Ни бачка для бычка
Проблема утилизации мусора встает перед путешественниками уже по пути на Ольхон: начиная от поселка Баяндай и до Хужира, за исключением изредка встречающихся деревень с придорожными кафе, нет ни одного контейнера, ни одной мусоросборочной площадки. В чем же причина?
На этот вопрос нам ответила главный специалист отдела экологии и природопользования администрации Ольхонского района Марина Пестонова. По ее словам, руководство района уже устанавливало контейнеры в прибрежной зоне, но потом их пришлось убирать. Причина — несовершенство законодательства.
— Контейнеры были, вот только их запретила прокуратура. Законом разрешен только вывоз на полигон. По контейнерам мы вопрос продумываем, будем его решать. Но сейчас сложно сказать, как именно. Пока у нас запланировано строительство мусороперегрузочных станций в пяти поселениях, — замечает специалист.
Есть еще одна хорошая новость: на единственном действующем полигоне Имел-Кутул появится мусоросортировочная станция. Уже получено софинансирование, подписано соглашение с министерством строительства Иркутской области. Разрабатывается проектно-сметная документация, строительство запланировано на следующий год.
Впрочем, собрать мусор — половина проблемы. Для Ольхона актуален другой вопрос: куда вывозить накопившиеся отходы. Особенно это касается сброса нормативно-очищенных сточных вод, которые закон требует сбрасывать только в открытые водоемы, а это — Байкал.
— Естественно, население и администрация поддерживают общественность, наша общая позиция — мы сбрасывать в озеро ничего не хотим, как и в реки, которые все нерестовые — Бугульдейка, Кучелга, Анга, а они к тому же впадают в Байкал. Надо предусмотреть на федеральном уровне хотя бы сброс в грунт, куда угодно, — сетует Марина Пестонова.
Поэтому пока муниципальные власти возлагают надежды на федеральный центр, тем более что президент Владимир Путин на последней прямой линии согласился с необходимостью смягчить федеральный закон об охране Байкала.
Но исправлять положение не забывают и местные власти на своем уровне. Благо, говорит заместитель мэра Ольхонского района Раиса Белеева, стремление есть и активных людей немало.
— Общественность всегда активно подключалась к этой теме. Мне вспоминается один из первых проектов «Чистые берега Байкала». Тогда, в 2005 году, к нам на остров Ольхон пришел самый первый мусоровоз на территории района. Так мы начали вывозить отходы на материк. Смешно вспомнить, какие это были объемы, но тогда это было прорывом, — вспоминает Раиса Белеева. — Сейчас внимание общественности и защитников природы достигло своего апогея. Именно в этом направлении нам надо расти и развиваться.
Тропа войны с мусором
Проблема твердых отходов, свойственная всей береговой линии острова, особенно остро проявляется на Сарайском пляже. Это излюбленное место туристов, вся его территория, в том числе зеленая зона с редкими соснами и «краснокнижными» растениями, каждый летний сезон покрывается разнообразным мусором, а ветер разносит пакеты и обломки пластиковой посуды, которые застревают в траве и корнях деревьев.
Сегодня сотрудники «Заповедного Прибайкалья» и экологи ведут борьбу на двух фронтах: с одной стороны — берег, куда каждый день норовят пробраться туристы на автомобилях. С другой — площадка для свалки мусора со стороны поселка, которая не справляется с объемами, ведь его свозят сюда близлежащие турбазы. Ветер довершает грязную работу, разнося мусор по всей охраняемой зоне. Эта проблема хорошо известна доктору физико-математических наук, профессору ИРНИТУ Аркадию Калихману, проектирующему экологические тропы:
— Они говорят мне: «Ну чего мы будем 800 рублей платить за вывоз, может мы, мужик, договоримся?» Я-то, конечно, мужик, но со мной договариваться не о чем. Ну и отвечают: сбрасывали и будем сбрасывать. Сюда все вывозят второй год подряд, захлебываемся в этом мусоре.
Как бы ни препирались экологи с недобросовестными бизнесменами, жители Хужира сходятся в одном — наибольший ущерб острову и озеру приносят «дикари». Эти люди привозят с собой полные сумки продуктов, оставляя после себя горы мусора. По подсчетам местных жителей, в разгар сезона на одном только Сарайском пляже может одновременно находиться до нескольких сотен палаток.
Чтобы уменьшить разрушительное воздействие машин на почву, на пляж полностью запретили въезд транспорта. Следующий этап — снижение нагрузки со стороны туристов-пешеходов, ведь даже их прогулки наносят ущерб экосистеме.
Проект, который позволить реализовать эту задумку, называется «Сарайское кольцо». Он предполагает обустройство тропы из деревянного настила длиной больше двух километров, а туристы будут организованно проходить единым маршрутом по Сарайской дюне до берега, получая возможность посмотреть на уникальные природные объекты.
Тем самым, говорит Аркадий Калихман, удастся оградить почвы от вытаптывания и контролировать поток гостей, ведь сейчас уследить за поведением каждого человека невозможно.
