Вечер пятницы. Одна эта фраза означает — трудовая неделя закончилась и можно, наконец-то, расслабиться. Только не сотрудникам ГИБДД. У них в выходные работы становится больше: необходимо обеспечивать безопасность на дорогах и предотвращать возможные «пьяные» аварии.
За рулем автомобиля спецроты — старший лейтенант Григорий Калашников, рядом — капитан Виктор Дуйков. На часах около 22:00, следуем на первую точку — остановку «Троллейбусное депо».
На месте уже работают пять автомобилей со спецсигналами и около десяти сотрудников ГИБДД. Инспекторы останавливают каждый второй автомобиль для проверки документов. Полицейский тормозит кроссовер Toyota, за рулем — интеллигентный мужчина в очках, рядом — непрерывно щебечущая жена, на заднем сиденье — пассажиры. Водитель открывает окно и подает документы. Стоя рядом, ощущаю, как мне в лицо пахнуло сильным запахом алкоголя. Мужчина объясняет: праздновали день учителя, выпивали друзья и жена. Инспектор просит выйти водителя на улицу и, удостоверившись в правоте его слов, отдает документы и отпускает веселую компанию.
В это же время наблюдаю, как останавливаются внушительные черные внедорожники, юркие розовые женские «жучки», грязные грузовики, тонированные «марки» и «девятки». Вот парень у Mark-2 после разговора с инспектором обреченно срывает «глухую» тонировку с передних стекол, трое мужчин поочередно выходят из грузовика, и водитель, бурно жестикулируя, что-то пытается объяснить полицейскому. Как оказалось, у него нет ни прав, ни «желтка», ни страховки ОСАГО.
— А что происходит-то? — спрашивает у меня стоящий рядом водитель «девятки», складывая документы в кошелек.
— Рейды по выявлению пьяных водителей, — машинально отвечаю.
— А, ну это правильно, много пьяных в последнее время, — соглашается он со мной. — Ну, я не пью, мне еще на работу ехать, — улыбается мужчина и скрывается внутри автомобиля.
Слышу, как меня окрикивает Григорий, и спешу к служебному автомобилю.
— Что случилось? — спрашиваю.
— Быстрее, быстрее, — торопит старший лейтенант. — Как, серая «адэ»? — уточняет у напарника. Тот утвердительно кивает. — Где-нибудь во дворах скрылся, догоним.
По дороге мне поясняют, что мужчина за рулем Nissan AD следовал по направлению к патрулю, но внезапно свернул в ближайший проулок, чем и вызвал подозрение полицейских. Обследовав несколько дворов, Григорий у одного из подъездов замечает разыскиваемый автомобиль с приглушенными фарами.
Инспекторы проверяют документы водителя — молодого парня, который не может объяснить причину своих странных действий. Водителю велят следовать за служебным автомобилем для дальнейшей проверки на наличие в организме алкоголя.
«Ему там Родная звонит….»
По рации передают, что в Первомайском микрорайоне по адресу Мамина-Сибиряка, 80 произошла авария. Пассажира в критическом состоянии уже увезли в больницу, водитель скончался на месте. Предположительно, он сел за руль пьяным. Направляемся туда.
На узкой улице частного сектора перед нами предстает страшная картина: под раскидистым деревом у каменной стены дома лежит, будто смятый огромной рукой, автомобиль Toyota Premio. На месте уже работает один из экипажей ГИБДД. Будучи в полной уверенности, что пострадавшего и труп увезли, подхожу к сплющенному водительскому сиденью и замечаю руку… поднимаю глаза и вижу труп молодого мужчины с окровавленным лицом. Один из полицейских увидел, как я отпрянула от груды железа, которая еще полчаса назад была автомобилем:
— Не видела никогда такого?
Я отрицательно помотала головой, сдерживая дурноту.
— А мы такое в последнее время все чаще и чаще наблюдаем, — говорит полицейский.
