Одним — обязанность, другим — право
Сейчас обязанность создавать условия для привлечения медицинских кадров законодательно закреплена за муниципальными властями. Каких результатов им удаётся добиваться, наглядно демонстрирует ситуация в любой поликлинике. В бюджетах территорий для выполнения этой задачи не хватает денег, констатировали авторы нового закона — депутаты ЗС Андрей Лабыгин, Алексей Козюра, Артём Лобков, Игорь Милостных и Владимир Новожилов.
Они предложили с муниципалов эту обязанность снять и возложить её на областное правительство, которое должно будет обеспечивать медиков жильём, заниматься профориентацией и целевым обучением молодёжи, а также её последующим трудоустройством, повышать зарплату врачам, проводить конкурсы профмастерства. Но у муниципалитетов останется право принимать меры для повышения престижа профессии, если позволят финансы.
Областному правительству идея народных избранников сильно не понравилась. Губернатор Сергей Левченко дал отрицательный отзыв на законопроект, а минздрав вступил в жёсткую полемику с депутатами. И хотя спикер Заксобрания Сергей Брилка в последнее время часто повторяет, что никакой войны между двумя ветвями власти нет и не будет, кто бы её ни хотел, ситуация явно вышла за границы рабочей дискуссии.
Первые публичные баталии вокруг законопроекта разразились 28 июня на заключительной в этом политическом сезоне сессии Заксобрания. Второй раз народные избранники, члены регионального правительства, а заодно и мэры столкнулись на площадке областной Общественной палаты, которая организовала широкое обсуждение законопроекта.
Нелюбезный ответ
Не по-бюрократически оперативно — на следующий день после принятия спорного закона в первом чтении — министерство здравоохранения Иркутской области разразилось обширным сообщением для прессы. Минздрав не стеснялся в выражениях и заявил, что депутаты хотят убить то хорошее, что в последнее время стало появляться в региональной медицине. Действия парламентариев ведомство замысловато окрестило «активным торпедированием позитивных процессов по укреплению кадрового потенциала медицинских организаций региона».
Чиновники подсчитали: если обязанность с муниципалов переложат на областное правительство, региону надо будет найти 19 миллиардов рублей, чтобы привлечь недостающие кадры, придётся разработать много подзаконных актов, плюс нужно время на строительство жилья. И на всё это уйдёт много лет.
«Но вместе с тем в объяснительной записке к проекту закона Андрей Лабыгин указывает, что дополнительных денежных средств из областного бюджета не потребуется. Так если не потребуется дополнительных расходов, зачем забирать полномочия у муниципалитетов, которые имеют средства и готовы их вкладывать для привлечения врачей?» — задаётся вопросом министерство. И выдвигает версию: «Может быть, лавры победителя от успешно проведённого и принятого закона об отмене прямых выборов мэра Иркутска вскружили голову Андрею Лабыгину, и он счёл, что все законопроекты, которые им выдвигаются, являются единственно верными и справедливыми? Огульное неаргументированное заявление Андрея Лабыгина о том, что муниципалитеты не исполняют норму из-за своей дотационности, полностью разрушается о реальные программы, которые разработаны, финансируются и дают ощутимую отдачу».
Об этой отдаче министр здравоохранения Олег Ярошенко говорил в Общественной палате, отметив, что комитет по здравоохранению ЗС ни разу «не удосужился» включить в свои повестки вопросы о том, как муниципалитеты выполняют свою обязанность создавать условия для привлечения медработников. Со слов министра, в 31 муниципалитете из 42 есть программы социальной поддержки медиков, и в большей или меньшей степени они финансируются.
— Так, в результате слаженной совместной работы администрации Иркутска, медицинских организаций, а также минздрава укомплектованность (кадрами. — Прим. ред.) здесь в среднем составляет 65,2 % при среднеобластном показателе 56,1 %, — утверждает Ярошенко. — В Заларинском районе предоставляются земельные участки, ведомственное жильё, «подъёмные» в размере 100 тысяч рублей, ежемесячно компенсируют расходы по найму жилья. В Бодайбинском районе предоставляются жилые помещения по договору найма, «подъёмные» 400 тысяч рублей. В Ангарске, Усть-Илимске, Братске разработаны муниципальные программы, в рамках которых врачам частично компенсируют затраты на аренду жилья, выплачивают достойные «подъёмные», предоставляется земля для строительства, а также другие льготы.
