Обращение под названием «283 человека могут быть незаконно лишены конституционного права на труд. Помогите разобраться!» подписало 85 человек. В документе жители Култука рассказывают, что поселок находится на грани вымирания, так как тайга из-за пожаров и вырубок больше не кормит, а вылов омуля запрещен.
— Трудоспособная часть населения покидает Култук — из 7500 человек доперестроечного периода осталась половина. Единственная причина этой негативной, катастрофической тенденции — отсутствие работы. Поэтому для нас важно создание в поселке любого производства, — настаивают заявители в обращении.
Компания «АкваСиб» в начале года начала строить завод по розливу воды, и это, по словам местных жителей, дало надежду на «улучшение ситуации с занятостью»: предприятие должно было открыть 283 новых рабочих места. Однако впоследствии стройку остановили по непонятным култучанам причинам.
Напомним, что в марте Кировский райсуд Иркутска признал незаконной положительную государственную экологическую экспертизу проекта завода и разрешение на строительство. Такое решение суд вынес в ответ на иск Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Суд согласился с ведомством, что проектировщики не учли болота на территории и останавливающихся там краснокнижных птиц, не предусмотрели мероприятия по рекультивации почвы, неверно провели общественные слушания.
Жители Култука не согласны с позицией суда. По их словам, площадка завода находится в трёх километрах от Шаманского мыса. Именно там останавливаются краснокнижные птицы. Утверждение об уникальности территории заявители также поставили под сомнение.
— С потерей работы култучане обречены на бедность, нищету и постепенную деградацию как личность. Мнимые экозащитники незаконно лишают нас права на труд, что равносильно праву на существование, — эмоционально пишут авторы документа.
Слова о бедности поселка подтверждают покосившиеся и пустующие дома, которые бросаются в глаза при въезде в Култук. Они выглядывают из-за заборов как вдоль федеральной трассы, ведущей в сторону Слюдянки. Удручающе выглядит и здание местной администрации — деревянный одноэтажный дом с пристроем.
В населенном пункте всего несколько улиц. Большинство подписавших обращение омбудсмену людей живет на Депутатской. Среди них пенсионер Олег Матяев вместе с супругой. Мужчина родился на Малом Море, но потом перебрался в Култук, где в советские годы было много работы.
— В нашем поселке располагались такие предприятия как «Аршан база», «Казахлес», «Скотимпорт», «Райпо», «Промхоз», «Зверохозяйство», «Тункинская база», артель «Саяны», мясокомбинат. Нанимали рабочих с других районов. А сейчас этого уже нет. Советский Союз развалился, и все исчезло, — вспоминает Матяев.
Мы сидим за кухонным столом его дома, рядом открыт погреб, куда мужчина спускает свежий картофель. Хозяин говорит, что многие в поселке выживают только благодаря своему хозяйству, рыбалке, сбору ягод, орехов и грибов, которые продают рядом с трассой.
— Многие ездят вахтовиками, кто-то сидит без работы, кто-то пьет. У нас нищета, кое-как перебиваемся. В одном месте калым (доход — Прим.ред.), в другом, так копейки и собираем. Некоторые все вместе живут на родительские пенсии, — рассказывает култучанин.
По словам пенсионера, молодежь уезжает из поселка в поисках работы. Начало строительства завода обнадежило мужчину. Он думал, что в Култуке появится промышленность и вакансии. Несколько человек получили места уже на стадии возведения объекта. Однако потом завод закрыли.
— Это же инвестиции, получается, правильно? Мы все говорим о том, чтобы кто-то запустил нашу экономику. Завод будет платить налог в местный бюджет, и у нас появится немного денег? С этой точки зрения я не против строительства, — поделился он.
С соседом согласна Татьяна Безбородова. Женщина раньше трудилась школьным поваром в Слюдянке, а сейчас вышла на пенсию. По словам култучанки, она бы вышла на работу, если бы появилась такая возможность, поскольку пенсии на жизнь не хватает.
