Склад компании «Вторсырье Иркутск» находится в промзоне за Кайской рощей по улице Мельниково, 4/1. Раньше территория принадлежала Мельниковскому заводу, сейчас ее обустроили для приема, досортировки и упаковки вторсырья, которое предприятие принимает у населения и крупных поставщиков.
Ежедневно иркутяне привозят сырье, минимальный вес для приема — 100 килограммов. На складе собирают вторсырье с двух розничных точек, расположенных на Лермонтова и 25 Октября. Отходы дополнительно сортируют, прессуют – готовят для хранения. Далее тюки ждут отправки в компании Иркутской области и другие регионы, чтобы стать новым товаром.
С руководителем компании – Василием Сорока – осматриваем площадку. Проходим между высокой стеной из картонных тюков и зданием склада. Сворачиваем к одному из прессов, куда рабочий загружает картон. Василий рассказывает, что работа однообразная. Те, кто в компании уже не первый год, приноровились, новичкам тяжелее. Всего на площадке трудятся около 20 человек.
— У нас сейчас много вторсырья, но можно принимать гораздо больше. Проблема в том, что не на все есть спрос. Мы продаем сырье предприятиям, которые делают из него продукт. Поэтому можем рискнуть, принять, а потом не продать, — делится Василий.
Коммерсант приводит в пример упаковку Tetra Pak. Компания не берет этот вид сырья, так как его нужно отправлять в другой регион в больших объемах, а перед этим долго хранить на складе, что невыгодно.
Макулатуру, которая попадает на склад, всегда дополнительно сортируют. Ее делят на офисную бумагу, газеты и другие категории. Это делают для того, чтобы продать сырье компаниям, специализирующимся на разных видах бумаги.
Картон всегда сбывают отдельно, так как завод, покупающий этот вид отходов, не приобретает больше ничего.
— Если не делить, то мы можем продать макулатуру одному или двум заводам. А если сортировать, то число покупателей вырастает. К тому же сбывать сырье одному заводу небезопасно для бизнеса, — поясняет Василий.
Вдали лежат картонные тубусы. Их «Вторсырье Иркутск» планирует измельчать на специальной дробилке, чтобы было удобнее прессовать. Однако насколько выгодно получится продать сырье, Василий ответить затрудняется: картон с января подешевел на три рубля, заводы насытились товаром.
— В Приангарье приходится сдавать дешевле, так как в регионе мало производственных мощностей. Однако низкие цены встречаются и по России. Вторсырье пользуется спросом на рынке, но трудность в том, что цена не фиксированная. Сейчас упала стоимость пленки ПВД. Она просто не нужна в нашем регионе. Будем грузить в западную часть России, — рассказывает о бизнесе Василий Сорока.
Раньше организация принимала до пяти наименований вторсырья, в основном стеклотару. Тогда предприниматель не предполагал, что так расширит ассортимент — сейчас хранит около 10 наименований: пластиковые бутылки, пластмассовые ящики, канистры, флаконы, пленки. Поскольку рынок поменялся, то макулатурного сырья стало гораздо больше, чем остального.
– Сортировкой я занимаюсь и дома. Если бы не разделял отходы, то не смог бы ответить ни на один вопрос, - говорит коммерсант.
Спрашиваю Василия, как он относится к растущему количеству конкурентов.
— Некоторые наши пункты разгрузились. Я считаю, что это хорошо. Например, если в Ново-Ленино появится чья-то точка, это здорово. Тогда живущему там человеку не нужно будет ехать к нам, он сможет сдать сырье рядом с домом, — размышляет собеседник.
Василий поясняет, что содержать розницу хлопотно, это, как правило, работа в ноль или в минус. Мало просто открыть пункты приема, нужно потратить много сил, чтобы они постоянно работали. Одна из главных сложностей — найти подходящего сотрудника.
— Требования к работникам такие — чтобы не пил, деньги не воровал, вовремя открывал и закрывал пункт приема. У нас раньше была точка в Рабочем, но ее закрыли — не могли найти туда человека, а если и находили, то не было поставок, — вспоминает предприниматель.
Задаю вопрос о негативных отзывах. Люди недовольны, что компания не всегда платит за сырье. Василий отвечает, что клиенты привозят отходы как бесплатно, так и за деньги, поэтому приёмщик не всегда уточняет про оплату. Если с человеком не рассчитались, то ему необходимо позвонить по номеру предприятия с пункта приема.
Сорока отмечает, что сознательных людей становится больше — иркутяне активнее привозят сырье, стараются сортировать по видам. Раньше стекло и пластик чаще приносили бездомные.
Мужчина полагает, в перспективе развивать отрасль будет региональный оператор по обращению с отходами. Например, оборудует больше площадок под вторсырье. Уже сейчас люди просят поставить баки к ним в район, но для этого нужно 15 тысяч рублей.
— Для нас это дорого. Поэтому, например, недавно одна управляющая компания помогла нам поставить сетку (контейнер с сетчатыми стенками — Прим. Ред.) в Академгородке. Также государство могло бы помочь с открытием приемных пунктов. Под наш вид деятельности в Иркутске помещений нет, – рассказывает предприниматель.
Площадкам нужны люди на досортировку. Сейчас многие иркутяне выбрасывают в баки все подряд, считает Василий.
В перспективе городу потребуется пункт переработки – несложные линии сортировки и человеческий труд. Коммерсант не исключает, что спустя время сам займется отраслью, однако в настоящей момент не готов заниматься переработкой, поскольку это потребует больших финансовых вложений.
Где еще принимают вторсырье в Иркутске, можно посмотреть на нашей интерактивной экокарте.
Виктория Чистякова, IRK.ru
Автор фото — Илья Татарников
Виктория Чистякова, IRK.ru
Бред.
В Академе за магазином мусорку устроили. Сборщики ……
Нужно спец размещение для таких пунктов.