Очевидцы рассказывают, что видели, как автомобиль ехал на высокой скорости, виляя из стороны в сторону, и в какой-то момент снес деревянный столб и врезался в бетонную стену дома. Осмелев, я вновь подхожу к разбитой машине — рядом валяются кроссовки. Как позже выяснилось, они слетели с пассажира во время удара. Уже собираясь уезжать с места происшествия, слышим, как где-то рядом заиграла музыка. Понимаем, что звук исходит из Toyota. К нам подходит фотограф и говорит:
— У него там телефон звонит.
— Не берите трубку, не нужно, — качает головой Виктор.
— Там ему Родная звонит… — растерянно продолжает фотограф.
Притихшие, садимся в служебный автомобиль для продолжения рейда. Нам передают, что на улице Трилиссера в результате погони задержали пьяного водителя Toyota Ipsum.
Остановка по требованию
Как пояснил инспектор ДПС Вячеслав Романов, патрулируя улицу 30-й Дивизии, он заметил, как в проезжавшем автомобиле громко играла музыка. На требование остановиться водитель отреагировал неоднозначно — прибавил скорость и попытался скрыться. Нарушителя удалось догнать, однако с друзьями ему не повезло: едва машина остановилась, задние двери открылись и пассажиры бросились врассыпную.
Мы подъехали, когда уже оформляли протокол. Мужчина отрицал, что именно он был за рулем. Но почему-то на вопрос, кто же тогда управлял автомобилем, ответить затруднялся. Его и без того шаткое положение ухудшило категорическое нежелание проходить медосвидетельствование.
— Что же такое, все «идут в отказ» сегодня, — негодует Виктор.
— Что значит? — спрашиваю.
— Отказываются от медосвидетельствования, — поясняет капитан.
— Но это же автоматически означает лишение права управления? — уточняю, на что Виктор утвердительно кивает. Действительно, если ты трезв, зачем отказываться от медосвидетельствования?
Около 02:00, нам рассказывают, что за вечер на дорогах Иркутска уже остановили около восьми пьяных водителей. Эти иркутяне ехали по центральным улицам, подвергая смертельной опасности себя, пассажиров и обычных горожан, спешащих в позднее время по своим делам.
Одним из немногих водителей, кто честно согласился «подышать в трубочку», стал мужчина за рулем Toyota Hilux Surf. Он со спокойным лицом сидел в автомобиле ГИБДД, полностью признавая свою вину. На вопрос: «Зачем сели в пьяном состоянии за руль?» — ответил незатейливо: «Так вышло…» А что тут ответишь?
Глубокая ночь, около 03:00. По пути нам попадаются многочисленные экипажи ДПС, патрулирующие дороги города. Я напоследок задаю вопрос полицейским:
— На что может надеяться человек, садясь пьяным за руль? Полтора-два года лишения прав управления автомобилем — большой срок для водителя. Почему не боятся остаться на долгое время без «колес»?
— А разве их это останавливает? — отвечает Виктор. — Садятся снова, уже лишенные. Думают же, мол, «авось не попадусь», а оно вон как происходит, как сегодня в Первомайском.
Перед глазами всплывает страшная картина, заставляя еще больше удивляться беспечности людей. Оставь автомобиль дома, вызови такси или «трезвого водителя» — что может быть проще. Но люди садятся в невменяемом состоянии за руль, не подозревая, что на другой чаше весов — своя собственная или чужая жизнь.
С 6 по 8 октября на территории Иркутска и района сотрудники Госавтоинспекции провели рейды по выявлению водителей в состоянии опьянения. За трое суток по области задержали 323 нетрезвых водителя, из них 150 — в Иркутске и Иркутском районе. В отношении нарушителей составлены административные протоколы, еще 10 водителей привлекут к уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. По вине нетрезвых водителей за 9 месяцев в Иркутской области произошло 401 дорожно-транспортное происшествие, в которых 77 человек погибли и 567 получили ранения.
Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»
Фото Никиты Пяткова
Это замкнутый круг и будет продолжаться вечно, бесполезно что-то говорить, что-то писать…Они все прекрасно знают, что не нужно пьяным садиться за руль или с пьяным водителем и всё-равно происходит не поправимое.Берегите себя и своих близких…