На пепелище
Прямо посередине улицы Рабочей возвышаются закопчённые печи пяти сгоревших домов: три по левой стороне, две — по правой. Без жилья остались десять семей — 47 человек, 13 из которых — дети.
Нина Алексеевна — одна из погорельцев. Она жила в Горячем Ключе 65 лет, с самого рождения. В тот страшный день она была дома, муж — на работе.
— Мы вот здесь живём (по правой стороне. — Прим. ред.). Я была дома и увидела дым, позвонила в пожарную. Пока звонила — пламя уже разошлось и перекинулось на соседний дом, — рассказывает Нина Алексеевна. — Стало «стрелять» на нашу сторону — загорелся наш. К тому же ещё был сильный ветер…
Женщина успела схватить паспорт и выбежать из дома. Муж остался с теми документами, с которыми ушёл на работу.
— К тому же жара сильная стояла. Я сейчас вот разбирала вещи, увидела свой чайный сервиз, — показывает лежащий на земле разбитый фиолетовый фарфоровый чайник, — и просто поразилась, как он тут оказался? Он стоял над печкой, значит, это же какой жар был, раз его отбросило в соседнюю комнату!
В конце разговора она добавляет, что служба была не подготовлена. Пожарные машины пришли из Иркутска поздно, вместе со скорой помощью, когда уже всё сгорело.
— А вы нашего депутата упомяните, Челпанова Андрея Васильевича, — внезапно вклинивается в разговор молодой человек в чёрной от сажи футболке, разбиравший горелки. — За ним же числятся «пожарки», а где они? Водовозка, ладно, на пожаре в лесу была. А одна пожарная машина пришла, а вторая не доехала, сломалась в начале улицы. Тракторов не было, был бы трактор — сразу бы тот сарай, который горел, отгребли. А у него ни одной техники нет!
Его слова подтверждают рядом стоящие погорельцы, рассказывая, что у местной пожарной машины, которая всё-таки смогла прийти на помощь, оказался неисправным шланг. «Зачем отправляли?» — недоумённо вопрошает Нина Алексеевна. Даже время звонка на ее телефоне, в 15:14, она, наверное, запомнит навсегда. Женщина считает, что если бы помощь пришла быстрее, то её дом остался бы цел.
— Зато в новостях говорят: «МЧС отстояли почту и школу» — до почты и до школы ещё…! — парень в футболке грустно махнул рукой в сторону поселка и продолжил разбирать завалы.
А был ли костёр?
Вечером 22 июня ГУ МЧС по Иркутской области сообщило, что пожар произошёл по вине местного жителя. По предварительным данным, мужчина разжёг костёр на придомовой территории и оставил огонь без присмотра. На вопрос об этом Нина Алексеевна решительно отвечает:
— Неправда всё это. Его даже в тот момент дома не было, он был на работе. Я сама утром видела, как он уходил. Его вчера весь день допрашивали с раннего утра до самого вечера.
Наравне со всеми на пепелище работает и предполагаемый виновник пожара. Общаться он не настроен:
— А что тут говорить-то! Случилась и случилась беда. Я на работе был. Никакого костра не было, это всё разговоры. Когда я через огороды прибежал, здесь уже всё полыхало. Еще ляпнули «добрые люди», мол, что это я, оказывается. Сказать можно всякое…
За соседа решительно заступаются женщины из другого дома:
— Это всё поклёп соседей. На вчерашний день (23 июня. — Прим. ред.) официальной версией пожарные назвали короткое замыкание. Просто у него в сарае начало гореть, никакого костра не было. Дома были бабушка, жена и ребятишки. Сначала окучивали картошку, потом стало жарко и зашли в дом. Дети играли на улице за калиткой.
Пенсионер Валентин Васильевич проживал один. Рассказывает, что тоже успел схватить только паспорт. Живет пока у родственников жены.
— Вчера оперативно все работали: МЧС, полиция. Сделали учёт транспорта, всё записали. Всё решалось на месте конкретно. Строиться пообещали, а в первую очередь надо прибраться, конечно. Да и путнее надо сгрузить, что осталось. Плиту с печки или вон, баллоны, — он указывает на мужчину, который снимал две шины со сгоревших наполовину «жигулей».
На первом слева участке посреди небольшого поля с пожухлыми, еще недавно молодыми зелеными кустиками картошки стоит молодая женщина с ребенком на руках. Рядом с ней бегают двое мальчишек, они пытаются помочь молчаливому мужчине носить сгоревшие доски. Наталья, так назвалась женщина, рассказывает, что здесь жил её отец, она сама с ребятишками — на прилегающем участке:
— У меня папа тут жил. Я услышала хлопок, прибежала, документы успели забрать, а папа-то на работе был. Холодильник у самого входа стоял, его смогли оттащить. Мы как раз два месяца назад сделали здесь капитальный ремонт. Вон, видите, печка новая осталась.
