! — депутат Юдин развернул плакат. – Я два созыва, все пишу. Но никто не слышит – ни Якубовский, ни Кондрашов». Тогда-то и начали заниматься этой темой. Потом с ЦПКиО, Еврейским кладбищем, парком «Россия». Все можно сделать, когда желание есть.
Какие проекты, которые вы начинали, очень хотели бы сохранить?
— Очень важный проект, который делали с коллегами – это школа на Багратиона, которую сильно ждут. Мы добились, ее включили в финансирование. Это обязательно, это важно! Наш ледовый ФОК для хоккея с шайбой – тоже проект, который обязательно должен быть реализован. Благоустройство парка в Академгородке. Много сил потратил на школу на Мелентьева, в «Союзе» забрали федеральную землю под школу, которую забыли построить. Сейчас надо проектировать и возводить.
Съезд с моста необходимо запроектировать. Дальневосточная должна быть сквозной, без разрыва, следует довести до ума набережную. Мы подали документы на берегоукрепление Верхней Набережной — надо, чтобы федеральные средства пришли. В районе бывшей чаеразвесочной фабрики тоже требуется берегоукрепление. И собственники земельного участка за свой счет набережную должны там сделать, когда будут застраивать это пространство. Проект хороший, красивый.
Бульвар Гагарина продолжать приводить в порядок, как мы сделали кусочек у «Иргиредмета». Острова Юность, Конный – есть там проект тоже, нужно развивать это пространство, строить концертный зал, как нам обещал Дерипаска.
Нужно делать Центр технических видов спорта: почти 5 тысяч человек официально в той или иной степени авто-мотоспортом занимаются, тоже игнорировать их сообщество нельзя. Продолжать в Ленинском округе доводить до ума улицу Баумана, запускать троллейбус на ту сторону.
Обязательно откапиталить Глазковский мост! Его ресурс уже исчерпан. Заниматься еще тремя путепроводами, ремонтировать на Ширямова. Мы один отремонтировали, на Покровке. На Батарейной надо делать виадук, проектировать развязку у Радиозавода. Работа – это бесконечный процесс. Можно говорить, что нет возможностей, а можно их искать.
IRK.ru
Фотографии из Instagram
IRK.ru
Чет орнул с ботов