Прокурорская проверка
В конце января 2018 года стало известно, что прокуратура Иркутской области начала проверку минздрава региона. По информации депутата Законодательного собрания Анастасии Егоровой, процедуру запустили из-за несвоевременного старта аукциона по определению логистического оператора, который должен хранить и доставлять дорогостоящие льготные препараты потребителям. Это, в свою очередь, могло сказаться на поставках жизненно необходимых лекарств.
При этом, по информации депутата, поставки дорогостоящих препаратов, закупленных Минздравом РФ, на тот момент уже велись в других регионах, хотя в аптеки Иркутской области лекарства до сих пор не поступали. Кроме того, Анастасии Егоровой было известно о случаях отказа гражданам в согласовании получения льготных лекарств.
Поэтому когда в конце 2017 года депутат обнаружила, что аукцион не объявлен, она направила запрос в министерство здравоохранения и затем обратилась к депутатам областного парламента, которые на сессии в декабре приняли текст еще одного, уже парламентского, запроса.
Ответ от регионального минздрава пришел только под конец января. Его сопроводили гневной публикацией на странице ведомства в Facebook, которую скорее посвятили личности депутата Анастасии Егоровой и ее комментариям по теме лекарственного обеспечения льготников.
В минздраве заявляли, что депутат — не сотрудник министерства и не член комитета по здравоохранению и социальной защите, не имеет медицинского и фармацевтического образования, следовательно, ее взгляды на положение дел в сфере лекарственной помощи по определению «непрофессиональные и недостоверные». В пресс-службе ведомства напомнили: 22 января замминистра Елена Голенецкая рассказала о селекторном совещании с Минздравом РФ, где стало известно о скором урегулировании вопроса определения логистического оператора. Деньги, кстати, пришли «меньше чем через неделю», что позволило обеспечить лекарствами всех нуждающихся. Поэтому прошедшую в СМИ информацию о проблемах, как это заведено, назвали «очередным фейком, который вводит в заблуждение и общественность и пациентов». Значит, проблем нет?
Людские трудности
8 февраля 2018 года стало известно о решении Кировского районного суда, который признал незаконным отказ регионального минздрава инвалиду первой группы в обеспечении жизненно важным лекарством. Суд удовлетворил требование прокуратуры о взыскании с министерства расходов на ранее приобретенные препараты. Апелляционная инстанция областного суда рассмотрела последовавшую жалобу минздрава, но оставила решение без изменения. Впрочем, не все жалобы граждан доходят до суда.
В ответе минздрава на запрос Анастасии Егоровой приводится статистика жалоб населения по поводу нехватки препаратов: в 2016 году поступило 438 письменных обращений, в 2017-м — 437. Если по темам ценообразования и доступности лекарств на общих условиях количество жалоб сократилось с 71 до 41, то число обращений по вопросам порядка предоставления и обеспечения льготными лекарствами заметно увеличилось — с 139 до 198.
Нам удалось взять комментарий у двух человек, которым ранее отказывали в назначении необходимого препарата. Первый — житель села Баклаши Анатолий Жилин, льготник, инвалид с военной травмой. Для поддержания здоровья ему требуется два лекарства. Одно для лечения легких — специального баллончика хватает примерно на 20 дней, стоит он около тысячи рублей. Другое — для сердца, жизненно необходимое, по цене около 2 тысяч рублей, и хватает его всего на две недели.
Анатолий Дмитриевич очень благодарен сотрудникам Шелеховской районной больницы, которые, по его словам, «всерьез боролись» за его право на получение необходимых лекарств. Но вот в министерских «верхах» добиться ответа не удалось.
— В основном заместитель главврача пыталась получить, — рассказывает мужчина. — Мы с ней вместе ездили, затем она сама к Черкашиной (главный кардиолог Иркутской области Анна Черкашина. — Прим. авт.), которая выписывала, что мне лекарство жизненно необходимо, — это требовалось, чтобы область подтвердила. Но в конечном итоге ничего не выписали.
Другому жителю Шелеховского района Александру Михину необходим препарат, на закупку которого нет денег — так, по крайней мере, отвечали Александру Алексеевичу в инстанциях, куда ему приходилось обращаться. Впервые необходимое лекарство потребовалось мужчине в июне 2017 года. Сейчас Александр Михин приобретает препарат за свой счет. Одной упаковки стоимостью 2900 рублей хватает на 28 дней.
— До сих пор не внесли в список льготных, хотя собраны все документы, — возмущается он. — Нужна лишь подпись, согласие министерства. Денег у них не хватает, говорят. Ходил я с бумагами и перестал. Все впустую. Так чего я дальше буду бегать, унижаться?
Разбор ответа: ОНЛП
Чтобы понять, как работает система льготного обеспечения, вернемся к 12-страничному ответу минздрава. Его основная часть касается программы ОНЛП («Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами»), согласно которой общее количество льготников в регионе на 1 января 2017 года составляло 71 221 человек, к 25 декабря их стало больше на 8 255 человек.
По распоряжению правительства РФ от 22 декабря 2016 года на программу ОНЛП Иркутской области выделено почти 707,5 миллиона рублей, по федеральному закону от 19 декабря 2016 года на лекарственное обеспечение региона в 2017 году переведен трансферт в размере около 236,8 миллиона. Общий объем финансирования ОНЛП в области на 2017 год составлял почти 949,2 миллиона рублей.
