Былые годы и былые мэры
При мне в думе было больше самостоятельности. Она была более открыта. Времена меняются, и независимость и способность влиять на те или иные решения требуют ежедневного труда, ежечасной работы на отстаивание своей независимости. К сожалению, сейчас время достаточно сытое для городской думы, либо цели иные у депутатов, но я так вижу.
Что касается местного самоуправления, конечно, оно находится в достаточно зависимом финансовом положении от государственной власти. Когда у нас абсолютное большинство муниципалитетов дотационные, говорить о системной самостоятельности принятия решений не приходится.
Я работал в думе при двух мэрах. Владимир Викторович Якубовский — это человек системы, который прошел все необходимые стадии, чтобы стать мэром крупного города. Он и демонстрировал, что проходил все эти ступени, соответственно, и подходы к управлению были по всем канонам.
Виктор Иванович Кондрашов — это человек больше случайный. Он случайно оказался мэром, но его способности недюжинные, в том числе способности индивидуальные, позволили ему в кратчайшее время обучиться и взять управление городом с тех позиций, которые он считал дозволенными на тот момент времени. Это касается личностных моментов.
Эпоха правления Якубовского от эпохи Кондрашова отличалась значительно. По финансовому наполнению, по экономической ситуации. Если при Якубовском это время раннего посткризисного периода и только самое начало подъема экономического, то правление Виктора Ивановича — это пять лет работы в эпоху экономического подъема, постоянный прирост бюджета. Это уже не затыкание дыр, а крупные проекты, что с 350-летием совпали. Да и Дмитрий Федорович Мезенцев внес свежую струю. Совокупность этих факторов позволяет относиться к его правлению более позитивно.
Иркутск — город свободный, а не протестный, это две большие разницы. Если говорить об избрании Виктора Ивановича мэром, мне на ум приходит фильм «Бриллиантовая рука». Помните, там пароход отходит, журналист берет интервью у героя Никулина с семьей? Обращается к нему: «Вы в первый раз едете?», а он говорит: «Вообще, по правде говоря, я не хотел ехать, я хотел купить жене шубу». Так и здесь.
Как сейчас помню, он зашел ко мне в кабинет, я спросил: «А вы кто?» Он говорит: «Я мэр Виктор Иванович Кондрашов». И никакой войны тогда не было. Первый разговор перед этим у меня был с Дмитрием Федоровичем Мезенцевым. Как раз после выборов. Я спросил его тогда, что мы будем делать? Он сказал: помогать. Это выбор жителей Иркутска.
Я не счел возможным для себя на тот момент пойти на эту должность. Потому что считал, что не готов. Мне поступало несколько предложений. Мы консультировались со многими, но тот выбор, который сделал политсовет в отношении Сергея Васильевича, я уже тогда говорил, что это неправильно. Потому что нужно было знать на тот момент Иркутскую область.
И в 2010 году, и на выборах губернатора проиграл тот кандидат, который хотел не так или не хотел выиграть. Поэтому о выигрыше благодаря только оппозиционности кандидатов можно говорить с натяжкой.
Выборы или право на ошибку
Столько шума, трагедии вокруг отмены выборов, столько у народа забрали… А народ никак не реагирует. И чего мы должны делать? Я уверен, что необходимо будет менять законодательство сразу, как только либо на митинг придет большое количество народу, который скажет, что у него забрали эту свободу выборов. Либо на выборы, например, в Заксобрание придет меньше пятидесяти процентов избирателей. Тогда есть о чем говорить.
Сейчас, по прошествии времени, уже никто не возьмется говорить, когда это началось. Существуют предусмотренные законодательством формы, некая история, в том числе навеянная и тем, что Виктор Иванович, не имея никакого представления о местном самоуправлении, по сути, неизвестный человек, стал мэром.
Вот председателя думы в Улан-Удэ в следующий раз выберут не из числа депутатов, а всенародным голосованием. А какие у него полномочия? Вы посмотрите, о чем Голков (Александр Голков, мэр Улан-Удэ. — Прим. ред.) говорит, что меняют уже третьего главу администрации. Потому что они плохо работают и есть всегда возможность на раз среагировать. Что-то не так — они его вызывают. Он не справляется — его меняют. Вот это четкая быстрая реакция, когда не терпят пять лет ошибку совершенную, потому что кто-то пришел, более креативно выступил, наобещал золотые горы, его избрали, а потом с ним маются.
В 2015 году депутаты избрали человека, которого они рассмотрели за полгода. Он поставил себя таким образом за столь короткое время, когда это позволило депутатам думы остановить выбор именно на нем. В подтверждение того — развивающийся и растущий бюджет и выполняемые программы. Скажите, что не делается? Или что не выполняется?
