Кто проводит ремонт?
Текущий ремонт в многоквартирном доме (МКД) обязана проводить управляющая компания (УК) за счет всех собственников. Такой ремонт включен в квитанцию по оплате жилищно-коммунальных услуг — «Содержание общедомового имущества». Размер оплаты устанавливается на общем собрании собственников жилья в МКД. В противном случае, согласно закону, действуют тарифы, утвержденные муниципальным образованием.
О том, что собственники обязаны вносить плату за текущий ремонт в рамках договора с УК, говорят статьи 154—156 Жилищного кодекса и правила содержания общего имущества, утвержденные Правительством РФ 13 августа 2006 года под номером 491. Размер платы также регулируется законом: «средние затраты на текущий ремонт жилищного фонда по городу, муниципальному образованию должны планироваться в пределах 0,40—0,55 % восстановительной стоимости жилых домов в расчете на год (с учетом соотношения составляющих частей комплекса работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда как 0,8:1 — 0,9:1)», — говорится в документе.
Ремонт выполняют подрядчики, выбранные УК на конкурсной основе. И тут важно знать, что текущий ремонт жилых зданий строго регламентирован и его проводят в соответствии с нормативными актами Госстроя России.
Планы по текущему ремонту формируются ежегодно: до и после отопительного сезона, когда УК проверяет (должна проверять!) состояние жилых домов. Однако его можно провести и по инициативе жильцов. Уточнить предполагаемые сроки ремонта можно в управляющей организации. Информация является открытой: УК обязана предоставить ее собственникам по первому требованию.
Согласно постановлению госкомитета Российской Федерации по строительству и ЖКХ, УК проводят текущий ремонт «в пределах двух-пяти лет в зависимости от вида жилых зданий по материалам основных конструкций, их физического износа и местных природно-климатических условий». Однако он может быть и чаще, опять же по желанию жильцов. За его внеплановое проведение должны проголосовать собственники.
Какие работы входят в текущий ремонт?
В программу по текущему ремонту включают пункты, по которым подошел срок проведения профилактических или косметических работ. Весь их перечень зафиксирован в методическом пособии. Например, вы можете потребовать «ликвидацию локальных деформаций, укрепление, восстановление повредившихся участков фундаментов», герметизацию стыков, «восстановление покрытия пола», ремонт козырьков, выполненных из мягких материалов или листовой стали.
Собственники имеют право «обеспечить контроль за ходом и качеством выполнения работ по текущему ремонту». При необходимости (если есть подозрения, что работы ведутся с грубыми нарушениями) закон позволяет привлечь сотрудников государственной жилищной инспекции и специалистов-экспертов.
Приемка работ
После завершения текущего ремонта МКД работу принимает комиссия в составе представителей собственника, управляющей компании либо организации, обслуживающей жилищный фонд, подрядной организации и жилинспекции. Жильцы в праве пригласить и независимых специалистов или экспертов для оценки качества работ, однако оплатить их услуги им придется самостоятельно. Все недочеты (если они есть) фиксируются в акте. Помните, на все работы распространяется гарантия.
Не забывайте, во время покраски и побелки подъезда рабочие должны закрывать двери квартир защитной пленкой, чтобы не испачкать. Это зафиксировано в законе. А строительный мусор обязаны вывозить из подъезда и двора в течение суток. При этом запрещено складывать мусор на газонах, клумбах, детской площадке. В противном случае вы можете сразу же жаловаться в управляющую компанию, а потом и в жилинспекцию.
Куда обращаться, если ремонт сделан некачественно?
Если вы недовольны проведенным ремонтом, в первую очередь писать следует в УК. Оформите обращение от собственников в двух экземплярах. Один из них необходимо зарегистрировать у секретаря УК. Копию письма можно отнести в приемную администрации вашего округа и службу жилнадзора.
Если УК отказывается проводить ремонт
Если УК не спешит с ремонтом, тогда нужно организовать собрание жильцов. На нем вы определяете и фиксируете на бумаге перечень требуемых работ. А потом обращаетесь в УК с заявлением от собственников на проведение ремонта. Порядок тут такой же, как и в предыдущем случае.
Согласно постановлению Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г., уборку после ремонта, как и поддержание чистоты в течение года, обязана осуществлять УК.
Необходимо оформить письменное обращение в УК в двух экземплярах. Если в течение месяца ответ от компании так и не пришел, то направляете обращение в жилищную инспекцию, в прокуратуру. Вы составляете жалобу на бездействие управляющей компании за подписью собственников МКД. Если и это не помогает, нужно обратиться в суд. Помните: если управляющая организация не осуществляет ремонт, а деньги за услуги ЖКХ вы платите исправно, следуют подать заявление на перерасчет платы. Для этого опять же нужно письменно обратиться к УК, а при отказе — в суд.
Как вариант, можно провести работы самостоятельно, а потом взыскать деньги с УК по суду. Администрация, жилищная инспекция и суд будут учитывать необходимость проведения работ. Чтобы полностью вернуть затраченные средства, вам придется доказать, что ремонтировали только то, что действительно необходимо. Более того, вам придется доказывать необходимость покупки материалов и их стоимость.
Если, к примеру, вы решили установить в подъезде или на придомовой территории камеры видеонаблюдения, то взыскать их стоимость с УК не получится. Или вы организовали замену светильников, так как старые не нравились — деньги за это также не вернут.
Фото из архива IRK.ru
Анастасия Маркова, IRK.ru
Спасибо за статью. Возьмём на вооружение