Этим летом по поручению министра транспорта РФ Максима Соколова была организована рабочая группа по созданию экофлота на Байкале. В ее состав вошло и Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП). Что же такое экологический флот? Это специализированные судна, основная задача которых — собирать и перерабатывать отходы с других судов.
— Сейчас на озере работает единственное такое судно комплексной переработки отходов «Самотлор». Но одного его мало. Чтобы покрыть потребность в сборе нефтесодержащих и сточных вод на Байкале, необходимо три таких. ВСРП готово построить корабли в течение двух-трех лет, — пояснил Павел Безматерных. — За навигацию «Самотлор» может перерабатывать до 2500 кубических метров отходов.
Судно было переоборудовано в 1998 году в станцию комплексной переработки судовых отходов из двухвинтового наливного теплохода, который предназначался для перевозки нефтегрузов на Байкале. Длина «Самотлора» составляет 65,4 метра, ширина — 9,52 метра. Грузоподъемность — 600 тонн. На несамоходный танкер, стоящий в порту Байкал, поступают отходы со всего флота ВСРП. Кроме того, нефтесодержащие и сточные воды сюда сдают несколько сторонних судов.
Ежегодно число судов, курсирующих по Байкалу, растет. По данным государственного доклада, посвященного состоянию озера, в 2015 году на Байкале в Иркутской области зарегистрировали 239 судов внутреннего водного транспорта и 2233 маломерных, в Республике Бурятия — 4704. На «Самотлор» за навигацию 2015 года с 36 судов, принадлежащих пароходству, сдано 565 кубометров нефтесодержащих и сточных вод, с 30 объектов стороннего флота — 42 кубометра. В 2016 году с судов ВСРП сдано 536, с 32 сторонних — 65 кубометров.
Недавно созданное Байкальское межрегиональное управление Росприроднадзора проверяет на кораблях наличие емкостей для сбора подсланевых и сточных вод. Специалисты смотрят договоры на сдачу отходов и подтверждающие документы.
— Как видно из приведенных цифр, с учетом только зарегистрированного официально флота ( в Российском Речном регистре и Государственной инспекции маломерных судов) фактический объем нефтесодержащих и сточных вод, образующихся на Байкале каждую навигацию, больше в несколько раз. Такая ситуация существовала на протяжении многих лет, — уточнил директор пароходства. — Рабочая группа, созданная по поручению министра транспорта РФ Максима Соколова, разработает предложения и пути их реализации по созданию экологического самоходного флота и стационарных плавучих объектов, способных принимать отходы с судов, курсирующих по Байкалу. Она же курирует вопрос водных путей на Байкале, строительство причалов, способных принимать сливы и обеспечивать цивилизованную эксплуатацию флота.
Реконструкция «Самотлора» в самоходный вариант позволит собирать нефтесодержащие и сточные воды, курсируя по акватории озера. На переоборудование уйдет шесть месяцев.
— У нас есть проект по постройке еще двух судов типа «Самотлор», который, конечно, должен быть реализован в самоходном варианте. Экосуда будут курсировать по Байкалу, причаливая в местах наибольшего скопления флота и собирая отходы, — процесс сдачи должен быть максимально удобен для всех. Этот проект потребует актуализации и приведения в соответствие современным техническим регламентам. Сейчас существует множество современных проектов, соответствующих всем экологическим нормам и техническим требованиям. Лучший из них должен быть выбран согласно установленной законодательством процедуре торгов, — рассказал Павел Безматерных.
Помимо актуализации вопроса создания экофлота на Байкале, ВСРП разработало и представило предложения по строительству и размещению плавучих станций для приема отходов. По проекту станция оборудована системой приема, очистки и обеззараживания битовых и сточно-фекальных вод. Цистерна приема вмещает 230 кубических метров. Вода проходит несколько фильтров и обеззараживание озоном.
Станции позволят снять проблему сдачи отходов в местах наибольшего скопления судов в период навигации. Плавучие платформы планируют установить в акватории Малого Моря, пристаней Усть-Баргузин и Турка.
— Сейчас министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области проводит конкурс на поиск подрядчика по разработке проектной документации по организации и обустройству приемных пунктов нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов с судов. Параметры станции будут предложены проектировщиками, — отметил директор ВСРП.
Рабочая группа по созданию экофлота также курирует строительство судов-сборщиков и причалов, способных принимать сливы. Имеющиеся в регионе и в Бурятии причалы не рассчитаны на прием загрязненных вод.
Для того чтобы в федеральную программу по защите озера Байкал включили пункт о строительстве экофлота, ВСРП направило соответствующее предложение министру жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артуру Сулейменову. В мае была сформирована межведомственная группа, которую возглавил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.
Алина Вовчек, ИА «Иркутск онлайн»
Так получается, что капитаны, все команды кораблей и туристы не по своей воле «сруть» в Байкал ежедневно? НАДО ТОЧНО ПОВЫШАТЬ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ НА БАЙКАЛЕ! Застрем его по быстренькому - вот и год экологии удался. Это конечно сарказм. Но вот если я сяду в воду и буду справлять нужду - меня…