Дом и его хозяева
Роскошный деревянный особняк появился благодаря «забайкальскому Демидову» — так сибиряки называли золотопромышленника из Нерчинска Михаила Бутина. В 1895 году, спустя девять лет после переезда в Иркутск, он приобрел земельный участок в Театральном (ныне Хасановском) переулке для строительства собственного дома. Подробнее о первом хозяине особняка нам рассказала хозяйка нынешняя — директор Дома актера Александра Иманова.
— Он здесь решил обосноваться, потому что у него тут было большое производство — винокуренные заводы, золотые прииски по Иркутской губернии. Здания, в которых сейчас рестораны «Эстрада», «Узбекистон», — бывшие винные склады, это видно по аркам и кирпичным сводам внутри, — заметила Александра Анатольевна.
Вино производилось на Ново-Александровском заводе в 80 верстах от Иркутска, считавшемся одним из лучших в Сибири. Однако отношения с местными купцами у Михаила Бутина не заладились.
— Была неприятная история, наши купцы объявили Бутина банкротом. У него были займы в заграничных и столичных банках, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать в судах свою платежеспособность. Но львиную долю своего капитала, пока шли разбирательства, он потерял, — рассказала директор.
После смерти брата и компаньона Николая в 1892 году Михаил Дмитриевич ликвидировал предприятие «Торговый дом братьев Бутиных» и полностью посвятил себя литературе и общественной деятельности. За несколько лет жизни в Иркутске он успел стать гласным городской думы и приобрел известность как меценат — давал немалые деньги на строительство драматического театра, школ, больниц.
Дом купца Бутина в Театральном переулке стал, вероятно, первой работой выпускника Петербургской академии художеств Алексея Кузнецова в должности главного архитектора Иркутска, которую, согласно «Иркипедии», он занял в марте 1895 года. В последующие годы он станет известен своими проектами Гранд-отеля, аптеки Писаревского, пожарной каланчи на Тимирязева и другими.
Свои необычные для сибирского города архитектурные приемы Алексей Кузнецов применял уже при создании проекта дома Бутина. В итоге в 1897 году в Театральном переулке перед горожанами предстал необычный деревянный особняк с богатым декоративным убранством и элементами стиля модерн.
Однако Михаил Бутин прожил в нем только одно десятилетие. Незадолго до смерти он вернулся в Нерчинск, где в апреле 1907 года умер от болезни почек. Купец оставил 150 тысяч рублей родственникам, а 1,5 миллиона — Нерчинску. На них построили училища, больницы, школы.
— Потом здесь было польско-чешское общество. Было много ссыльных из Польши, и общество помогало отправить их назад. Затем его приобрели для размещения резиденции командующего войсками Иркутского военного округа, — поведала Александра Анатольевна.
Через 10 лет после смерти первого владельца, в декабре 1917 года, в этом доме решалась судьба всего города. После кровопролитных сражений на улицах Иркутска в нем состоялись переговоры и подписание соглашения о прекращении огня между сторонниками большевиков и юнкерами.
В феврале 1918-го дом перешел в ведение Центросибири, в нем останавливался «сибирский красный генерал» Александр Таубе. С 1920 по 1923 год в здании располагался Иркутский губернский комитет РКП(б), затем заседал спортивный комитет.
— А уже позже, во время войны, так как много людей прибывали сюда, здесь сделали коммунальную квартиру. В доме жили 15 семей где-то до 1977 года. Потом его закрыли на реконструкцию, людей переселили. Интерьеры здания были перепланированы для организации Дома актера, который 24 марта 1980 года открыл свои двери для горожан. Тогда-то я здесь впервые и оказалась, — поделилась Александра Анатольевна.
Экскурсия
Дом актера настраивает гостя на высокое искусство с самого порога: сразу за дверью вас встречают две мраморные музы, в руках у одной арфа, у другой — маски. Дальше — просторное фойе с фотографиями и картинами на стенах. Здесь иногда проходят выставки, а на момент нашего визита были развешаны фотографии с «Фестиваля актерской песни».
