В Иркутске прошёл круглый стол по теме БЦБК. Мероприятие организовано в Законодательном собрании региона по инициативе председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева. Анонсировали визит замглавы Минприроды Ивана Валентика, но в итоге никого из федерального ведомства не было.
В начале обсуждения подняли один из главных вопросов: «Что будет на месте БЦБК после рекультивации отходов?». Ведь разговоров о том, как провести работы, много, а планы по развитию этих территорий и Байкальска отводятся на второй план.
— Нам нужно вернуть Байкальск к нормальной жизни. Я говорю о занятости, социальном благополучии. Всё то, что мы сейчас можем сделать, перепрофилировав город с промышленного назначения в рекреационно-туристическую зону, которая могла бы быть интересной для наших и иностранных туристов, — высказал мнение спикер Заксобрания региона Сергей Сокол.
— Что будет на месте БЦБК? Для какой цели производится рекультивация? Конечно, цель сохранить и обезопасить Байкал очень важна, но важно еще и использовать эффективно те средства, которые выделяются государством. Важно с самого начала понимать, а что будет на этом месте, — подчеркнул Николаев. — Мы хотим на этой территории посадить лес? Тогда нужен грунт. Планируем построить город? Тогда, чем крепче фундамент, тем лучше. А может, мы хотим вычерпать все карты и разводить там рыбу? В таком случае нужен будет совершенно другой подход.
Министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Крючков пояснил, что в будущем территория должна получить экономическое развитие и стать привлекательной в сфере туризма. Перед этим нужно будет демонтировать здания и сооружения на промплощадке БЦБК, поскольку они представляют опасность.
В круглом столе принял участие гендиректор Росгеологии Роман Панов. К прошлым слушаниям, проводимым общественниками в сентябре 2018 года, представители компании не особо готовились: выступили с докладом, а на вопросы отвечали как могли, ограничиваясь общими фразами, или объясняя, что им нужно уточнить информацию.
— Мы, ставя перед собой задачу утилизации отходов БЦБК, отвечаем на вопрос, как будет использоваться эта территория. Основное назначение территории сегодня — рекреация, что рассматривается Иркутской областью и предусмотрено градостроительным планом Байкальска, — пояснил Панов. — Формируем площадку, которая в дальнейшем может быть использована именно под это назначение. Наша задача очистить картонакопители и нейтрализовать угрозу, связанную с накопленными на них отходами комбината.
Проект рекультивации разделён на три пусковых комплекса. В полном объеме завершены инженерные изыскания. Как рассказал Панов, Росгеологии видна объективная картина по составу, глубине и количеству отходов карт. Под каждую карту подобрана технологическая схема ликвидации. Уточняется проектно-сметная документация. Подготовить документы планируют в сентябре.
Росгеология изучает предложения различных организаций по технологии рекультивации. Всего поступило 1200 заявок, 100 из них признаны квалифицированными, 25 в настоящее время проходят финальную проверку.
На круглом столе представили несколько технологий, в том числе по изготовлению водонепроницаемого композита из отходов, созданию почвогрунта и очистке надшламовых вод. Руководитель Росгеологии дал свою оценку предлагаемым вариантам. Часть из них изучили и взяли в работу, но есть и те, по которым не получено положительных заключений, или вызывает сомнения сам способ.
— Если местные предприниматели видят для себя определенные возможности для переработки и реализации сырья, то почему бы им не дать такую возможность. Роман Сергеевич, вы рассматриваете участие частного бизнеса, не с точки зрения, глобальной задачи, а с точки зрения, предоставления возможности заработка организациям? — обратился к руководителю Росгеологии Николай Николаев.
Панов пояснил, что для этого создана отдельная площадка. Все заявки тщательным образом обрабатываются, тем более те, что поступают от предприятий и предпринимателей, работающих в Иркутской области.
В заключение выступил и.о. ректора ИГУ Игорь Бычков и предложил возобновить диалог с сибирским отделением СО РАН. По его мнению, Росгеология подбирает проекты «под свою задумку», технологическая схема реализации существует, а сама технология рекультивации отходов пока ещё не выбрана.
— Схема рекультивации в очень большой степени зависит от того, что мы хотим там получить. 14 ям? Тогда давайте все вывезем, и останутся ямы, — академик вернул всех к главному вопросу обсуждения.
Все разговоры по теме БЦБК обычно сводятся к тому, как безопасно ликвидировать отходы, что можно с ними сделать, но не обсуждаются вопросы: «А зачем? Что дальше?». Хотя именно под таким углом проблему видят жители Байкальска.
Фотографии предоставлены пресс-службой Заксобрания Иркутской области
Алина Вовчек, IRK.ru
На сколько я знаю если вычистить эти отстойники, то получится огромные ямы уложенные плитами!!! А плиты то придумали куда утилизировать
))
И да если убрать плиты, то ямы сами заполнятся водой, и получится болото…