Точка сбора
Работа добровольческой дружины законспирирована — место сбора каждый раз меняется, как и время. В этот раз встретились у Академического моста, здесь группы распределились по районам.
— Среди участников — небезразличные горожане, добровольцы из ДОСААФ и клуба по панкратиону. Начинали как дружина против поджогов автомобилей, — рассказывает координатор добровольцев Никита Васильев. — Последнюю неделю-полторы возгораний не было. Сейчас отслеживаем и другие нарушения — наркоманы на дорогах, пьяные без номеров, едущие по встречной полосе. Ночью всякое бывает.
Дружина делится на автомобильные и пешие группы. Первые просматривают улицы, вторые — методично прочесывают дворы. Работа согласована с полицией. Как рассказал еще один координатор Адам Бутин, с правоохранительными органами дружинники поддерживают постоянную связь — на случай, если потребуется помощь.
— Ночью в городе то колеса снимут, то чего подожгут. У нас задача такая: чтобы ночью на улицах Иркутска было спокойно. Мы имеем право задержать нарушителя, пока подъедут полицейские. Или сами ведем к ним, — замечает он.
Что касается поимки поджигателей, то эта задача не из простых. Мнения о мотивах преступлений расходятся. Взаимосвязи в поджогах не прослеживается — горели новые и старые, дешевые и дорогие авто. Большинство пострадавших объясняют поджоги местью, якобы поссорились с кем-то на автомойке, на заправке, или происками конкурентов по бизнесу.
Но дружинники уверены, что в городе орудуют именно пироманы. С начала года в Иркутске подожгли 66 машин, это происходило с 2 ночи до 6 утра. Недавно на одну из городских камер видеонаблюдения попал молодой человек в капюшоне, поджегший припаркованную иномарку.
— Они просто берут с собой бутылку с зажигательной смесью, заливают ее под капот или на капот и поджигают. Из того, что машины горят в одинаковое время, с почти одинаковой периодичностью, мы делаем вывод, что это спланированная серия, — рассуждает Адам.
У преступников уже появились подражатели. Был разовый поджог в Юбилейном, который пытались сделать похожим на прочие. Но полиция быстро вычислила и поймала виновников с очевидным мотивом.
«Кто, если не я?»
Утечки информации о перемещениях дружинники не допускают. Перед тем как принять в группу нового человека, его подноготную тщательно изучают. Чтобы не повторилась ситуация, подобная той, что произошла в 2011 году в Академгородке, когда на собрания по поиску «молоточников» приходили сами убийцы.
Мы в составе пешего патруля направляемся в городок ИВВАИУ. Доброволец по имени Александр рассказывает, что среди дружинников есть те, кто уже потерял свои машины или у кого пострадали знакомые. Причину своего участия объясняет просто — невозможно оставаться в стороне.
— Во-первых, я сам автовладелец, и я не хочу оказаться в такой ситуации. Во-вторых, я не хочу, чтобы мой город завяз в криминале. Хочется, чтобы город процветал. Третье — это гражданская позиция. Кто, если не я? Если полиция не может всем заниматься, то мы поможем.
Работа дружины продолжается до рассвета, больше всего нарушений выпадает на 3-4 часа ночи. Самая распространенная проблема — граждане в нетрезвом состоянии. Недавно, например, задержали девушку-наркоманку, которая бегала по двору и кричала. В итоге пришлось спасать нарушительницу от разъяренной жительницы, которую разбудили крики, пока не приехала полиция.
Мы собрались в местном опорном пункте, где более подробно обсудили план работы пешей группы. Здесь к нам присоединились бойцы добровольческой народной дружины «Рубеж». Командир группы с позывным «Пересвет» рассказывает, что территория ИВВАИУ особенно сложный район с точки зрения тушения возгораний. Дворы заставлены автомобилями очень плотно — всего 30-40 сантиметров друг от друга.
— Машина горит меньше двух минут. Нужно предполагать, что пожарная машина, выдвинувшаяся на место, доедет не раньше чем через 10 минут. Пока координируются, пока экипаж заезжает, пока найдет точку забора воды, у нас при такой плотности может выгореть до 15-20 машин, не считая строений, вблизи которых находится транспорт.
По руинам и дворам
Стоило выбраться из жилых кварталов, как впереди в подрагивающем свете уличных фонарей возник темный силуэт корпусов бывшего военного училища.
— Отморозки тут в основном лазят, наркоманы, шпана, — нахмурился командир «Рубежа». — Никто не мешает: ворота закрыл и делай что хочешь днем и ночью. Бомжи тут обживаются. Люди из новостроек мусор свозят, а это одна из причин пожаров…
Подошли к пятиэтажному зданию бывшего общежития. Дружинники рассказывают, что здесь опасно даже днем. Часть окон в здании выбита, часть — забита, но в некоторых все же горит свет. На всякий случай просветили окна на первых этажах — ни души. В одной из квартир нашли следы недавнего пребывания людей — по полу разбросаны шприцы и бутылки.
Делаем круг — еще раз обходим ряды припаркованных автомобилей, двор за двором. Внимание привлекла старенькая Toyota. Дружинники вспомнили, что машина стоит давно. Подозрительно, проверяем — не в угоне ли. Александр связался с полицейскими. Спустя некоторое время нам сообщили, авто принадлежит жительнице Шелехова. Что машина столько времени делает в закоулках ИВВАИУ, полиции еще предстоит узнать.
Ну а мы вновь идем по заброшенным корпусам. Помещения завалены горами мусора, однако в некоторых видны следы пребывания человека. В бывшей медсанчасти отчетливо слышали шорохи. Может, крысы?
— Они тут точно живут, может, еще встретим, — невозмутимо произносит Пересвет.
В одной из комнат на втором этаже нашли на полу саквояж с таблетками, а в соседнем помещении среди мусора стоит настоящая палатка. На полу раскиданы собачьи кости — бродячих животных тут используют в пищу. Повсюду клоки шерсти (животных обривают после убийства). Но самое, пожалуй, пугающее — разбросанные детские вещи.
Ночь на этот раз выдалась спокойной. Ближе к утру нас остановил полицейский патруль, который принял дружину за хулиганов. Выяснилось, что в микрорайоне Крылатый час назад кто-то скручивал дорожные знаки. После того как мы предъявили документы о работе добровольцев, полицейские отправились дальше.
Да, подобное случается — говорят дружинники, — и это правильно — значит, люди работают. Значит, порядок под охраной.
Автор фото — Никита Пятков
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Теперь все спокойно спят, кроме Ярослава Мудрого )