Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

К «мусорной» реформе не готовы: тарифа нет, за что платить — непонятно

11 декабря прошли депутатские слушания по вопросу готовности области к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Представители правительства мероприятие проигнорировали. Участие в нем приняли депутаты Заксобрания, представители региональных операторов, муниципалитетов. Журналист IRK.ru побывал на заседании и узнал, не превратится ли регион с наступлением нового года в груду мусора.

В зале заседания областного Заксобрания аншлаг. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Сергей Сокол. Заявленную тему он назвал актуальной и животрепещущей, ведь жители региона должны знать, как рассчитываются тарифы и нормативы, готова ли к реформе инфраструктура.

Профильные министры, ответственные за тему, — председатель Руслан Болотов, министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков, жилищной политики, энергетики и транспорта Артур Сулейменов, имущественных отношений Владислав Сухорученко, финансов Наталья Бояринова, экономического развития Евгений Орачевский и руководитель службы по тарифам Александр Халиулин — встречу прогуляли. Спикер заявил, что исполнительная власть не желает обсуждать вопрос.

— Посмотрите, полный зал. Практически все депутаты здесь. Никакой политики я в этом не вижу. А только отсутствие у нашей исполнительной власти желания или компетентности обсуждать вопрос в таком формате, — обратил внимание председатель Заксобрания.

Сергей Сокол и Ольга Носенко
Сергей Сокол и Ольга Носенко

Сергей Сокол передал слово своему заместителю Кузьме Алдарову. Вице-спикер зачитал подготовленный заранее доклад, напомнив, что закон, устанавливающий правила и сроки поэтапного перехода, приняли еще в декабре 2016 года. За это время произошли изменения в законодательстве, в ноябре 2018 года полномочия по формированию соцполитики по обращению с ТКО перешли от Минстроя к Министерству природных ресурсов России. В Иркутской области минприроды утвердило территориальную схему и ее электронную модель, региональных операторов.

— В настоящее время строятся мусорные полигоны в Черемховском, Нижнеудинском районах, проектируются аналогичные объекты в Баяндаевском, Эхирит-Булагатском районах. Разрабатывается проект мусороперерабатывающего комплекса на 200 тысяч тонн отходов в Ангарском городском округе. Кроме того, проводятся изыскательные работы мусороперерабатывающих станций в Ольхонском районе. Остался заключительный этап — установление тарифов на услуги региональных операторов до 20 декабря, — пояснил Алдаров.

По словам депутата, тарифы на вывоз мусора в регионе могут вырасти в разы. По сведениям службы государственного жилищного надзора Иркутской области, норматив накопления ТКО уже установлен. Для многоквартирных домов на территории Иркутска он составил 3,12 кубометра на человека в год, в Ангарске — 3,01, в Усть-Илимске — 1,66. Во всех остальных муниципалитетах норматив равен 1,56 кубометра. Депутат заявил, что необходимо отказаться от расчета образования отходов по квадратным метрам жилья, нужно применять дифференцированный подход к обычным контейнерным площадкам и с раздельным сбором мусора. На начальном этапе Кузьма Алдаров предложил установить нулевую ставку НДС при формировании тарифов.

Кузьма Алдаров
Кузьма Алдаров

После выступления депутата Сергей Сокол пригласил рассказать о проделанной работе учредителя компании «РТ-НЭО», регионального оператора южной зоны, Артема Мищенко. Предприниматель напомнил, что в его зону входит 31 район. Для глав каждого из них компания составляет дорожную карту с графиком удаления отходов. Самыми проблемными территориями он назвал Иркутск, Иркутский и Мамско-Чуйский районы. После установки тарифов до 20 декабря оператор должен разослать 56 тысяч договоров оферты юридическим лицам и 462 договора управляющим компаниям (УК).

— Три основных аспекта, которые существенно тормозят нашу работу. Первые два — это отсутствие метода начисления тарифа (с квадратного метра или с жителя) и норматива образования отходов. Последний существует в территориальной схеме, но его планируют менять, поэтому мы не понимаем, какой будет объем отходов и на какой территории. Соответственно, не можем планировать график удаления отходов. У нас застопорились переговоры с перевозчиками. И третье — это отсутствие тарифов. Мы пока не понимаем план мероприятий на следующий год. Многое зависит от включения в тариф инвестиционных составляющих, — ответил на вопрос Мищенко.

Артем Мищенко
Артем Мищенко

Продолжила доклад представитель регионального оператора северной зоны — замдиректора «Братского полигона ТБО» Елена Михайлова. В эту зону входит 11 районов. Она рассказала, что компания столкнулась с проблемой ограниченного количества полигонов.

— Только 60 % нашей зоны имеют объекты размещения отходов. В остальной части отсутствуют площадки. Муниципалитеты предложили объединять населенные пункты, чтобы создать площадки не на один, а на два или три. Другая проблема — это ограниченная транспортная доступность. Хотим предложить включить в федеральные и региональные программы приобретение сжигающих установок. Мы сами ведем переговоры о покупке двух инсинераторных установок (для термического уничтожения жидких, твердых и газообразных отходов. — Прим. ред.), а по зоне их необходимо 21, — отчиталась представитель компании.