— Тут был камин когда-то в свое время, — Александра Анатольевна указала на стену слева от входа. — Мы узнали об этом, когда проводились проектные работы, изучали, что под полом, и там нашли фундамент под этот камин. Он был с вытяжкой…
Довольно большие по площади помещения, примыкающие к зданию с северо-восточной стороны, отсутствовали в первоначальном проекте архитектора Кузнецова и были пристроены намного позднее: в 1926 году появились дополнительные кабинеты, в том числе для уникальной библиотеки с раритетными изданиями. В 1970-е годы, когда «коммунальный особняк» перестраивали под Дом актера, прибавились комната для костюмов и антресольный этаж.
С улицы наиболее поздний пристрой довольно заметно выделяется простым фасадом без изысков. Внутреннее же убранство особняка по большей части удалось сохранить, многие детали интерьера пережили даже период размещения коммунальной квартиры.
— А вот это наш большой зал! — гордо возвестила директор, войдя в просторное, но вместе с тем уютное помещение. Именно здесь на стенах и потолке сохранилась настоящая лепнина со времен купца Бутина. Сцена же появилась только при реконструкции 1970-х годов, как и гримерки, оборудованные прямо за ней.
— У нас зал пусть и маленький, всего на 100 человек, но зрителей всегда много. Люди приходят, смотрят, кому-то потом рассказывают. Потом это как круги по воде расходится. В основном молодежь ходит. Мы открыли джазовый сезон и поняли, что он у нас уже десятый: всегда аншлаг. «Перекресток» по пьесе Леонида Зорина идет уже пять лет, и всегда зал полон, — рассказала директор.
Сегодня на этой сцене свои спектакли ставят иркутские режиссеры и актеры, работает детский театр «Стрекоза». Гостями Дома актера в разные годы были Лия Ахеджакова, Галина Волчек, Вениамин Смехов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Булат Окуджава, Александр Градский и многие другие.
— Этот дом всегда собирал именитых людей, — с гордостью сообщила Александра Анатольевна. — Многие люди сидели здесь, на сцене Дома актера. Рассказывали о себе, общались со зрителями. Об этом только теплые воспоминания.
О добром духе
В конце октября 2017 года городские СМИ разнесли долгожданную новость о скорой реставрации Дома актера. Александра Иманова, правда, поправляет: говорить о сроках пока рано, но подготовительные работы, действительно, скоро начнутся — конкурс на разработку рабочей документации уже объявлен.
— Это красивейшее здание, — заметила она. — Наши зрители жалеют дом, как что-то родное, очень переживают за него. Все понимают, что его надо сохранить. «Кружевной» дом Европы отреставрировали, а наш, бедненький, все стоял и погибал. Дерево есть дерево, накопилось много проблем, связанных с дождем, снегом, где-то что-то подгнило. Пришло время реставрировать.
Пока же сотрудники Дома актера находятся в ожидании известия о временном переезде на период реставрации. Куда? Пока не ясно, да и никого из работников этот вопрос особо не беспокоит — такие вещи уходят на второй план, когда речь идет о столь долгожданном ремонте. Разве что, может быть, какое-то время им будет не хватать доброго духа, который царит здесь.
— В этом доме очень хорошо. Все приходят сюда и то же самое говорят. Тут хорошая атмосфера, как в домашнем театре, — с улыбкой окинула взглядом зал со сценой Александра Анатольевна. — Даже просто находиться здесь очень приятно. Ощущение домашнего тепла.
Руководитель Дома актера уверена: после реконструкции дом Бутина снова станет жемчужиной Иркутска и обязательно заманит на спектакли тех, кто раньше проходил мимо затерянного в тихом переулке таинственного особняка.
Кстати, на вопрос о тайнах и загадках Александра Анатольевна лишь пожимала плечами, говоря, что за долгие годы работы каждый уголок дома уже стал родным, изучен вдоль и поперек. Хотя…
— Ходили слухи, что был здесь какой-то подземный ход, который вел из этого здания к винным складам, — вдруг вспомнила директор Дома актера. — Но пока его никто так и не обнаружил… Может, при реставрации найдут?
Автор фото — Зарина Весна
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Фоток побольше бы.