В ответе минздрава говорится: доведение средств бюджета происходит в конце января — начале февраля. При этом в ведомстве признают, что закупка лекарственных препаратов в начале года затруднена: во-первых, федеральные субвенции доходят до областного минздрава «не ранее конца января», а проводить закупки можно только после их получения. Во-вторых, от формирования заявки до предоставления лекарств проходит, согласно законам, около двух-трех месяцев.
Министерство также ссылается на изменения регламентов описания закупки и порядка определения цены контракта. Наконец, приводится еще одна причина позднего размещения заявок — «технические работы» на сайте госзакупок. Из-за них разместить заявки вовремя вовсе «не представлялось возможным».
Всего в областном бюджете на 2018 год на закупку лекарственных препаратов для федеральных льготополучателей заложено около 198,4 миллиона рублей. Вопрос определения логистического оператора по программе ОНЛП был решен еще 10 января 2018 года (госконтракт заключен на срок до 31 декабря). Однако закупка самих лекарств оказалась задачей потруднее.
На момент публикации ответа минздрав еще не проводил закупку препаратов на 2018 год. Были лишь сформированы 42 заявки на закупку в сумме 109 миллионов рублей и три заявки на закупку спецпродуктов лечебного питания для детей-инвалидов на сумму около 21 миллиона рублей. В тексте ответа отмечалось, что аукционы на поставку препаратов разместят «ориентировочно» в феврале 2018 года, заключить госконтракты планируется «в кратчайшие сроки».
Но даже эти злоключения не должны привести к задержкам лекарственного обеспечения, утверждают в минздраве. Решить проблему должен помочь сформированный из прошлогоднего остатка препаратов резерв — запас на квартал 2018 года. Его должно хватить на 15-17 недель, то есть примерно до середины апреля — начала мая.
Семь нозологий
Впрочем, резерв спасает не всегда. В распоряжении редакции оказалось поручение министерства здравоохранения Иркутской области от 27 декабря 2017 года, где говорится об отсутствии в резерве лекарственного препарата «Ритуксимаб». В документе за подписью заместителя министра Елены Голенецкой сообщается: поставка «Ритуксимаба» в регион «ориентировочно планируется» не ранее марта—апреля 2018 года.
В связи с этим руководителям медорганизаций поручили направлять пациентов, которым необходим «Ритуксимаб», в областной онкодиспансер и областную клиническую больницу. Главным внештатным специалистам ведомства поставили задачу определить дальнейшую тактику лечения.
«Ритуксимаб» это препарат, входящий в другую государственную программу обеспечения льготными лекарствами — «7 высокозатратных нозологий». Благодаря данной программе дорогостоящие препараты получают люди, больные редкими и наиболее «затратными» заболеваниями: гемофилией, муковисцидозом, рассеянным склерозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, а также лица после трансплантации органов и тканей.
Одно из главных отличий программы «семи нозологий» от ОНЛП заключается в подготовке заявки: она формируется на год вперед не в денежном выражении, а в упаковках. Областной минздрав самостоятельно ведет регистр пациентов, а главные внештатные специалисты вносят информацию в федеральный регистр больных семью нозологиями.
Закупку ведет федеральное министерство, задача региона состоит только в определении логистического оператора для получения и доставки препаратов. В ответе минздрава Иркутской области отдельно оговаривается, что заявку на закупку логистической услуги подготовили в декабре 2017 года, однако министерство не могло заключить контракт из-за отсутствия лимитов средств федерального бюджета.
Последняя в 2017 году отгрузка препаратов по этой программе состоялась 26 декабря. В связи с этим пришлось формировать заявки на препараты по необходимой потребности, с учетом выписки льготных рецептов на курс лечения до 90 дней. В декабре 2017 года по программе «семи нозологий» с помощью запаса обеспечили 878 пациентов на период до трех месяцев.
Однако, судя по тому, что 19 января 2018 года министерство здравоохранения Иркутской области направило Минздраву России письмо «О невозможности заключения контракта на оказание логистических услуг по программе 7 ВЗН», можно предположить, что ситуация вышла за рамки штатной.
Для обеспечения пациентов «семи нозологий» лекарствами на рабочем совещании министерства разработали «алгоритм обеспечения льготополучателей», у которых запас препаратов заканчивался в январе 2018 года. Очевидно, что в поручении минздрава в связи с нехваткой «Ритуксимаба» говорилось о мерах в рамках именно этого алгоритма.
Заканчивается ответ ведомства на позитивной ноте: в конце января лимиты и ассигнования федерального бюджета все-таки дошли до минздрава Иркутской области. Госконтракты на оказание логистических услуг удалось заключить 26 января 2018 года. По заверениям министерства здравоохранения, обеспечение льготополучателей по программе «семи нозологий» остается «на особом контроле».
Вадим Палько, IRK.ru
Совершенно справедливо! Вот толко не все медицинские организации покупают сами медикаменты а потом в суд на Минздрав подают. Вот они действительно спасают жизни а потом законно требуют возврата. Хорошо что судьи в Иркутской области и судебная практика в России медленно но верно стает на защиты…