Ранее ряд СМИ распространили информацию о том, что лесничества Иркутской области по разнарядке на митинг в защиту заключенного министра направляют по 30 человек. В министерстве лесного комплекса нам подтвердили, что готовится акция протеста, но инициатором выступает не ведомство, а семья министра и сами лесничества. «Это инициатива лесничеств и семьи Сергея Васильевича (Шеверды). Они должны были подать заявку на проведение, я даже не знаю, подали или не подали», – прокомментировала чиновница министерства.
В лесничествах, до которых мы дозвонились, информацию об их планах по участию в акции протеста не подтвердили. В частности, сотрудники Братского, Усольского, Усть-Ордынского, Киренского лесхозов заявили, что не слышали о такой акции и не планируют в ней участвовать. В Усть-Кутском лесхозе прокомментировать эту тему отказались, сославшись на то, что вся информация – у руководителя, которого нет на рабочем месте.
Напомним, по результатам проверки Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры были возбуждены три уголовных дела, фигурантами в которых проходят министр Сергей Шеверда и его подчиненные – по ч. 3 ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере с использованием служебного положения), п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий). Кроме того, возбуждено уголовное дело и производится экспертиза заключений, на основании которых министр согласовывал проведение рубок в особо охраняемых природных территориях и защитных лесах. У правоохранителей есть веские основания полагать, что заключения специалистов о необходимости таких вырубок согласовывались не с реальным состоянием леса, а с интересами бизнеса. За последние три года число санитарных рубок увеличилось в несколько раз.
Самыми громкими эпизодами уголовного дела стали вырубки в природном заказнике «Туколонь» в Казачинско-Ленском районе и по берегам нерестоохранной реки в Братском районе. В Туколони под видом санитарных мероприятий было вырублено 120 гектаров особо ценного леса, планировалось – 500.
Как утверждал Сергей Шеверда, вырубки леса в Туколони начались после лесных пожаров 2015-2016 годов, которые спровоцировали заражение деревьев вредителями и могли привести к распространению эпидемии на здоровые массивы.
Однако возникают подозрения в том, что лесные пожары были неслучайными. Дело в том, что ранее часть территории Туколони арендовала фирма «Лесинформ», руководителем в котором до поступления на государственную службу был… Сергей Васильевич Шеверда.
Ни для кого не секрет, что лесные пожары чаще всего возникают по вине черных лесорубов – это, во-первых, способ сокрытия преступления, во-вторых – продолжения бизнеса: поврежденный пламенем лес у нас принято отдавать под санрубки.
Судя по всему, для Сергея Шеверды Туколонь – знакомое место. Служба по охране животного мира Иркутской области, всегда выступавшая препятствием к сплошным вырубкам на территории этого заказника, была ликвидирована в 2017 году именно по его рекомендации. Сплошные вырубки на территории ООПТ с нею не согласовывали.
Должностные лица и бизнесмены, которые по собственной воле либо по распоряжению начальства участвовали в махинациях с лесом, сейчас пытаются создать вокруг ареста Шеверды иллюзию массового недовольства. Акция в поддержку, якобы организуемая лесничествами, должна продемонстрировать Москве силу местного протеста против действий правоохранительных органов. В этой же канве действует и губернатор Сергей Левченко, направивший обращение на имя уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и омбудсмена Иркутской области об освобождении Шеверды из-под стражи. При этом Левченко откровенно препятствует работе органов следствия, оказывая на них давление.
Между тем арест Сергея Шеверды имел ряд весомых причин. Во-первых, его задержали в Москве в аэропорту: несмотря на уголовное дело, по которому он проходил в качестве подозреваемого, он покинул регион без уведомления правоохранительных органов. Была высока вероятность того, что он окажется за пределами страны. Во-вторых, в течение года с момента начала следствия, находясь при исполнении своих обязанностей, министр Сергей Шеверда активно занимался сокрытием фактов по назначению рубок в Туколони: назначал экспертизы, инициировал судебные разбирательства, цель которых – развалить уголовные дела.
Чиновники начали распространять информацию о том, что порубочные остатки на территории Туколони, оставшиеся после сплошных санитарных рубок, нужно срочно уничтожить, поскольку они угрожают здоровому лесу. Между тем, они являются уликами, доказывающими, что спилены были не зараженные деревья, а здоровый лес.
В мае завершился арбитражный процесс, целью которого было доказать обоснованность санитарных рубок в Туколони. В рамках этого процесса министерство лесного комплекса сначала выступало в качестве ответчика, а истцом была Служба по охране животного мира. Но после того, как Службу ликвидировали путем присоединения к министерству, ведомство Шеверды стало и истцом, и ответчиком. Дальнейший процесс находился полностью под управлением министра.
Таких эпизодов за время расследования уголовного дела было множество: похоже, что основные усилия министерство направляло не на решение вопросов рационального лесопользования в Иркутской области, а на прикрытие министра от уголовных дел.
Фото из архива IRK.ru
Галина Солонина, IRK.ru
Ну все, шевердец Сереге.