Всё выше и выше
Начиная с 18-го века функции пожарных в России исполняли казаки, армейские формирования и полицейские, но проблемы в координации действий привели к необходимости создания отдельной службы. Как сообщает «Иркипедия», в 1814 году по инициативе иркутского губернатора Николая Трескина началось переустройство пожарной охраны города.
Первым распоряжением губернатор повелел построить три частные управы, переоборудовать и соорудить на приобретенном двухэтажном каменном доме по улице Луговской пожарную каланчу, разместив там городскую полицию. Тогда Иркутск стал третьим городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где провели радикальные изменения в противопожарном деле.
Знаковой датой для развития пожарной службы оказался 1879 год. Тогда в Иркутске произошел большой пожар, уничтоживший деревянный исторический центр города. После этого власти занялись улучшением содержания пожарной команды. Одновременно продолжилась работа по совершенствованию сети пожарных вышек: здания распределяли по городу таким образом, чтобы наблюдатель с одной башни мог видеть сигналы с другой.
В октябре 1898 года на заседании думской комиссии Иркутска приняли решение строить пожарную каланчу. Работу над проектом отдали городскому архитектору Алексею Кузнецову. Он, кстати, известен и другими своими работами — совсем неподалеку от каланчи стоит Аптека Писаревского, рядом с драматическим театром сохранился деревянный особняк Бутина. Наконец, примерное в те же годы Алексей Кузнецов взялся за проект Гранд-отеля на улице Большой (ныне Карла Маркса).
На строительство каланчи потребовалось три года. Подсобные помещения возвели всего за два месяца, но строительство главного здания продолжалось до лета 1901 года. Интересно, что через год после этого события Алексей Кузнецов оставил службу городского архитектора.
Говорить о том, что каланча на Преображенской была высочайшим сооружением в дореволюционном Иркутске, конечно, не совсем корректно. Выше остальных к небу тянулись церкви — с конца 19-го века по 1932 год отметку свыше 60 метров удерживал Казанский кафедральный собор, что почти в два раза выше каланчи. Обходили пожарные вышки и храмы поменьше, например колокольня Успенской церкви или звонница Вознесенского монастыря.
Однако даже после их уничтожения в советские годы сохранившаяся Спасская церковь всё равно обходила по «росту» все пожарные вышки города. Поэтому, дабы не принижать достоинств каланчи, можно называть её самым высоким гражданским строением дореволюционного Иркутска.
Площадка каланчи находится на высоте 34 метра 70 сантиметров над землей. На ней постоянно находился дежурный, который назывался «каланчовый». Он наблюдал за городом и сообщал о любом самом малом возгорании. Днём — флагами, ночью — фонарями.
Упадок и возрождение
Пожарная станция просуществовала в этом здании почти 90 лет — до 1988 года, когда пожарную часть передислоцировали на улицу Байкальскую. С тех пор здание оставалось фактически заброшенным. Попытки обустроить здесь музей предпринимались неоднократно, но необходимая реставрация затягивалась из-за отсутствия средств.
Наконец, в 1998 году началась разработка проектной документации, а спустя два года —реставрация. Каланча скрылась за лесами, саму башню укрепили, обновили кирпичную кладку депо. Затем вернулась проблема финансирования, работы встали, бывшая пожарная часть вновь опустела, на этот раз на десятилетие.
Пустующий колосс в центре города не мог не привлекать внимание неравнодушных иркутян. Они всё чаще поднимали вопрос восстановления памятника. В сети можно найти немало публикаций СМИ на этот счет от ведущих городских изданий того времени.
В апреле 2012 года работы наконец возобновились. Ремонт на площади 800 квадратных метров провели за девять месяцев. Для покраски фасада каланчи потребовалась помощь трёх промышленных альпинистов. Стоимость реконструкции составила 30 миллионов рублей.
В период с января 2013-го до лета 2014 года формировали экспозицию, занимались наполнением будущего музея. 10 июня 2014 года cостоялось торжественное открытие музея, церемонию приурочили к 200-летию пожарной охраны города.
В пожарном музее оказались в том числе образцы пожарного инвентаря начала прошлого века и советских времен, старинные фотографии и документы, связанные с развитием противопожарной службы в Иркутске. Ряд экспонатов перевезли сюда из комнаты боевой славы Главного управления МЧС России региона, большую же часть собирали по гарнизонам пожарной охраны Иркутской области.
Башни-близнецы
Иркутск неспроста называют «маленьким Петербургом», ведь в архитектурном наследии двух городов прослеживается немало общего. Каланча на Преображенской — лучшее тому доказательство. Её возвели по переработанному проекту здания в Санкт-Петербурге.
Пожарную часть между 21-й и 22-й линиями Васильевского острова построили по решению думы столицы Российской империи от 1882 года. Стройка велась по проекту гражданского инженера Владимира Шаламова в течение двух лет, до 1884 года. В итоге появился целый комплекс зданий с фасадом из красного кирпича, предназначенных для размещения пожарных и полицейских. Интересно, что все они сохранились до наших дней.
При детальном сравнении помимо практически идентичных башен видны различия в пристрое пожарной части. В петербургском здании есть полноценный второй этаж, в Иркутске же вместо него расположены достаточно большие и просторные мансардные помещения. Разнится и количество ворот депо на первом этаже — в иркутском памятнике их не шесть, а четыре.
Но в чем причина сходства? Завесу тайны приоткрывает руководитель музея пожарной охраны Иркутска Татьяна Мурач:
— Алексей Иванович Кузнецов учился у Шаламова, он знал его. Поэтому, думаю, он и взял за основу тот проект. Он ведь окончил Академию художеств в 1891 году, работал архитектором в Санкт-Петербурге. В 1892 году его направили на службу в Иркутск в качестве архитектора в техническо-строительном комитете, а затем в управлении строительной и дорожной части при иркутском генерал-губернаторе. Здесь Кузнецов, по сути, стал главным архитектором.
Ныне иркутская каланча схожа с петербургским собратом и в своем предназначении. В бывшей части на Васильевском острове тоже находится музей. Причем действует пожарно-техническая выставка имени Б. И. Кончаева аж с 1957 года и является старейшей в России.
Вадим Палько, ИА «Иркутск онлайн»
Музей это хорошо, только вот рядом с ним находица больница, у которой парковка максимум на 5 машин, Возле музея стоит знак «парковка запрещена, выезд боевого расчёта» и гаишники с эвакуаторами оттуда забирают через каждые 3 минуты… Никакого выезда боевого расчёта там нет, а знак стоит просто для…