— Я получаю 9 тысяч рублей, и это еще добавили. Мы все ждем, когда что-то откроется. Рабочих мест то вообще в Култуке нет. А со строительством завода пусть даже 50 человек будут заняты, уже хорошо. Иначе где работать? — задает риторический вопрос Татьяна.
По ее словам, Култук становится поселком пенсионеров, а скоро будет поселком бомжей. Многие мужчины уезжают работать вахтовиками, семьи остаются неполными, матери воспитывают детей одни. Но если в населенном пункте появятся рабочие места с зарплатой 20-25 тысяч рублей, то необходимость уезжать для многих отпадет.
— Против строительства завода выступают те, у кого хороший доход. Весной здесь были большие митинги. Думаю, что некоторых участников подкупили. Если эти люди останутся без работы, я уверена, что они первыми пойдут проситься на новое место. На мой взгляд, производство не нанесет вреда Байкалу, оно чистое, — заявляет Безбородова.
Не так однозначно ситуацию оценивает другая жительница Култука Марина Ларионова. Она считает, что с одной стороны объект нанесет вред экологии и Байкалу, а с другой — даст необходимые рабочие места.
— Тут и без завода Байкал превращается в болото. А вред какой, будет или не будет, непонятно. Строители прорыли ров в Байкал, мне это не нравится. Еще люди боятся, что приедут работники с Китая. И нам работы как не было, так и не будет, — делится опасениями Ларионова.
Обычный день Марины проходит неспокойно, потому что женщина работает сразу на двух работах: трудится на очистных сооружениях и в своей пошивочной. Работает сутки через двое, а в перерывах шьет одежду, занимается огородом, ведет хозяйство. Но денег все равно не хватает.
— Если бы хватало, то мой дом бы не рушился. Со мной еще живет мама, помогает пенсией. Мне 50 лет, и до сих пор мама помогает, а не я ей, — горько усмехается она.
Неподалеку от Марины живет её дочь, которая устроилась помощником машиниста на железную дорогу. Обучение прошла за собственный счет, смогла купить квартиру. Но, по словам Ларионовой, ненавидит Култук и мечтает переехать в другое место.
— Возможности переехать в большой город нет. Здесь квартиры дешевые, в Иркутске на эти деньги ничего не купить. Когда дочь выезжает в Слюдянку, то говорит, что начинает легче дышать, — делится Марина.
Рядом с земельным участком «АкваСиба» находится еще одна территория под аналогичный проект строительства. Его инициатор корейская компания «Байко» в 2017 году получила разрешение на работы. Однако, как сообщал IRK.ru представитель компании Александр Гладков, работы еще не начались.
— К сожалению, в связи с особенностями проектной технологической схемы, строительство завода так и не началось, а в начале 2018 года было принято решение изменить схему размещения и технические характеристики будущего завода и получить новый комплект разрешительной документации, — объяснил Гладков.
Если «АкваСиб» не сможет продолжить строительство своего объекта, то ситуация с занятостью в Култуке не улучшится. Тогда помочь местным жителям с рабочими местами, вероятно, сможет соседний завод при условии успешного прохождения всех экспертиз.
Спустя шесть дней после обращения култучан руководитель аппарата уполномоченного по правам человека Иркутской области Наталья Тумашева ответила, что не может оценить законность строительства завода, так как это не в её компетенции. К тому же соответствующие выводы уже сделал суд.
Тумашева выразила "обеспокоенность сложной ситуацией " и попросила главу Култукского городского поселения Юрия Шарапова сообщить ей о свободных вакансиях или о перспективах их появления. Учитывая реальное положение дел, становится понятно, что до появления крупного производства в поселке люди так и будут сводить концы с концами, трудиться на двух работах и мечтать о переезде.
Автор фото — Илья Татарников
Виктория Чистякова, IRK.ru
Зовите парикмахера, пусть «протестует» в другую сторону!