Действительно, на пепелище возвышается кирпичное сооружение, на котором виднеются ровные аккуратные швы красивой плитки.
Погорельцы рассказали, что от администрации Ушаковского района каждой семье выделили по десять тысяч в качестве экстренной помощи. Людей временно приютили родственники, уже вечером 23 июня привезли первую гуманитарную помощь — одежду и продукты. В качестве временного жилья пообещали поставить теплые вагончики.
Пенсионерам лекарства, детей — в летний лагерь
Погорельцы часто упоминали участие властей и помощь в виде денег, а также обещание выделить стройматериалы. Мы отправились в Пивовариху, где находится администрация Ушаковского муниципального образования, чтобы получить точную информацию из первых уст. Несмотря на субботний день, там как раз началось заседание оперативного штаба с участием главы местной администрации Александра Кузнецова, его заместителя Алексея Радикевича и исполняющего обязанности мэра Иркутского района Игоря Жука.
— Идёт работа по оказанию помощи со стороны нашей администрации, администрации Иркутского района. 22 июня создали оперативный штаб по по ликвидации последствий пожара. Были приняты меры по расселению людей, решили, что нужно сделать в первую очередь, — отчитался Александр Кузнецов. — На втором заседании вместе с представителями областных министерств и ведомств решали остальные вопросы, в том числе по восстановлению паспортов — сегодня документы им уже должны выдать. Сейчас будем прорабатывать основной вопрос: какую реальную помощь можем мы оказать пострадавшим, и на что можем рассчитывать от областных структур.
Глава Ушаковского МО сообщил, что местное территориальное общественное самоуправление «Пивовариха» в день происшествия объявило сбор гуманитарной помощи. За вечер удалось собрать 200 тысяч рублей, 100 из которых разделили на десять семей-погорельцев. Остальные 100 тысяч различным образом также направят в качестве помощи.
— Первые машины с грузом уже ушли вчера, — добавил замглавы Алексей Радикевич. — Сегодня утром ездили на рынок закупали продукты, потому что у людей ни денег, ни продуктов, а одежды уже достаточно привезли. Также предметы первой необходимости: бытовая химия, мыло, порошки. Как-никак, для родственников погорельцев это дополнительная нагрузка, поэтому посчитали, что эти продукты и вещи первой необходимости нужны обязательно.
Игорь Жук, кроме мер поддержки, прояснил зависший вопрос по причинам возникновения пожара в Горячем Ключе:
— Источник средств и суммы поддержки для выделения погорельцам будут определяться уже после официального заключения. Если причиной пожара стал природный катаклизм или техногенный фактор, то привлекут средства из федерального бюджета. Здесь предусмотрена поддержка 100 тысяч на человека, не более 300 тысяч на семью. Если бытовой пожар — то только органы местного самоуправления. Мэр района уже встречался с агентством лесного хозяйства, и будет решаться вопрос с председателем правительства Иркутской области Александром Битаровым о выделении 125 кубов леса на семью для восстановления жилья и по 35 — на постройки.
Александр Кузнецов подтвердил, что в ближайшее время поставят теплые вагончики в качестве временного жилья для погорельцев. Они предназначены для маневренного жилья, их уже использовали в подобных целях. Пока на понедельник запланирована расчистка сгоревшей территории от горелок на средства резервного фонда.
Игорь Жук добавил, что родителям уже предложили отправить детей на один-два сезона в детский лагерь «Эколог» в Листвянке, но они пока отказываются.
— Пожилым тоже надо пока предложить в какой-нибудь санаторий или госпиталь ветеранов, там одна вдова ветерана есть. Кстати, лекарства тоже закупим и привезем, — завершил Алексей Радикевич.
***
Пожертвования для погорельцев собирает территориальное общественное самоуправление «Пивовариха». Вещи можно принести по адресу: село Пивовариха, улица Дачная, 8. Отправить деньги можно на банковскую карту учредителя Марины Владимировны Ульяновой, телефон 8-902-766-62-98, с пометкой «Помощь» (по возможности с указанием телефона для обратной связи) или на расчетный счет ТОСа по следующим реквизитам:
ИНН 3827046399
КПП 382701001
р/с 40703810118350032326 в Байкальском банке Сбербанка России города Иркутск
к/с 30101810900000000607 БИК 042520607.
Автор фото — Никита Пятков
Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»
Зря дети отказываются.Эколог - не плохая альтернатива ,особенно для тех,кто помладше-будут и накормлены ,и отвлекутся от стресса…А кто уже постарше -будут помогать взрослым-жизнь,она такая штука-(((