Вывод министра: в прошлом году в Иркутской области впервые за долгое время удалось приостановить хронический отток медработников. В 2016-м кадровый потенциал медицины региона пополнился на 77 врачей. С 2013 года средняя укомплектованность медицинских учреждений кадрами выросла с 53,2 до 56,1 %.
— Вам нужен новый «чёрный кадровый вторник»? — отрубил Олег Ярошенко.
По его мнению, активность депутатов вызвана грядущей избирательной кампанией — в 2018 году пройдут выборы в Заксобрание.
Позиция мэров
— Замечательные цифры привёл министр. Я бы постеснялся, — пошёл в атаку мэр Черемхово Вадим Семёнов. — У нас 42 муниципальных образования второго уровня (муниципальные районы и городские округа. — Прим. ред.). Разделите 77 на 42, получается 1,8 человека. То есть каждый муниципалитет получил человечка и ещё чуть-чуть в виде врача. В Черемхово обеспеченность лечебными кадрами 38 %. Нет не только узких специалистов, нет вообще специалистов каких-либо. Поэтому законопроект прекрасный.
— Ещё буквально два года назад я была заместителем главного врача в крупнейшей в городе поликлинике. И на самом деле знаю, что такое дефицит врачебных кадров, — поддержала Семёнова спикер думы Братска Лариса Павлова. — Когда утром я шла на работу, сложно было пройти, и сейчас примерно такая же ситуация, потому что такие очереди! Сегодня в городе работает программа «Здоровье». Мы выплачиваем единовременные пособия по 150 тысяч, когда врач к нам приезжает, до десяти тысяч в месяц — компенсация за съёмное жильё. В этом году принято решение о выплате первоначального взноса по ипотечному кредиту. Я считаю, что это действенные мероприятия, но с 2013 года в наш город прибыло 225 врачей, при этом ушло из здравоохранения 209, в основном это выход на пенсию. То есть плюсом мы получили всего 16 человек.
— У меня на сегодня от главного врача города 16 ходатайств о выделении служебного жилья для врачей. Жилья у меня нет, — взял слово мэр Саянска Олег Боровский.
— Сами мы не выживем, и медицина будет, извините, грубо скажу, в одном месте. И чем дальше, тем хуже, если нам не помогут решить проблему, — заявил градоначальник.
Не поддержала коллег председатель думы Усольского района Надежда Глызина. Она опасается, как бы передача полномочий муниципалитетов на региональный уровень не усугубила ситуацию:
— Давайте вспомним, что произошло, когда у муниципалитетов забрали право кормить детей из неблагополучных семей. Когда право муниципалитетов было закреплено законом, софинансирование от района было 20 рублей, от области — десять рублей. Мы лишились такого права, остались на десяти рублях, добавили пять рублей со стороны области. И нужна была законотворческая инициатива, чтобы мы получили то, что имели на начальном этапе — 30 рублей. Если мы примем этот закон и основная обязанность по созданию условий для медиков ляжет на область, я буду ходить и требовать средства, жильё от областных структур. Но дело в том, что очень много времени на это тратится.
Главврачи против идеи депутатов
Против законопроекта выступили порядка 30 главврачей региона. Они написали письмо в адрес губернатора и Заксобрания, в котором высказывают недоумение по поводу того, что законотворцы не спросили мнения медицинского сообщества. Многие из врачей, выступая в Общественной палате, говорили, что передача правительству полномочий по привлечению медиков породит бюрократическую волокиту, о чём сказала и Надежда Глызина. А муниципальная власть ближе, до неё проще достучаться. В этом же обращении повторяются доводы, которые приводит министр Ярошенко. Некоторые мэры на встрече в Общественной палате усомнились, что медики подписали письмо по доброй воле.
