Безрадостный праздник
— Если бы Юрий Гагарин попал в нынешние условия, он бы, наверное, не стал первым летчиком-космонавтом, — в этих словах директора Иркутского авиационного учебного центра ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России. — Прим. авт.), военного летчика Сергея Шадрина вся боль, которую сейчас переживает его коллектив.
Счет учебного центра арестован из-за долгов по налогам, платить зарплату нечем, поэтому авиационный персонал отправлен в отпуск без содержания. Кроме директора работают только юрист и бухгалтерия, так как налоговая служба проводит в организации очередную проверку.
Денег на поддержание авиатехники в рабочем состоянии тоже нет. На ее обновление — тем более, как бы летчикам ни хотелось самолетов поновее. В парке Иркутского учебного авиационного центра 28 воздушных судов. Самому «молодому» 24 года. Вся техника советских времен. Чтобы капитально отремонтировать один Як-52, нужно порядка четырех миллионов рублей, на Ан-2 — около пяти, а на вертолет Ми-2 — уже 12 миллионов.
Рассказывая о состоянии авиапарка, Сергей Шадрин говорит: если еще в 2017 году аэроклуб мог отправить на авиационные работы по госконтрактам шесть самолетов Ан-2, сегодня, наверное, больше трех не получится.
Один на один с рынком
Иркутский центр остался единственным авиационным подразделением ДОСААФ в Иркутской области. В Братске и Усть-Илимске аэроклубы давно закрылись: не вписались в рынок. Иркутский центр продолжает бороться за жизнь, но делать это с каждым годом становится сложнее.
Сергей Шадрин объясняет почему. В советские годы подразделения ДОСААФ, в том числе аэроклубы, занимались не только патриотическим воспитанием молодежи, но и по заданию государства готовили специалистов для армии, авиации и флота. Были стабильный государственный заказ и госфинансирование. Из-под крыла ДОСААФ выходили будущие герои. Например, Юрий Гагарин был воспитанником Саратовского аэроклуба ДОСААФ. Иркутскому аэроклубу тоже есть кем гордиться, среди его воспитанников и работников — 12 летчиков, ставших Героями Советского Союза и Российской Федерации. Один из них — летчик-космонавт Анатолий Иванишин.
После распада СССР государство прекратило финансировать общество. Патриотическое воспитание граждан перестало быть приоритетным направлением государственной политики. Бизнес, рынок, конкуренция, зачастую недобросовестная, стали править бал. Пришлось учиться жить по новым правилам.
И хотя в 2009 году российское правительство приняло постановление «Об Общероссийской общественно-государственной организации „Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту“», которым признало, что ДОСААФ выполняет государственные задачи, финансирование на их выполнение в бюджете не предусмотрело. В своем постановлении правительство лишь рекомендовало региональным властям разработать областные программы подготовки молодежи к военной службе, заложив деньги на них в своих бюджетах.
— Однако рекомендации — это не указания и не требования, вследствие чего они не исполняются на местах, — говорит Сергей Шадрин. — Зачастую от нас просто отмахиваются, при обращениях в правительство области ограничиваются отписками и предложениями поучаствовать в конкурсах по созданию центров патриотического воспитания и в соответствии со своими возможностями в тендерах на авиаработы.
Камни преткновения
Но получить госзаказ на авиапатрулирование лесов или на авиахимическую обработку тайги не так-то просто. Во-первых, чтобы участвовать в аукционах на выполнение авиационных работ для нужд региона, необходимо иметь свободные средства для обеспечения заявки и контракта. Денег нет, а кредит в банке получить невозможно — в залог передать нечего. Из своего имущества у организации только мебель и оргтехника. Самолеты, вертолеты, аэродром и все сооружения — это государственная собственность, данная обществу в безвозмездное пользование.
Во-вторых, как и во многих других сферах, условия в контрактах зачастую прописываются под определенные компании, говорит Сергей Шадрин. А если удается подать заявку на участие в аукционе, то конкуренты, чтобы победить, могут сбить цену чуть ли не вдвое.
— В торгах разрешено участвовать не только авиакомпаниям, но и частным лицам, которые имеют лицензию на авиаработы. То есть частное лицо, если оно зарегистрировалось как предприниматель, у него есть самолет, авиационный персонал и лицензия, может заняться авиаработами. И вот они идут на снижение цен, — рассказывает Сергей Шадрин. — Но к чему это приводит? Мы работаем по федеральным правилам государственной авиации, которые возлагают на плечи руководителя обязанность по содержанию авиационной техники, обеспечению ее исправности, топливообеспечению, поддержанию натренированности летного состава. И платим налоги в бюджет Иркутской области. Частное лицо не содержит большой аппарат и не несет такое налоговое бремя, как мы. Плюс пользуется пробелами в законодательстве, чтобы сократить расходы. И даже идет на нарушения. Например, отправляет на выполнение работ самолеты, которые не имеют свидетельств летной годности. Из бесед с пилотами мы знаем, что их зачастую официально не трудоустраивают. Страхование членов экипажа практически отсутствует.
