Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Промышленность Иркутска в годы Великой Отечественной войны

На иркутском авиационном заводе. Фото из фонда музея ИАЗ

С началом Великой Отечественной войны промышленность Иркутска перевели на обслуживание нужд фронта. В городе производили самолеты, танки, мины, минометы, гранаты, патроны, лыжи, медикаменты и многое другое. Как с тяжелой работой справлялись иркутяне — в материале IRK.ru.

С началом Великой Отечественной войны промышленность Иркутска перевели на обслуживание нужд фронта. Военную продукцию, оружие и боеприпасы, стали выпускать не только крупные, но и мелкие предприятия местной и кооперативной промышленности, выпускавшие прежде сугубо гражданскую продукцию. На кооперативных предприятиях производили самолеты и запчасти к ним, танки, стрелковое оружие, минометы и мины к ним, гранаты, инженерное снаряжение, лыжи. Швейные и обувные фабрики шили обувь и одежду для Красной Армии, стекольные заводы и мастерские выпускали ампулы для лекарств. Макаронные фабрики готовили для фронта сухари, пищевые концентраты, а также противотанковые бутылки с зажигательной смесью и медикаменты. Городской мясокомбинат выпускал консервы и другую пищевую продукцию. На оборону стали работать, в том числе, учебные заведения. Так, ремесленное училище №1 Иркутска готовило для фронта огнеметы, детали для реактивных минометов «Катюша».

Важной составной частью перестройки народного хозяйства на военные рельсы стала эвакуация промышленных предприятий из западных районов страны, которым угрожала оккупация, с последующим налаживанием производства на новом месте. Уже в августе 1941 года в Иркутск стали приходить первые эшелоны с оборудованием фабрик и заводов, сырьем, рабочими и служащими. Эшелоны с грузами прибывали вплоть до 1943 года. Согласно плану Всесоюзного совета по эвакуации, Иркутская область приняла 22 крупных предприятия, 10 трестов и сырьевых баз.

Эшелон с техникой эвакуируемого предприятия. Фото — июль-август 1941 года
Эшелон с техникой эвакуируемого предприятия. Фото — июль-август 1941 года

На завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева (ИЗТМ) прибыло оборудование и кадры Ново- и Старокраматорских машиностроительных заводов с Украины. 27 июня 1941 года директор Старокраматорского завода издал приказ направить пассажирским поездом группу рабочих с поручением «связаться с заводскими и городскими организациями, а также с частным сектором по подготовке жилья для приезжающих семей и принять меры по разгрузке оборудования и его хранению». Вскоре стали прибывать и эшелоны. Станки и машины, связанные с производством проката, использовали для расширения производственных площадей завода. Монтаж основного оборудования завершился к маю 1942 года. Из 618 единиц оборудования уже в апреле ввели в эксплуатацию 397. Наибольшие трудности возникли с обеспечением эвакуированных рабочих и служащих жильем. Часть прибывших временно оставалась жить в вагонах, других расселили в заводских домах за счет уплотнения жителей. Иркутяне проявили отеческую заботу об украинских машиностроителях, которых война заставила покинуть обжитые места. Вместе с рабочими Старокраматорского завода приехала школьница Майя Булгакова, ставшая в последствии выдающейся русской актрисой. Она с семьей проживала в коммунальной квартире, в доме по улице Рабочего Штаба, 12.

Майя Булгакова в фильме «Крылья». Фото с сайта www.kino-teatr.ru
Майя Булгакова в фильме «Крылья». Фото с сайта www.kino-teatr.ru

Завод имени Куйбышева в годы войны освоил производство авиабомб. На предприятии выпускались минометы калибра 120 миллиметров, мины калибра 50 и 107 миллиметров. В октябре 1941-го план на выпуск 50-миллиметровых мин составил 50 000 штук, 107 миллиметров — 10 000 штук.

11 июля 1945 года за трудовые отличия завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. 3776 работников завода получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и 466 человек — ордена и медали за боевые и трудовые подвиги во время войны. В июле 1942-го Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и Народный комиссариат тяжелого машиностроения (Наркомтяжмаш) передали Переходящее Красное Знамя ИЗТМ и вручили премию, как победителю соцсоревнования. ИЗТМ неоднократно получал это знамя в период войны — дважды в 1942-м и в 1944-м. В последствии Государственный Комитет Обороны оставил заводу на вечное хранение переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомата тяжелого машиностроения. Рабочих и служащих завода за внесение денежных средств для победы удостоили благодарностями Красной Армии и Иосифа Сталина.