— Мы этим благоустройством увеличим рекреационную емкость и снизим нагрузку. Казалось бы, это противоречие, ведь с увеличением количества людей растет и нагрузка. Но эта тропа позволяет водить две, три сотни человек в день, и людям незачем с нее сходить, — уточняет профессор.
Реализация этого проекта на завершающей стадии. В июле 2017 года сотрудники «Заповедного Прибайкалья» разметили места для тропы и автостоянки. Основные работы развернулись в конце августа. К началу сентября обустроена стартовая площадка тропы. С 2018 года прилегающая к поселку часть Сарайского пляжа окончательно станет экскурсионной.
Сбор Майора и сумки-бумеранги
Существует два пути решения проблемы накопления отходов на Байкале: уменьшение объемов ввозимого мусора и его переработка. Экологические активисты Ольхона работают в обоих направлениях.
Эксперты называют пугающую цифру: за сезон на остров ввозится примерно полмиллиона пластиковых пакетов, это колоссальная нагрузка на экосистему. Уменьшить эту цифру призвана «сумка-бумеранг», которую придумала и сшила местная жительница Светлана Шатаева. Суть проекта проста: гостям острова будут выдавать холщовые сумки, которыми можно пользоваться вместо пакетов во время пребывания на Ольхоне, а перед отъездом возвращать их.
Место выдачи — специальные стойки, которые организуют в нескольких местах на острове. Опытный экземпляр Светлана Шатаева сшила три месяца назад, с тех пор ее идею поддержали грантом, а число сумок значительно возросло — сейчас их количество затрудняется назвать и сама автор идеи.
Что касается переработки отходов, то необходимая для этого практика раздельного сбора мусора в России только приживается. Однако крупнейший остров Байкала, благодаря активным жителям, сумел оказаться в авангарде этого движения. Проходя по улицам Хужира, нельзя не заметить специальные ящики с тремя отверстиями, где на русском и английском языках написано, куда складировать стекло, пластик, а куда прочий мусор.
Их установка стала возможной благодаря проекту «Ольхон — экоостров». Его автор и руководитель — местный бизнесмен Семен Майор. Проект стартовал всего полтора года назад.
— На первом этапе организовали установку четырех крупных контейнеров, чтобы посмотреть, насколько эффективно это работает, и узнать, как доработать конструкцию. Потом выиграли грант по проекту «Чистые берега». Достроили еще 21 ящик. Купили технику для обслуживания и этим летом, начав в июне, установили все 25 контейнеров, — рассказывает Семен Майор.
Пока площадка для временного хранения не оборудована должным образом: нужны весы, пресс — это все, говорит автор идеи, в перспективе. Но уже можно гордиться результатами: только за этот сезон удалось собрать 15 тонн стекла, 3 тонны пластика и больше 100 кубометров прочего мусора.
— Пока все это хранится на площадке, — говорит бизнесмен. — Потом сдадим на предприятие по приему стекла, они и пластик принимают. Есть еще варианты, по которым часть стекла будет использоваться здесь — так заработает система замкнутого цикла. Часть стекла пойдет в соседнюю деревню к одному нашему активисту. Он строит дом из бутылок, не слышали?
Юрта из стекла и бетона
Имя Петра Холутова на слуху у многих жителей Ольхона. Он — тот самый строитель первого на острове «стеклянного» дома, стены которого состоят из бутылок, собранных добровольцами и волонтерами. Стройка развернулась прямо на его участке в деревне Харанцы, что в пяти километрах от Хужира.
— Такого материала тут много, это ведь вместо кирпича, — говорит Петр. — Просто вижу, что люди выкидывают бутылки на мусор. Свалка завалена всяким, тем, что можно использовать… А ведь в свое время стекло собирали. Когда-то нам давали задание на сбор бытовых отходов. Это в план даже входило.
Идея создания юрты по необычной технологии родилась у Петра Холутова в прошлом году. После того как план поддержал координационный совет острова Ольхон, он принял участие в конкурсе грантов. И получилось — на строительство выделили 50 тысяч рублей. Тогда же, в 2016 году, Петр залил фундамент. Основные же работы начались в 2017-м.
Диаметр юрты достигает 9 метров, толщина стен — 40 сантиметров. Помимо бутылок используется раствор, бетон, деревянные балки. Крышу Петр планирует покрыть профлистом. К началу сентября для создания стен Петр Холутов использовал около 8 тонн бутылок.
— Строительных профессий у меня очень много, я же и сварщик, и плотник, теперь фермер. Еще в молодости начал осваивать разные профессии. Работал шофером, механизатором на освоении новых земель. Приходилось пахать, сеять. Ехал на Сахалин, добывал рыбу, крабов, горбушу, таймень, пушнину. В 1998 году, когда дефолт пошел, вернулся сюда и оформил крестьянско-фермерское хозяйство, — вспоминает новоиспеченный строитель.
Волонтеры со всего острова продолжают подвозить стройматериал — ожидается еще тонн 8-10, хотя использованы еще не все бутылки прошлогоднего подвоза. В течение зимы Петр планирует закончить отделку, чтобы к весне дом был готов. Жить в нем он не планирует, юрта будет использоваться для заселения туристов.
— Раньше остров было рыбодобывающим и основные рабочие места были на местном заводе. Рыбодобыча по сути перестала существовать, — с грустью в голосе говорит Петр Холутов. — Теперь единственное, что кормит остров, — это туризм. Пока у меня в планах закончить одну юрту, а потом посмотрим, может, и за вторую возьмусь.
Большая уборка
На следующий день после встречи с экологическими активистами удалось поприсутствовать на второй в этом году акции по уборке острова и прибрежной полосы. В ней приняли участие жители Ольхона, работники и владельцы местных турбаз, сотрудники администрации, вызвались даже дети из местной школы.
Гости Ольхона за летний сезон оставили приличный объем работы — стекло, пакеты, пластиковая посуда, автомобильные шины, пустые канистры, палатки, а на берег у мыса Бурхан волны до сих пор выносят обломки легкомоторного самолета, который упал здесь 16 июля.
Как и в прошлый раз, на уборку вышла активист Ирина Ивлева. Она живет на Ольхоне уже восемь лет, с тех пор, как вышла замуж и переехала сюда из Москвы. В столице Ирина получила диплом МГУ, занималась организацией праздников, работала в компании по разработке нанотехнологий. В Хужире — воспитывает троих детей и борется вместе с ними за чистоту острова.
— Первый раз я просто присоединилась к тем, кто уже занимался волонтерством. У нас есть местная жительница, которая пригласила на проживание волонтеров из Иркутска. Приехали 15 добровольцев, она их разместила. Мы, узнав об этой инициативе, тоже приняли участие, стали привлекать местное население. Кто-то из владельцев баз говорит, что платят за вывоз мусора, остальное их не касается. Но есть и те, кто собираются, помогают инвентарем, силами. Мы хотим наладить эту работу, чтобы у нас традиционно минимум два раза в год жители выходили на уборку, — надеется активистка.
Если в прошлые годы в подобных акциях участвовали преимущественно волонтеры из Иркутска, то уборка 2017 года — первый опыт привлечения местных сил. Впервые это произошло в апреле, второй раз теперь, в сентябре. Ирина говорит, что на уборке задействовано очень много людей — не сосчитать.
— К нам присоединились даже водители, которые обычно перевозят по маршрутам на Хобой, на юг, и вот они тоже нам помогли. Размещаем объявления, в которых просим оповещать о найденных свалках. Если есть свободные руки, мы выйдем на место и уберем. Да и администрация нас поддерживает — единственная организация, сотрудники которой вышли на уборку в полном составе, — рассказывает Ирина Ивлева.
Среди тех, что успел в эти дни в перчатках и с мешком в руках пройтись по замусоренным местам, была мэр Хужира Вера Маланова. Она же из тех, кто пропагандирует раздельный сбор отходов на острове. Благо среди хужирцев эта тема легко находит отклик.
— Сейчас время диктует, что стекло и пластик надо отделять. Нужно, чтобы это входило в сознание наших местных жителей, в том числе гостей, что надо быть более организованными. Поэтому мы всецело поддерживаем активистов, мы выходили всем своим коллективом, давали объявления жителям. Участвовали и иностранные туристы. Это правильно, ведь тот, кто убирается, вряд ли сам станет сорить, — уверена глава поселка.
Однако, по словам Веры Малановой, если на сознание местных жителей еще можно повлиять, то с «дикарями» надо поступать иначе. Большинство из них не оставляют местным жителям никакого дохода, не помогают, а лишь вредят экологии. Мэр поселка считает, что во избежание разрушительного эффекта их отдыха нужно вводить ограничительные меры:
— Самое основное, от меня не зависящее, но что нужно сделать — оградить Шаманку. Мыс Бурхан — священный ансамбль, это памятник федерального значения, сегодня, я считаю, оскверняется. Его надо защищать. Пока не получается донести людям, что нельзя там ходить, что нельзя там мусорить, нельзя приближаться.
У нас до всякого доходит. Люди там и лазят, и в пещеру заходят, и в воду прыгают, а недавно на скале появились китайские иероглифы. Этого нельзя делать. Для тех, кому нужны пляжи, есть Таиланд, Турция, Сочи в конце концов. Нужно в горах полазить — езжайте на Кавказ.
Нам же хотелось бы, чтобы у нас процветал иной туризм, чтобы к нам приезжали люди за другими целями — помолиться, помедитировать, за духовным просветлением. Ведь Ольхон — это место энергетическое, место особенное.
Автор фото — Никита Пятков
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Видеонаблюдение и штраф от 5000. Каждая камера себя окупит. Где нет камеры, можно за фото- видео- подтверждение половину штрафа отдавать в пользу информатора. Это и сподвигнет доносить почаще. Не тот менталитет у нас - да ну, что я стучать буду? Не стучать, а проявлять активную гражданскую…