Кроме демпинга в сфере госзаказа есть другая проблема, которая отражается на финансовом положении организации. В 2013 году Иркутский аэроклуб судился с Иркутской базой авиаохраны лесов, которая потребовала вернуть деньги за невыполненный объем работ по авиапатрулированию лесов. Заказчик перечислил исполнителю аванс 2 миллиона 900 тысяч рублей, но из-за того, что лесных пожаров не было, аэроклуб оказал услуги только на 295 тысяч. Авиабаза обратилась в Арбитражный суд с требованием вернуть 2 миллиона 600 тысяч разницы.
Представители аэроклуба настаивали: полеты не состоялись не по их вине. Это заказчик не выполнил свои обязательства, не предоставил прописанный в договоре объем работы, тогда как исполнитель понес расходы, чтобы подготовить к запланированным полетам технику и персонал и содержать ее весь период выполнения контракта, а это командировочные расходы и проживание сотрудников, платежи за использование аэродромов, ежедневное обслуживание авиатехники.
Суд остался на стороне авиабазы. Иркутский авиацентр тогда дошел до Верховного суда, но опротестовать решение первой инстанции не получилось.
Подобный случай не единичный. Сергей Шадрин показывает соглашение о расторжении контракта, заключенного с авиабазой охраны лесов в 2017 году на 7 миллионов 176 тысяч рублей. В соглашении заказчик предлагает считать контракт исполненным на сумму 5 миллионов 715 тысяч рублей и «в связи с отсутствием в дальнейшем потребности в услугах расторгнуть контракт» (копия контракта и соглашения есть в распоряжении редакции). По словам Сергея Шадрина, соглашение авиабаза прислала ему за неделю до окончания срока исполнения контракта.
«Хотим дать детям дорогу в небо»
Сергей Шадрин беспокоится: если в этом году не получится взять госзаказ, можно подавать на банкротство. Потому что единственной возможностью зарабатывать останется организация прыжков с парашютом, а на этом далеко не уедешь.
О критической ситуации коллектив аэроклуба писал губернатору Сергею Левченко и президенту России Владимиру Путину. Из управления президента по работе с обращениями граждан пришел ответ, что письмо направлено в Министерство обороны. Обращение на имя губернатора отписали заместителю председателя правительства Иркутской области Валентине Вобликовой. Она в своем ответе предложила участвовать в конкурсе, который проводится среди центров, работающих в области патриотического воспитания молодежи. Победители конкурса получают оргтехнику, звуковую аппаратуру, туристическое оборудование, макеты автоматов и пневматические винтовки. Зампред также сообщила, что в регионе проводятся тендеры на выполнение лесоавиационных работ и аэроклуб может участвовать в аукционах (копии обращений губернатору и президенту, а также копии ответов есть в распоряжении редакции).
Однако Сергей Шадрин говорит, что в аукционах на выполнение авиационных работ учебный центр участвует от безысходности, чтобы как-то зарабатывать. А хотелось бы заниматься теми задачами, которые прописаны в уставе ДОСААФ. Это военно-патриотическое воспитание населения, подготовка парашютистов и летчиков, развитие и пропаганда авиационно-технических видов спорта.
— Пока ситуация складывается так, что нам нужно заниматься или полностью коммерческой деятельностью, что будет претить нашим уставным задачам и принципам, или все-таки добиваться внимания правительства, — поясняет Сергей Шадрин. — В Татарстане авиационная организация не занимается авиаработами, она занимается воспитанием школьников, готовит планеристов, пилотов и получает за это средства из бюджета в отличие от нас. Мы тоже хотим дать детям дорогу в небо, обучить их, пока у нас еще есть навыки и авиационная техника, но сегодня лишь за свой счет проводим показательные выступления и готовим парашютистов-спортсменов.
Сергей Шадрин говорит, что интерес у людей к авиации есть. Приводит в пример 2015 год, когда учебный центр в первый и единственный раз при поддержке правительства региона организовал авиационный праздник в честь 70-летия Победы. Тогда на аэродроме в Оёке и его окрестностях собралось 30 тысяч человек, чтобы увидеть авиашоу.
— К сожалению, после того как сменилось правительство региона, мы опять не можем найти точки соприкосновения с властью, — подводит итог директор организации.
Фото предоставлены авиационным центром
Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»
Мой первый комментарий!
Молодым ребятам показать что ещё можно делать…заняться в свободное время и даже найти своё призвание в жизни.