У меня нет фактажа, чтобы сказать, что где-то не получилось. Я уверен, что это абсолютно рабочая формула, структура. Современные институты, необходимые в местном самоуправлении, развиваются. Программы, в которых город участвует, реализуются, имеют место быть и с неплохим результатом. Если есть у кого иное мнение, я готов обсудить.
Конфликты: реальные и надуманные
Я сожалею о процессах, которые происходят в ассоциации муниципальных образований. Я считаю, это клинч, в который вольно или невольно схватились ассоциация и губернатор. К сожалению, ни одна из сторон не ищет варианты выхода из этой ситуации, а обе рассматривают силовой окопный выход — кто кого пересидит. Это вредит взаимоотношению органов местного самоуправления с государственной властью регионального уровня. Очень вредит.
Ассоциация создавалась давно, она была пионером, одной из первых в стране, создавалась для позитива в сложное время. Тогда нужно было искать пути взаимодействия, поднялись амбициозные люди и создали ассоциацию. Сейчас нужно найти в себе мужество и перезагрузить ситуацию, не привести ее к развалу. Вот у меня старенький iPhone, и, когда он глючит, его надо выключить и перезагрузить.
Я не вижу конфликта с губернатором, который пришлось бы преодолевать. Если не раздувать того, чего нет, а говорить объективно, где он, конфликт? Ну да, кто-то кому-то какие-то замечания высказывает, и в этом смысле спрашивать о том, находится ли «Единая Россия» в оппозиции к губернатору — не совсем верно. Сколько у нас губернаторов-коммунистов в стране? Немного, мягко говоря. Так что скорее это губернатор не находится в оппозиции к существующему порядку в стране и к Законодательному собранию.
Кто-то ожидает от него резкостей, пропитанных столетней давности событиями, что он должен с броневика неизвестно что делать. А нет, идет осовременивание всего. Возьмите партийные документы и дайте почитать знатокам. Кто-то найдет различие? Мало таких людей, которые отличат, что — от КПРФ, а что — от «Единой России». Все хотят одного и того же. Поэтому за все время я и не увидел у губернатора вещей крайнего толка.
Если бы в 2013 году мне сказали, что я буду возглавлять комитет по здравоохранению, я бы рассмеялся вам в лицо. Потому что мой конек — местное самоуправление, государственное управление, я так считаю, там познаний больше. Но так уж получилось, что я занимаюсь тем, куда меня определила в том числе партия.
Мы динамично развиваемся, растет бюджет, при этом у нас огромная пропасть в благосостоянии муниципалитетов. Но неужели мы не понимаем, что одна из главных причин неудовлетворенности населения действиями государственной власти — качество оказания медицинской помощи?
Мы понимаем, что проблема связана в первую очередь с кадрами, но почему мы не делаем реальных шагов? Говорим, что это проблема, но все сваливаем на муниципалитеты. И если кто-то говорит, что мы своим законом в чем-то освободили муниципалитеты, нет — ничего мы не освобождали. Мы дополнительно возложили обязанности на государственную власть.
У нас с министром здравоохранения нормальные взаимоотношения. Какого-то противостояния нет и не может быть. Межличностные конфликты я не допускаю на работе. Профессор Сергей Иванович Шишкин говорит: в политике нет права на обиду. Если ты обижаешься, тебе в политике не место.
Абсолютно не разобравшись, ввиду отсутствия управленческого опыта разыграли эту истерию летнего периода. Когда приезжали в «серый дом», говорили, что примут тот законопроект и все рухнет, подписи собирали, при этом совершенно не читая, что там написано. Это по меньшей мере поверхностно. Глубину никто не хочет смотреть.
Мы с коллегами мыслим стратегически и последовательно. А все эти флешмобы, которые организуются в соцсетях, мы просто списываем на загруженность министра. Он не смог разобраться в деталях, кто-то ему подсказал неправильно, все к этому выкатилось.
Я понимаю, что общение в соцсети подразумевает максимальную скорость. Потому что завтра что-то будет уже неинтересно, уже будет истолковано неправильно. Так вот скорость — это здорово, что мы не ждем 30 дней для официального ответа от депутата Законодательного собрания, мы общаемся, как этого требует время, как это должно быть. Все больше людей доверяют электронным СМИ, ведь это, в отличие от телевизора, пассивное созерцание. Соцсети позволяют мгновенно реагировать на то, что нужно населению.
Автор фото — Зарина Весна
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Трус и подхалим. Даже фамилию вслух произнести побоялся. О ком речь, уважаемый? О первом после бога? Или же это высшая степень пренебрежения? Я тебя, человек, которого мы согласовали, не вижу, не слышу, не воспринимаю…но при этом боюсь…и буду тебе, безымянному тихо свистеть дифирамбы…