100-килограммовые авиационные бомбы, выпускаемые на Иркутском заводе тяжелого машиностроения. Фото времен Великой Отечественной войны
Представитель воинской части получает на ИЗТМ 122-миллиметровые дивизионные минометы. Фото времен Великой Отечественной войны

100-килограммовые авиационные бомбы, выпускаемые на Иркутском заводе тяжелого машиностроения. Фото времен Великой Отечественной войны

Представитель воинской части получает на ИЗТМ 122-миллиметровые дивизионные минометы. Фото времен Великой Отечественной войны

Вторым крупным предприятием, эвакуированным в ноябре 1941 года в Иркутск, был Московский авиационный завод №39. Его оборудование разместили на производственных площадях авиационного завода №125. Часть станков установили в здании находящегося неподалеку ремесленного училища №2. Прибывших с эшелонами 1700 рабочих с их семьями расселили по квартирам в поселке завода. Благодаря принятым мерам в течение двух месяцев оборудование было смонтировано и предприятие приступило к выпуску продукции.

Кроме производства самолетов на заводе делали мины для миномета калибра 82 миллиметра. В октябре 1941-го производственный план составил 50 000 штук. «В середине июня 1943 года на заводе был создан специализированный цех по производству изделия №82, то есть 82-миллиметровых пехотных мин. Наш 100-й был не просто комсомольско-молодежным, а фактически „несовершеннолетним“ цехом. Так как из самолетостроительных цехов людей перевести было нельзя, наш цех укомплектовали подростками, бывшими школьниками. Но никаких скидок на возраст не было. Так, лучшая стахановка, токарь Пана Балакина довела выработку до 150-200 корпусов мин в смену. Работали ребятишки, конечно, страшно много, уставали очень, иногда засыпали прямо у станков, просыпаясь, вздрагивали, и продолжали работать. Цех работал круглосуточно, без выходных дней, двумя 12- часовыми сменами. Задача перед нами была одна: ежесуточно сдать 1000 мин, уложенных в специальные ящики с ложементами, по 10 штук в каждый, и погрузить ящики в железнодорожный вагон. Этот план оставался неизменным до самого Дня Победы», — вспоминал начальник цеха №100 Каспар Пудалов.

Коллектив цеха №100 завода №39 имени Сталина. Фото из архива музея ИАЗ
Коллектив цеха №100 завода №39 имени Сталина. Фото из архива музея ИАЗ

Завод изготовил и передал войскам Забайкальского фронта подвижные ремонтные базы ПРБ-54 и ПРБ-55, которые осуществляли ремонт бронетехники. Базы были укомплектованы личным составом из числа рабочих предприятия.

Из оборонных предприятий в Иркутск также были эвакуированы патронный и абразивный заводы. Из предприятий легкой и пищевой промышленности — швейная фабрика имени Воровского, фабрика головных уборов из Одессы и частично Смоленская швейная фабрика (основное ее оборудование направили в Пятигорск). В Иркутск перебазировали и три обувных предприятия: фабрика из Днепропетровска с 386 рабочими и 27 вагонами оборудования, хромовый завод из Серпухова, модельная мастерская с сырьем из Одессы. Последние два влились в Иркутские обувную и кожевенную фабрики, а Днепропетровскую обувную фабрику сохранили как самостоятельное производство. Ее разместили в недостроенном здании пожарного депо в Ленинском районе. В середине сентября 1941 года в Иркутск прибыло оборудование и уже к середине октября фабрику запустили, к середине декабря она выпускала 85% cвоего плана.

Перебазирование промышленных предприятий в Иркутск увеличило производственно-технические мощности города. Здесь появились новые отрасли оборонной промышленности: абразивная и патронная. Промышленность пополнилась отрядом квалифицированных кадров металлургов, машиностроителей, обувщиков из Украины, Москвы и Подмосковья.

Мебельная фабрика «Иргорпромтреста» и артель «Прогресс» перешли на производство лыж для Красной Армии.

Лыжи – фронту. Фото из архива газеты «Восточно-Сибирская правда», 1941 год
Лыжи – фронту. Фото из архива газеты «Восточно-Сибирская правда», 1941 год

В декабре 1941 года по приказу №587 сс НКВ в Иркутске с использованием оборудования патронного завода №540 (его создание предполагалось в Витебске) и части оборудования Ворошиловградского патронного завода №60, эвакуируемого в город Фрунзе, создали патронный завод №540. Его разместили в центре города на улице Ленина в здании бывшего авиационного техникума (№3) и одного из корпусов горного института (№5). «Конечный цех» завода находился за городом на полигоне. Здесь тщательно проверяли и испытывали заводскую продукцию. С завода привозили патроны в ящиках и следили, чтобы не было трещин на гильзах, чтобы патрон был полностью заряжен, снабжен капсюлем. А потом уже ими заполнялись пулеметные ленты и проводились стрельбы. В марте 1942 года завод дал первую продукцию. До конца года выпустили 10,5 миллиона патронов, а за четвертый квартал 1943 года — 46 миллионов патронов. Всего за годы войны завод отправил на фронт 700 миллионов патронов.

