Идея ролика принадлежала не нам, а специалистам Armani, однако организацией съемок на Байкале занимались мы: Валерия Шмакова, я и наша съемочная группа. По сценарию главный герой, чемпион мира по конькобежному спорту американец Джои Мантиа, путешествует по льду на хивусе (катер на воздушной подушке — прим. ред.), по острову на уазике и на коньках по прозрачному льду Байкала со скоростью больше 50 километров в час. Полученный ролик очень сильно отличается от сценария. У нас было достаточно свободы во время съемок, поэтому мы сняли много дополнительного материала. Некоторые из наших идей вошли в конечную версию ролика, например как Джои играет в футбол.
Первый ролик рекламной кампании парфюма снимался в Доминикане. В нем принял участие кайтсерфер Том Курт, который также приезжал на Байкал летом для съемок спортивного промовидео. Второй эпизод изначально планировался на льду. А как известно, на Байкале уникальный лед и найти другой такой — ровный и гладкий — просто невозможно.
Нам удалось убедить французскую команду, что реализация проекта на Байкале вполне реальна. Их опасения были связаны со льдом в это время года. 28 марта найти ровный и гладкий лед на Байкале трудно. В 2016 году в это же время он был мутный и уже раскалывался. В этом году зима была длинная, и нам повезло. Подготовка началась задолго до дня съемок. Мы подобрали необходимые локации за три недели. За несколько дней до съемок еще раз проехались по всем местам и подтвердили их идеальное состояние. Все это время отслеживали состояние льда, снимали с коптера, смотрели, стабилен он или нет.
В съемках приняли участие французские продюсеры, иркутские и московские операторы. Съемочная группа состояла из семи человек, с французской стороны было только двое. Французская группа в России была впервые. Они не представляли, что такое весна в Сибири, а потому прибыли в легких курточках, жилетах и кроссовках. Но очень скоро уже ходили в нашей обуви и одежде. Стэфани, один из продюсеров, быстро смекнув, что к чему, купила кроличью ушанку.
Съемки длились четыре дня. Работали по 18 часов. Снимали на льду, подо льдом, с коптера, с квадроцикла, из хивуса.
По сюжету главный герой должен ехать по Ольхону на уазике. И это должны были быть не постановочные кадры. Предполагалось, что Джои сам сядет за руль. Поначалу водитель «буханки» – местный житель Ольхона — наотрез отказался пускать за руль своей машины кого-либо. «Это очень старый автомобиль, — говорил он, — и никто, кроме меня, не может с ним сладить».
— Понимаете, нужно на тормоз нажать два раза, на сцепление — три раза… Вы не справитесь. Это невозможно, – уверенно заявлял он.
Но мы объяснили, что нам нужны кадры за рулем и именно его машина. В ней был очень колоритный салон. И он сдался. Мы уехали за Хужир. Водитель еще раз объяснил алгоритм нажатия на педали, я перевел это Джои. Джои сказал «окей», сел и поехал, не заглох ни разу, не дернулся, поехал так, как будто это его уазик. Как потом пояснил спортсмен, контролировать свое тело ему абсолютно не сложно. И когда нужно нажать здесь столько-то раз, потом столько-то — для него это несложная задача. В этот момент надо было видеть лицо водителя, который не ожидал такого поворота. К слову сказать, во время съемок он сидел с нами в салоне и внимательно наблюдал за Джои.
Конечно, Джои до этого момента уже ездил на механике. Но механика механике рознь. И если спортсмен мог ездить на «Форде» с механической коробкой по Аляске, это не значит, что он смог бы то же за рулем уазика по Ольхону. Но у него все получилось. Мы все отсняли с 2-3 дублей.
Джои приходилось тяжелее всех. Его спортивный костюм — это лайкра. Он не утеплен и не предназначен для езды в таких условиях. Есть кадры, где он надевает костюм на голое тело, а съемки проходили при -20 градусах. А чтобы был пар, мы еще обтирали его мокрым полотенцем.
Олимпийский чемпион привык гонять по идеально ровному льду со скоростью 60 километров час. На Байкале он развил скорость до 50. Я ехал за ним с оператором на квадроцикле 45 километров в час.
Джои Мантиа готовится к олимпийским соревнованиям, поэтому у него было одно и главное требование к нам — внимательнее относиться к его здоровью. У нас всегда был теплый салон авто, одеяла, дополнительная одежда. Поэтому все обошлось, и он не заболел. У него не было нареканий ни по номеру, ни по еде. В работе он вел себя как профессионал. Если нужно вставать рано — вставал, переодеваться на морозе — переодевался.
В ролике есть кадры, когда Джои играет в футбол. Они не постановочные, и их изначально не было в сценарии. Мы просто проезжали мимо ребят, которые играли в футбол, тогда и родилась идея поснимать игру. Мы подошли к ребятам и спросили разрешения, чтобы Джои сыграл с ними. Те окинули его взглядом и предупредили, что он может испачкаться, переживали, что поле пыльное, а у Джои черные брюки. «Не страшно», — заверили мы их. Спортсмен поиграл в футбол, мы побегали за ним с камерой. Французские продюсеры говорили, что эти кадры не пригодятся, однако включили их в ролик.
Съемки прошли по плану, которые омрачил, пожалуй, только сервис. Мы жили в «Байкаловом остроге», были единственными гостями, и при этом сервис был отвратительный. Нам было стыдно за поведение персонала, но, конечно, группа почти ничего не заметила: мы, как организаторы, все гасили как могли.
Ольхонский народ избалован вниманием. Его не удивишь ни киношниками, ни съемками. Местные жители в большинстве своем на нас даже не обращали внимания. Для них это будни. Мы же не кричали на каждом шагу: «Эй, ребята, мы снимаем для Armani, а это чемпион мира». Однако несколько раз на съемку приезжали люди, которые пытались качать права. Говорили, что это их земля, лед и чтобы мы уезжали отсюда. Но нам помог водитель хивуса, который довольно быстро избавлял нас от их присутствия правильно построенным сибирским диалектом. В целом же на Ольхоне доброжелательная обстановка.
Работать с Джои Мантиа было одно удовольствие. С одной стороны, он спокойный, с другой — обладает тонким чувством юмора и обширными знаниями. Очень часто он смущал и веселил англоговорящую часть группы своими шутками. Съемки прошли весело, легко и непринужденно. Джои спортсмен, чемпион, он объехал полмира, поэтому не задавал глупых вопросов про медведей. Он знал, куда едет и чего ожидать.
Многие после выхода ролика упрекали нас в том, что мы никому не рассказали о приезде спортсмена в Иркутск. Но мы по контракту до его выхода ничего никому не могли говорить. К тому же съемочный график был плотный. Практически со льда вся группа отправилась в аэропорт. Когда французские продюсеры уезжали из Иркутска, они признались, что ничего масштабнее и безумнее не делали.
*Аква Ди Джио
** Армани
Фото и видео из личного архива Максима Савченко
Анастасия Маркова, ИА «Иркутск онлайн»
Ничего суперэдакого. Ну, приехали, сняли. Ну, захотели, полюбовались красотой, поели местной кухни, ну, запустили какой-то очередной роллик гейского брэнда. Ничего экстра в этом нет. Никто и не обязан везде встречать приезжих режиссеров, актеров и так далее с фанфарами и караваем. Проявить…