— То, что я подписал обращение, простите, уважаемый руководитель, это ни грамма не является раболепием. Я считаю, что эта новелла усложнит жизнь мне и моим коллегам в районе, — ответил на предположения мэров главврач Качугской районной больницы Александр Федосеев и поведал о своих успехах в привлечении врачей. — Предыдущий главный врач работал практически девять лет. Мой предшественник не был ни в одном ФАПе, ни в одной амбулатории, и он абсолютно удовлетворял мэра района. У меня сложились хорошие отношения с мэром, благодаря чему мы сейчас проектируем поликлинику, в которой члены Заксобрания случайным образом провалились под пол, потому что предыдущий главврач не удосужился подумать, что там сделать. Решается вопрос со строительством жилого дома на 12 квартир. Привлекаем хорошей заработной платой, предоставлением дежурства, чтобы можно было поднять зарплату. И получается 50-100 тысяч рублей в месяц.
— Когда мы приехали в Качуг, где у нас провалился Труфанов (Николай Труфанов — депутат ЗС. — Прим. ред.), коридоры были забиты людьми. И никто, кроме нас, не принял решения о проектировании поликлиники, — отреагировал на заявление Сергей Брилка. — Никто не присваивает заслугу депутатам Заксобрания, я лично был понят Олегом Николаевичем (Ярошенко. — Прим. ред.), когда мы на эту тему поговорили.
Сергей Брилка сопротивление минздрава и главврачей назвал «абсолютно неправильным противостоянием» и призвал не политизировать ситуацию.
— Не надо спешить, суетиться и клеймить «Единую Россию», — предложил он. — Она здесь совершено ни при чём. Решения лежат в другой плоскости, мозги включить надо, сесть и подумать, ведь там люди. Политическая окраска здесь никакого значения не имеет, это реальная озабоченность тем, что происходит в Иркутской области. Люди плачут, когда приезжаешь в территории. Нужно принять очень вдумчивое решение, и мы обязательно найдём выход. И не будет никакой политической войны.
Письмо из ФСБ
Однако серьёзные разногласия и противостояние между правительством и Заксобранием очевидны, считают наблюдатели. Борьба есть, и счёт в ней пока не в пользу губернатора.
— Помимо социально-экономических проблем Левченко традиционно испытывает трудности с улаживанием внутриполитических конфликтов, возникших на территории. В частности, у главы региона имеются проблемы с выстраиванием отношений с Заксобранием — в результате он потерпел поражение в продвижении референдума по прямым выборам мэра Иркутска, — констатирует генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Как следствие, Сергей Левченко за месяц потерял пять позиций в рейтинге влияния губернаторов, в июне опустился на 80-е место.
Местные наблюдатели тоже видят, что отношения между двумя ветвями власти напряжённые. По мнению заведующего кафедрой судебной медицины Иркутского государственного медуниверситета Юрия Солодуна, история с законопроектом имеет явно политический подтекст:
— Это одна из попыток Законодательного собрания воздействовать на правительство Иркутской области, на губернатора. Я думаю, что вы не совсем правильно используете свой ресурс. Вместо того, чтобы добиться изменения финансирования, дать больше денег на медицинский ресурс, вы пытаетесь убрать ту часть, которую муниципалитет может поддерживать.
Куда повернёт конфликт, покажет следующий политический сезон. Стороны настроены решительно. Объясняя на площадке Общественной палаты позицию правительства, первый заместитель губернатора Владимир Дорофеев козырнул отзывом ФСБ на скандальный законопроект. Со слов чиновника, в письме силовики предупреждают губернатора о том, что изъятие у территорий полномочий по привлечению медработников может снизить эффективность работы муниципальных администраций в области здравоохранения, привести к сокращению финансирования муниципальных программ поддержки медицинских кадров. Замгубернатора призвал депутатов прислушаться к письму из ФСБ.
Светлана Латынина, ИА «Иркутск онлайн»
Мой первый комментарий!
Ну по-хорошему, пока для бюджетников будут скотские условия работы, никто и не будет хотеть работать нормально. Правда, если хорошие условия сделать, то далеко не 1 и не 2 года понадобится, чтоб медицина на местах стала лучше, чтоб люди не боялись обращаться. Мне вон в горбольнице не помогли…