Несмотря на все трудности военного времени, в городе продолжались капитальное строительство, расширение и реконструкция «старых» иркутских предприятий. За первые полтора года войны в области ввели в эксплуатацию на 370 миллионов рублей оборудования. Объем капиталовложений в 1942 году составил 136 миллионов рублей. В эксплуатацию сдали ряд объектов, имевших важное оборонное значение, заметно окрепла энергетическая база. Так, были пущены тепловая электростанция с выработкой в 6 тысяч киловатт-часов в Ленинском районе, новая электротурбина на заводе имени Куйбышева, смонтирована новая турбина центральной Иркутской ТЭЦ.

К 1944 году производственные мощности завода имени Куйбышева выросли в полтора раза, количество металлорежущих станков — почти вдвое. На базе эвакуированного оборудования были организованы механосборочные цеха №1 и 5, прокатный, чугунолитейный, сталелитейный, кузнечный и инструментальный. Впервые в своей истории завод освоил выпуск легированной стали, горячий прокат меди на среднесортовом прокатном стане. Выпуск промышленной продукции, имевшей оборонное и народнохозяйственное значение, вырос с 1941 по 1944 года на 258%. Наряду с выпуском довоенной продукции завод получил задание Государственного Комитета Обороны на производство новых видов металлургического оборудования и оборонной продукции.

Накануне войны, в 1940 году, Иркутский авиазавод получил важное правительственное задание — начать производство бомбардировщиков Пе-2. Это был современный двухмоторный скоростной самолет, превосходивший немецкие бомбардировщики «Хейнкель» и «Юнкерс». Перед самой войной сборку самолета закончили и передали его на летные испытания. В январе 1942 года коллектив завода получил новое задание — наладить выпуск тяжелых истребителей Пе-3, а с августа 1942-го начать серийное производство бомбардировщиков Ил-4.

Самолет Ил-4. Фото из фонда музея ИАЗ
Самолет Ил-4. Фото из фонда музея ИАЗ

Для экономии бензина заводчане стали отправлять готовые самолеты не своим ходом, как раньше, а по железной дороге. Это потребовало дополнительных усилий. На заводе создали монтажно-сборочный участок, а в Москве — демонтажный. Для транспортировки самолет разбирали, помещали его части в погрузочные рамы и контейнеры, а моторы укрепляли в вагонах. В 4-5 часов утра заканчивалась погрузка, после этого рабочие, участвовавшие в демонтаже, оставались в цехе для короткого 3-4-часового отдыха, а по гудку первой смены приступали уже к своей основной работе. Таким образом, в дни отправки самолетов, 2-3 раза в неделю, демонтажники работали по 20 часов в сутки.

Выпуску бомбардировщика Ил-4 правительство уделяло большое внимание. На завод директору генерал-майору Виктору Абрамову несколько раз звонил лично Иосиф Сталин и требовал увеличить выпуск самолетов. Не раз приезжал на завод и конструктор Сергей Ильюшин.

С сентября 1943 года завод стал выпускать бомбардировщики Ер-2 и самолеты Ер-2 ОН (особого назначения). Эти самолеты могли совершать беспосадочные перелеты из Иркутска до Москвы, что было в то время рекордом. Использовались такие самолеты для связи с партизанскими районами.

С первых дней войны огромную нагрузку принял на себя железнодорожный транспорт. Он выполнял воинские перевозки и перевозку эвакуированных грузов и людей с запада на восток. На транспорте ввели особый график военного времени. Стали практиковать пуск спаренных и сдвоенных поездов, возросли скорости движения. Поезда с грузом и людьми пропускали каждые 20 минут. Если в июле 1941 года при задании 750 километров в сутки Восточно-Сибирская дорога выполняла только 700, то в последней декаде октября средняя суточная скорость достигла 850 километров. Воинские эшелоны, как правило, двигались со скоростью курьерских поездов. В паровозных депо Иркутска-1 и Иркутска-Сортировочного перевыполнили основные показатели использования паровозов.

Продолжение следует.

Выражаем особую благодарность руководству и научным сотрудникам музея истории города Иркутска имени Сибирякова за подготовку исторической справки «Иркутск – город боевой и трудовой славы», материалы которой были использованы в статьях, опубликованных на IRK.ru.

Над текстом работала Надежда Шилова, IRK.ru

Над текстом работала Надежда Шилова, IRK.ru

  • Несогласный Я 22 апреля 2020 в 09:45

    «ИЗТМ» - Полагаю, читателям было бы очень интересно почитать об истории этого прославленного завода, о том, что с ним стало в постперестроечное время, какой он был уникальный завод по мировым меркам, и что с ним стало сейчас. … Да-да. Ещё пару десятилетий назад этот завод был гигантом,…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля