— Вадим Александрович, насколько оперативно готовилось это совещание, что это было?
— Мне позвонили, сказали, что вам нужно приехать на совещание в Улан-Удэ. Президент будет его проводить, и приглашаются мэры территорий, пострадавших от пожаров, и по которым было поручение Владимира Владимировича. Я перезвонил, говорю, зачем меня приглашаете? Когда президент приезжал в Иркутск, меня никто не позвал, а тут вдруг пригласили. А мне говорят, что это администрация президента связывалась, сказали пригласить. Потом перезвонили, сказали, что не в Улан-Удэ, а в поселке Танхой. Сказали — и ладно. Сегодня сел утром да поехал.
Приехал, там было два совещания, одно проводил президент с губернаторами, федеральными министрами и с Хлопониным (заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин, — прим. ред.) по вопросам экологии, Байкала. Второе совещание проводилось, опять же, с участием губернаторов, федеральных министров, Пучкова (глава МЧС России Владимир Пучков, — прим. ред.), президента Бурятии (врио главы Республики Бурятии Алексей Цыденов, — прим. ред.) и губернатора Иркутской области, чиновника из Администрации президента, и мэры территорий, которые горели.
— Но и у вас была личная встреча с президентом…
— Конечно, никто не планировал, даже в самом смелом сне не мог себе представить, что у меня будет личная встреча с президентом. Я был счастлив, что я его увидел, первый раз в жизни, так близко. Все пытался себя ущипнуть — понять, сплю я или не сплю. Потом, когда глава Бурятии доложил о ситуации по выполнению поручений президента по поселению Черемушки, президент вышел на связь с Черемушками. Посмотрел, все классно: и жителей спросил, никто их там не обманывает, как там дома строятся. Потом спросил: «Есть вопросы?». Нет вопросов. «По Иркутской области у губернатора есть вопросы?». Все разобрались. Губернатор сказал, что все нормально, деньги получили. «Есть вопросы?». У меня есть. Только не вопрос, а обращение необычное.
«Вот вас все уже замучили всякими вопросами, а я вас ни о чем не спрашиваю, просто хочу пригласить на юбилей города. Есть такой замечательный город — Черемхово, ему исполняется сто лет. Я даже настолько осмелился, что подготовил пригласительную открытку. Владимир Владимирович, разрешите передать. Но я понимаю, конечно, что вы не приедете, ведь вы человек очень занятой. Я просто хочу рассказать, что в 1921 году Владимир Ильич Ленин написал письмо черемховским шахтерам, и мы сто лет во всех уголках нашего города, на предприятиях его читали. Я вам обещаю, что если вы передадите такую телеграмму, то через сто лет мы будем читать вашу телеграмму. И еще я вам хочу сказать спасибо за программу переселения (из ветхого и аварийного жилья, — прим. ред.)».
Он сказал спасибо, встал и пошел. Я тоже пошел. Подошел какой-то человек, видимо, помощник, сказал, что Владимир Владимирович приглашает к себе. Я зашел, президент встал, поздоровался еще раз, говорит, чай? Говорю, буду, почему с президентом не попить чаю. Шиповниковый? Буду. Президент взял термос, открыл, налил мне чаю. Вот давай: о чем будем говорить? Говорю: футбол. Кто в футбол у вас играет? Говорю, команда есть футбольная. Стадион есть? Есть, но очень плохой, надо ремонтировать. А как думаю, хорошо сыграют на чемпионате мира в восемнадцатом году? Я говорю, плохо. Почему? Потому что плохо. Если вы будете тренером, может тогда наши и сыграют. Он говорит, что надо верить, надеяться. Я говорю, что буду верить и надеяться, но сыграют они плохо.
Потом спросил про культуру, есть ли у нас симфонический оркестр. Нет, говорю, есть губернаторский оркестр, он будет играть на улице (на праздновании юбилея Черемхово, — прим. ред.). Что, прямо на улице? Да, прямо на улице. А по площади будут ходить сто супружеских пар.
Рассказал, что кроме футбола у нас очень популярно дзюдо, у нас порядка 15-16 залов, и у нас очень хороший президент федерации, который вместе со мной вот это дело все развивает. У нас есть чемпионка мира, недавно наши пацаны заняли первое и третье место на кубке мира. Он говорит, отлично, передай своему президенту привет и спортсменам-дзюдоистам. Говорю, еще бокс — мы на прошлой неделе выиграли чемпионат Европы по боксу среди пацанов в Румынии, он даже удивился.
Обо всем поговорили, я ему рассказал про все ДК, про наши учреждения. Спросил, вы видели фильм «Любовь и голуби»? Вот Владимир Павлович Гуркин, наш земляк, мой ныне покойный друг. У нас в городе вообще классно, город замечательный. Все хорошие люди. Вот ваш друг Чемезов. Он говорит «Да ладно?» Вот вы спросите, где он родился, он скажет, что в Черемхово. Ну и дальше по тексту обо всем и ни о чем.
Мы очень много говорили об угольной промышленности. Я ему все рассказал, он живо интересовался. Сколько человек работало раньше, сколько сейчас, что происходит, какого качества уголь, куда идет. И самое главное сказал, что у нас главная проблема — рабочие места. И было бы неплохо, если бы он помог нам получить статус ТОР (территория опережающего развития, — прим. ред.), потому что мы моногород. Он говорит, зачем мне это надо? Я говорю, что пригодится. Хорошо, я дам поручение министру экономического развития Российской Федерации. Уже дал, уже все работают.
Потом я ему рассказал об ассоциации муниципальных образований, что она у нас есть, что она у нас замечательная, что я являюсь председателем, и мы работаем. Итак, еще несколько небольших вопросов. Я попросил президента, чтобы он поговорил со мной без прессы. Он согласился, и уделил мне еще несколько минут.
— Вадим Александрович, на самом деле всем в Иркутской области интересно — вы рассказали что-нибудь о конфликте между ассоциацией и аппаратом губернатора или нет?
— А зачем об этом рассказывать? Я думаю, что это никому не интересно. Кроме Чернышова (заместитель губернатора Иркутской области Дмитрий Чернышов, — прим. ред.) и тех, кто пытается этот конфликт раздувать. Больше никому не интересно.
Вадим Палько и Галина Солонина, IRK.ru
Конкуренция есть вот и работают. Пусть и дальше конкурируют с губернатором, от этого народу только польза.
А ирк.ру играет только за одну сторону и это печально.