За трибуной Елена Михайлова
За трибуной Елена Михайлова

Поскольку профильных министров на слушаниях не было, доклады быстро закончились, и участники перешли к прениям. В воздух взлетело сразу несколько рук, чтобы задать вопросы Артему Мищенко. Первое слово предоставили депутату Антону Красноштанову.

— После выступлений региональных операторов я немного озадачился. Я мог себе простить и понять, что правительство сегодня не принимает участия в данных слушаниях. Значит, у них все готово. У меня был вопрос к правительству, но раз его нет, то к Артему Николаевичу. У нас не готовы к новой системе Иркутск и Иркутский район. Все-таки муниципалитеты виноваты или региональное правительство? — обратился он к представителю оператора.

— Обвинять региональную власть в том, что тариф до сих пор не установлен, думаю, некорректно. Частично тариф состоит из тарифов полигонов, которые устанавливают органы местного самоуправления. Они тоже не сделали это своевременно, — уклончиво ответил Мищенко.

Учредитель компании «РТ-НЭО» посчитал нужным объяснить, в чем именно заключается проблема территорий. В Иркутске и Иркутском районе сложная маршрутная сеть. Чтобы сформировать или пересчитать нормативы, нужно много времени. По словам Мищенко, инфраструктура для вывоза мусора сформирована на 80 %, перевозчики готовы к работе, но им необходимы объемы и сроки вывоза.

Вторая проблема территорий связана с нормативом накопления отходов: имеющийся в 3,12 кубометра с человека завышен. В то же время точность этого показателя влияет на формирование контейнерного парка. В Иркутском районе компания не может применять прежний попакетный сбор, так как служба по тарифам региона «режет все затраты». Мищенко отметил, что для решения проблемы планируют установить трехкубовые индивидуальные контейнеры, которые сократят парк техники. Но для этого оператор ждет одобрения от Роспотребнадзора.

Антон Красноштанов
Антон Красноштанов

— Ответьте еще на один вопрос, — попросил Антон Красноштанов. — У нас 1 января не будет бунта в Иркутской области? Нормально мусор будет вывозиться? Есть ли шанс, что 2 января город не превратится в свалку?

— Смотрите, шанс всегда есть… — начал отвечать Мищенко. Его слова заглушил смех в зале. Депутат сказал, что ему достаточно такого ответа.

— Меня очень насторожила цифра 80 % готовности инфраструктуры за три недели до вступления закона в силу, — озабоченно заметил со своего места Сергей Сокол.

После этого он передал слово Сергею Бренюку. Депутат задал, пожалуй, один из главных вопросов.

— Вот наступает 1 января. Я выхожу из квартиры с пакетом мусора, дохожу до контейнера и туда его бросаю. При этом я начинаю платить больше. Если мне не предъявят, что в обращении с ТКО осуществляются серьезные качественные изменения, то я воспринимаю, что меня обворовывают. Я не услышал, что изменится? И с чем пришел оператор в этот бизнес?

— В настоящее время мы заявили одну из крупных инвестиционных составляющих в СФО в 1,5 миллиарда рублей за 2019 год на переработку отходов. Срок окупаемости 10 лет. Переработка и сортировка приведет к росту тарифа. В настоящий момент служба по тарифам придерживается социально ориентированного тарифа и хочет полностью исключить инвестиционную составляющую, — подробно ответил Мищенко.

Он добавил, что в этом случае будет подорвана идеология реформы, поскольку ее задача не только в вывозе мусора. Тогда региональному оператору не понятно, для чего вообще нужна реформа. Мищенко уточнил, что в настоящий момент служба по тарифам предварительно отказала в инвестпрограмме.

— Человек, даже если мы создадим всю инфраструктуру по обращению с отходами, увидит только контейнер. Ни один житель не посещает мусороперерабатывающий завод или полигон. Объяснить людям (что изменится. — Прим. ред.) очень сложно. Особенно если «зарубят» инвестпрограмму. Мне сложно будет объяснить, за что они будут платить повышенный тариф, если схема обращения останется прежней, — ответил предприниматель на первый вопрос депутата.

Сергей Бренюк
Сергей Бренюк

— Я полагал, что разница между новым и старым тарифом несомненно инвестиционная составляющая. А куда тогда эта разница вообще пойдет? Разницу возьмете себе, правильно? — не понял Сергей Бренюк.

— Нууу… Наверное, правильно, — в зале послышался смех. — Только не мы возьмем себе. Раньше отрасль не облагалась НДС и платой за негативное воздействие на окружающую среду. Теперь облагается, объем составит в тарифе 36 %. Оператор заберет себе лишь 6 %, из которых 3 % пойдут на банковские услуги. Это незначительная сумма. Если будет выкинута инвестиционная составляющая, которую мы не сможем покрыть, то позитивных изменений вы особо не увидите.

Сергей Сокол поблагодарил спикера за откровенность. После этого обратился к представителю правительства в ЗС Роману Буянову:

— Тариф будет поднят. Для меня как для пользователя, как для человека, выносящего вместе с Сергеем Алексеевичем пакет мусора, ничего не изменилось. Плачу я больше. На сколько больше? Тариф еще не принят. О какой прогнозируемости и прозрачности можно говорить?

Выступление Сокола участники встретили тишиной. После длительной паузы слово взяла депутат Светлана Шевченко. Она озабоченно задала сразу несколько вопросов. Один из них — будут ли штрафовать жителей региона, если они не заключат с оператором договор до 1 января.

— Штрафов не будет до апреля, — поспешил успокоить ее Мищенко. — Если мы сейчас не можем ничего разъяснить и заключить договор, то и требовать что-то с людей некорректно. Затраты на информирование тоже исключены из тарифа. Считаю, что это неправильно. Они не составляют даже копейки.

— Роман Викторович, невнятный ответ на тему того, кто должен информировать и как, наше обилие вопросов и непонимание — как раз вопросы к губернатору. Если это они (операторы. — Прим. ред.) обязаны делать, то должны быть средства. Если у них эти средства забирают и им не дают это делать, это должна делать исполнительная власть. Исполнительная власть здесь явно проваливается, — вновь обратился к Буянову Сергей Сокол.

Роман Буянов пояснил, что на следующей неделе состоится расширенное заседание координационного совета, куда пригласил всех присутствующих.

Представители областной прокуратуры
Представители областной прокуратуры

Следующим задал вопрос Виталий Перетолчин. Он попросил регионального оператора севера уточнить, как быть домам с мусоропроводами и кто их должен содержать.

— Согласно Жилищному кодексу, мусоропровод это общее имущество дома. Поэтому содержать его должна УК за счет платы за содержание и ремонт общего помещения. Есть два способа управления — классическое и непосредственное. В последнем случае плата за вывоз и захоронение ТКО должна быть исключена. Будет отдельная квитанция. Однако содержание контейнерной площадки остается на УК. При классическом управлении, если нет решения собственников, что они напрямую заключают договоры с региональным оператором, плата будет в квитанции УК, — разъяснила Елена Михайлова.

На слушаниях выступил глава Байкальска Василий Темгеневский, заявив, что региональный оператор до сих пор не предоставил ему дорожную карту. Артем Мищенко посоветовал чиновнику ознакомиться с территориальной схемой потоков, а также с дорожной картой, которую он направлял в его адрес. Аналогичную проблему Тулуна и Куйтунского района озвучил депутат Денис Шершнев. Мищенко ответил, что депутату стоило бы связаться с администрацией Тулунского района, потому что они 12 декабря подписывают дорожную карту.

Депутат Наталья Дикусарова спросила, есть ли утвержденная схема размещения.

— Схема размещения чего? — уточнил Артем Мищенко.

— Объектов, ТКО и так далее… — протянула депутат.

— Есть действующая территориальная схема. Но самая большая проблема, что в муниципальных образованиях схема санитарной очистки до сих пор не утверждена. В большинстве из них не созданы контейнерные площадки. 1 января начнется переталкивание, кто виноват — муниципальное образование или регоператор, — эмоционально затараторил предприниматель.

Наталья Дикусарова
Наталья Дикусарова

— Я вопрос задала другой, — сухо оборвала его Дикусарова. — Вы, пожалуйста, успокойтесь, я вижу, мы вам придали сил, вы тут уже начали осаждать глав, на место их ставить. Я вам хочу сказать, что это не в ваших полномочиях. Вы все-таки не представитель правительства.

Депутат, вернувшись к теме обсуждения, добавила, что при формировании бюджета стало ясно: органам местного самоуправления необходима помощь в организации площадок.

— Они просили об этом с лета: давайте откорректируем бюджет, давайте нам немного поможем. Это 300 миллионов рублей. Вопрос остался открытым. В постановлении ЗС стоит пункт в первом квартале определить финансовую помощь муниципалитетам на софинансирование этих мероприятий, — озвучила информацию Наталья Дикусарова.

Она попросила уточнить, как будет работать схема в удаленном Чунском районе. Представитель оператора северной зоны Елена Михайлова пояснила: мусор свезут на временные площадки, где он будет накапливаться до 11 месяцев, а затем его обезвредят.

В завершение слушаний Сергей Сокол сказал, что разговор был полезным, но остались непонятыми многие вопросы. Председатель ЗС дал поручение доработать рекомендации по итогам мероприятия к следующей сессии 18 декабря и взять на контроль процесс инвестирования.

Автор фото — Лариса Фёдорова

Виктория Чистякова, IRK.ru

  • Роман Шульгин 4 апреля 2019 в 10:47

    Почему бы не ввести продажу специальных промаркированных мусорных пакетов, объем пакета стоил бы по тарифу на мусоропреработку. И кто насколько мусора генерирует - тот столько пакетов и выкидывает в контейнер. Честно и справедливо и четко по тарифу. Против самог7о тарифа не имею ничего против….

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля